Нукрат и Карино

  'Верстах в 20 от Слободского, по Глазовскому тракту, в Ярославской волости есть группа татарских деревень, исстари известная под именем Карина и заселенных, кроме татар, вотяками, чувашами и бесермянами. Сами каринцы производят себя от арских князей. Этим князьям принадлежали поместья в Карине, пожни и озера по р. Чепце, и целые жалованные деревни. Пожалования относятся ко временам вел. кн. Василия Ивановича и к последующему времени, но лишь до тех пор, пока каринцы служили Москве в войнах против Казани; с покорением Казанского царства роль каринцев пала, пожалования прекратились, привилегии их забылись, и они постепенно перешли в податное состояние'. Энциклопедия Россия, 1914г.
   Начальная история села Карино остается во многом загадочной и неразрешимой с позиций устоявшихся исторических представлений. В работах большинства историков прошлого Карино выглядит неким чужеродным элементом, привнесенным на нашу землю из далеких пределов. Вместе с тем, документы 16 века не оставляют сомнений в важной роли этого городка и его округи в средневековой жизни Вятской земли.
   Помимо Арских князей и татар в Карино, с середины 15 века известны Арские князья и татары в городе Арске на реке Казанке в 60 км выше Казани. При взятии этого города войсками московского царя в 1552 году в числе пленных упомянуты '12 арских князей, 7 воевод черемисских, лучших людей и сотников старейших 300, и всех до 5000 человек'. Вероятно, город-крепость Арск был административным центром Арской даруги (земли), географически приближенным, как и другие такие центры, к столице ханства Казани. Карино было далёким северным форпостом этого княжения. С завоеванием Вятки в 1489г. Каринские татары попали под управление Москвы (Арские князья присягнули её правителю и были отпущены в свою землю), хотя связи с часто враждебной Москве Казанью наверняка существовали. В народной памяти татар Карино сохранилось предание о выходе первых князей Касимовых именно из Арска.
   Полная и точная родословная Арских князей до конца еще не составлена, надежные даты их жизни появляются только с 1505 года. Шеджере написанная в Карино начинается 1462 годом.
   "Постоянное татарское население появляется на Вятке, по-видимому, лишь вместе с арскими князьями не ранее середины XV в., т.е. после образования Казанского ханства. При этом оно сосредоточилось к востоку от Хлынова в междуречье Вятки и Чепцы вокруг Карино. Исследование этого района пока результатов не принесло. В то же время из источников хорошо известно, что вплоть до середины XVI в. татары проживали в городах региона. Вероятным маркером этого является, по-видимому, выделенная Д.А.Салангиным так называемая "татарская" керамика, выявленная по материалам Казани, Москвы, Подмосковья, Чердыни, и Вятки. Во всяком случае, проблема существования булгаро-татарского компонента на Средней Вятке, как впрочем, и многих других районах Прикамья, требует дальнейшей разработки". Макаров Л. Д.
   Татарская керамика датируется периодом Казанского царства (15-16в.). В 1445г. Московский царь Василий Темный был захвачен в плен казанскими царевичами, и в результате этого допустил значительное количество татар в свое окружение, дал им в кормление целые города, прежде всего, в Подмосковье. Известно, что первые наместники Вятских городов были также татарского происхождения. Находки татарской керамики могут быть связаны с пребыванием в городах России выходцев из ордынских и казанских татар. К 17 веку они обрусели или, во всяком случае, перестали пользоваться специфической керамикой.
   По первым сохранившимся описям начала 17 века, татары составляли лишь часть жителей Карино, большинство проходят под именем '(в)отин' и 'бесермен'. В легендах самих каринцев их предками названы булгары, и пришли они на Вятку в связи с нашествием Батыя. С другой стороны, ныне живущие в окрестностях Карино северные удмурты в своих преданиях сообщают, что их предки пришли в Карино, которое они называют Кара-гурт, с территории Хлынова-Вятки, где у них был культовый центр на месте Александровского сада. Действительно, по археологии там имеется плохо изученное 'Вятское городище' 12-14 веков и соседнее с ним 'Хлыновское селище' 13-15 веков. Мною предложено, что Вятское городище представляло собой городище-святилище близкое по типу с языческими славянскими культовыми центрами Галицкого княжества 12 века. На основании этого и других обстоятельств, первыми славянами поселившимися в пограничной полосе между булгарами и русскими в землях волжских и вятских угро-финнов были заднепровские бродники. Это были профессиональные воины, бродяги и наемники. Жен они брали из местных женщин. Словом АР татары звали южных удмуртов, а в прошлом, видимо, всех финноугров. Учитывая неясное происхождение и замечание булгарской хроники Джагфар Тарихы, изначально оно звучало КАР или ГАР.
  
