Ровесники

 

               
                Ровесники.
Уже в семнадцать лет, тогда ещё   просто Гоша, был назначен   матросом без класса на морской буксир «Аполлон». Буксир водил лихтера в порты Балтийского и Северного морей.: Финляндии, Польши, Германий (ГДР и ФРГ), Дании, Бельгии, Голландии, Франции, Англии  и везде удивлялись  нашему «верёвочному» флоту. Старшим помощником капитана был на судне Борис Иванович Аказёнок.  Гоша не скоро узнал от других членов экипажа, что  Борис Иванович  Герой Советского Союза. Однажды, капитан буксира рассказал  молодому матросу  историю награждения Бориса Ивановича Золотой звездой.  Во время Великой Отечественной войны Борис Иванович работал рулевым на  лесовозе «Старый большевик». Лесовоз накануне войны был переоборудован под грузовой пароход.   28 мая 1942  года пароход, гружённый военной техникой, боеприпасами бензином  и продовольствием, следовал в составе союзного  конвоя PQ -16  из Рейкьявика (Исландия) в Мурманск.  В пути караван судов был атакован вражескими  самолётами и подводными лодками. Благодаря умелому маневрированию рулевого, теплоход трижды  избежал торпедирования. Огнём из кормового зенитного орудия Борис Аказёнок сбил самолёт противника. Когда от взрыва вражеской бомбы на судне возник пожар, он первым бросился в  трюм,  где находились  снаряды  и зажигательные бомбы.  Считая положение горящего судна безнадёжным, английское командование эскорта предложило экипажу покинуть его, но ни один из моряков не оставил корабль. Конвой ушёл, оставив горящий лесовоз. Восемь часов шла упорнейшая борьба с огнём. Экипаж спас свой пароход от огня, устранил повреждения и вовремя прибыл в Мурманск, доставив необходимые фронту военные грузы. В Кольском заливе израненный пароход был встречен салютом боевых кораблей.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга, Борису Ивановичу Аказёнок 28 июня 1942 года  присвоено звание  Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»  (№ 797).
После войны  Борис Иванович окончил  штурманские  курсы, прошёл путь от четвёртого помощника  капитана до капитана, был штурманом Балтийского пароходства.
Гоша всегда помнил, что Борис Иванович, будучи очень скромным человеком, тяготился, когда его приглашали в Балтийское пароходство на юбилейные встречи и собрания, где обязывали выступать и, в который раз, рассказывать о своём подвиге. В Советском Союзе  кавалеров ордена  Ленина почитали, им были открыты все пути,  двери всех кабинетов. При желании Борис Иванович мог бы сделать любую карьеру, но остался верен морю до пенсионного возраста. Он не считал себя героем, говорил, что оказался в нужное время в нужном месте, спасал как мог и судно, и экипаж, и себя.  Гоша  не сумел, по молодости, понять и оценить, что такие встречи редкость. И, если Борис Иванович  безусловно положительный герой   - официально признанный Герой, то с ещё большим теплом   уже Георгий Степанович   подружился с ровесником Борис Ивановича -    Павлом Васильевичем Глазовским., оказавшимся тоже в самом начале войны совсем в других обстоятельствах.
Тоже флот, тоже судно, но уже теплоход, правда прошло пятнадцать лет.  Георгий Степанович -  старший руководитель практики группы из 30 курсантов,  Павел Васильевич -  второй руководитель. По опыту, конечно же он был первым, но официально  Георгий Степанович был назначен старшим так как был штатным работником училища, а Павел Васильевич, будучи на пенсии, приглашался на  полуторамесячную  судовую практику. Они очень уважительно относились друг к другу.  Григорий  Степанович  много раз слышал, что  люди полушёпотом, полунамёками,   доверительно говорили о «криминальном» прошлом Павла Васильевича. При этом он пользовался авторитетом и у преподавателей и у курсантов. Обходительный, предупредительный, вежливый, отличный преподаватель и штурман. Он всегда был серьёзен, мало шутил, но и преподаватели, и курсанты, общаясь с ним, учились настоящей русской речи, манерам, такту.   Исключительная честность и порядочность Павла Васильевича были поняты и оценены и практикантами.
Никто из  них не помнил, что послужило поводом, но однажды это случилось, да и не могло не случиться. Они сидели вдвоём в каюте Павла Васильевича, разговорились. Разговаривали без вина, без чашки чая, делились впечатлениями о ходе практики, об отдельных курсантах, об отчётности. После длительной паузы, неожиданно для Георгия Степановича  Павел Васильевич сказал: «Я рад, что именно с Вами мы сейчас здесь, я расположился к Вам, и считаю необходимым рассказать свою историю. Лучше Вы будете знать всё от меня, чем из намёков, недоговорённости, иногда, полагаю,  осуждений, в разговорах  обо мне наших преподавателей»
_»Я благодарю Вас за доверие, буду рад выслушать Вас, если рассказ не причинит Вам  боль» - ответил Григорий Степанович.
«Я ровесник века – начал Павел Васильевич, в восемнадцать лет был делегатом 3-го съезда    комсомола. (Примечания).
Сразу же по окончании военно-морского училища в Петрограде молодой лейтенант Глазовский Павел Васильевич был арестован . Ему было предъявлено обвинение в шпионаже. По версии следователя он работал на Польскую разведку. Ещё бы – Глазовский! Два года провёл он  в следственном изоляторе, но был оправдан за неимением у следствия достаточных улик и упорным отрицанием своей» вины» даже при применении « жёсткого» воздействия отдельными следователями. Обвинение снято, а документы об аресте остались.  По освобождении лейтенант Глаорвский назначается военным представителем на строящийся  в Одессе корабль. Направить   его  на действующий строевой корабль командование не решилось.
  В начале Великой Отечественной войны лейтенанта Глазовского  назначают командиром взвода в одну из полевых частей, которая формировалась на Юго-Западе Украины. Связь между штабами ещё не была отлажена. Сотни небольших формирований скитались  в поисках  своих рот, полков или партизанских отрядов.  Взвод Глазовского попал в окружение. При взрыве снаряда Павел Васильевич был контужен и оглушён. Он был пленён, как и тысячи солдат, но кто этому поверит, когда большая часть отряда осталась на поле боя навсегда, а оставшихся в живых годы войны разбросали кого куда, и  восстановить события первых  дней и недель войны  не представляется возможным. Павлу Васильевичу не повезло: в бессознательном состоянии он попал в плен. Первые полгода он содержался в лагере для пленных офицеров, где поддерживались вполне цивильные условия, затем два года батрачил, а последние два  года – контрационный лагерь.
  Освободился Глазовский в 1945 году и начал работать преподавателем штурманских дисциплин в Ленинградском речном училище. Глубокой осенью того же года во время занятий входит  с извинениями в аудиторию начальник училища, а с ним двое в  штатском. Павел Васильевич понял всё сразу: задержание, арест, суд, 58 статья-измена Родине, 25 лет исправительных лагерей.
  Освободился Павел Васильевич в 1958  году, Реабилитирован  в  1964  году.
В штат училища  Павла Васильевича так и не взяли, ссылаясь на возраст, а вот к плавательской практике, где здоровье действительно необходимо, привлекали ещё много лет.  Преподаватели предпочитали летом  отдыхать.   На судне  же не спокойная отлаженная аудиторная, практически, без неприятных неожиданностей,  работа, а огромная ответственность за здоровье и жизнь тридцати мальчиков, впервые вставших на палубу учебно-производственного судна,  осуществляющего  перевозки  народно-хозяйственных грузов.

Вспомним заглавие  рассказа – «Ровесники».
Герой Советского Союза и» изменник Родины, предатель».
А по жизни……..Борис Иванович и Павел Васильевич – два очень хороших человека, но для первого  в начале жизненного пути так сложились обстоятельства, что понадобились секунды (минуты), чтобы жизнь сложилась более,чем  благополучно. Для второго обстоятельства тоже в начале войны, тоже в начале жизненного пути сложились иначе, и он всю жизнь нёс на себе клеймо изменника, предателя. Много лет он  жил не образно, а  буквально лагерной жизнью, а затем на свободе всегда чувствовал недоверие, осторожность по отношению к себе со стороны большинства знавших его людей.



                1973 год.

Примнчания:  октябрь 1920 года состоялся 3-ий съезд РКСМ, на котором В.И.Ленин обратился к молодёжи с призывом:Учиться, учиться и учиться!».
   РКСМ -Российский Коммунистический Союз молодёжи


Рецензии