   Село Карино ныне, в основном, татарское, но в округе до сих пор живут северные удмурты (вотяки), которые заметно отличаются от южных. Северные чаще смуглые с европейской внешностью. Карино они называют Кара-гурт (город Кары). Арские князья пришли сюда несколько позже и возглавили население бассейна Чепцы, часть которого под их влиянием приняла мусульманскую веру. Так появились жившие в Карино еще в недавнем прошлом 'бесермены'. По моим разысканиям, вятские вотины являются смешением пришедших сюда в конце 12 века Галицких берладников (славян-язычников) и местных финноугорских женщин. По матерям они были близки нынешним удмуртам, марийцам и коми-пермякам. В 15 веке после разгрома Вятского святилища эти люди примкнули к родственным им южным удмуртам (арянам), селившимся возле Карино, а часть крестилась и смешалась с Вятскими русскими. В 1489 году значительное число последних было выведено с Вятки и расселено на южных границах Московии.
   Имя Кара было у славян и русов, его давали, скорее всего, ребенку с темными волосами и глазами, поэтому оно было распространено у вятских вотинов - потомков ославяненных финнов. С другой стороны, в булгарской хронике Джагфар Тарихы фигурируют язычники гарачцы, жившие на Вятке, в том числе, в Карино (Гарья). Поэтому можно предположить связь имени этого народа с названием села. Из документов 18 и 19 веков известно проживание на Вятке особого народа гагары или кукары, имевшими свой говор и выделявшиеся среди остальных вятчан смуглой внешностью. Возможно, это были потомки обрусевших гарачей.
  
   "Карино имеет уникальную структуру строения. Состоит из трех частей... Само происхождение название остается открытым вопросом. Возможно так оно было названо в честь Кара-бика. С другой стороны Кар по-удмуртски означает городище, поселение. Второе название Карино - Нократ. И здесь есть два варианта - от арабского 'нухрат' - серебро или от русского - Новгород. Так или иначе основание Карино явно коррелирует с основанием Казанского ханства и тогда становится понятным заселение Чепцы и основание села татарской феодальной знатью с целью контроля территории по арской дороге ханства. В 1489 году Карино переходит под юрисдикцию московского государства. Этому способствовала промосковская группировка в Казани, вследствие чего между каринскими татарами и Казанью возникли враждебные отношения. То, что каринские князья были 'смотрящими' за арской дорогой ханства говорит и тот факт, что в большинстве своем потомки селились по деревням арской дороги, то есть в тех местах, где они ориентировались". www.bastanovo.ru/2012/07/karino/
  
   Татары называют реку Вятку - Нукрат, так же они зовут и татарское село-городок Карино. На карте 15 века венецианца Фра Мауро обозначен город Nograd. Расположен он в пограничье России Белой (Rossia Biancha) и Сарайской орды (Lordo de Saray) в низовьях Волги (Idel). Белой Россией в Европе звали все северо-русские земли. Город (провинция) Ноград расположен на Камском речном пути от Булгар (Borgar) на восток у подножия неких камней, очевидно, Уральских гор. На север от него идут пути в соседнюю Белую Россию и к Белому морю (Elmar Bianco). В Волжской Булгарии до конца 14 века был город Нократ, ныне городище у села Старый Нократ в Татарстане. По Джагфар Тарихы имя Нукрат появилось в связи с приходом в Булгарию со стороны Вятки племени угров. Проживание угров в Прикамье в конце 1 тыс. н. э. подтверждается археологией и лингвистикой, хотя остается предметом споров. Считается, что угры оказали влияние на живших здесь прапермян-финнов), отчего и появились нынешние финно-угорские народы (коми, пермяки, удмурты, мари).
   Маловероятно, что на карте 15 века отражены сведения о Старом Нократе, расположенном далеко от всяких гор и всего в 40 км от устья Камы, тогда как сообщения о Вятке и вятчанах (нукратцах) распространились как раз в этот период. Судя по карте, Ноград был важнейшим пунктом на пути из Булгар и Орды на север, в Пермь и Беломорье. Сведения о Нограде могли попасть к Фра Мауро через купцов побывавших в татарских городах на нижней Волге, поэтому можно предположить, что под Ноградом середины 15 века (времени создания карты) понимается не только татарское Карино, имевшее важное значение позже, в 16 веке. В грамоте отправленной из Москвы в Слободской город в 1540г. упомянута Науградская земля, под которой можно понимать соседнее со Слободским городом Карино-Нукрат. Река Вятка в среднем течении была естественной границей русского расселения. Надпись Nograt крупнее, чем у других соседних городов (за исключением Saray Grando, Великого Сарая, столицы Орды). Особенно это заметно в сравнении с изображением маленькой крепости на месте Казани с надписью Castrum (крепость). Возле изображения Нограда со стороны Орды есть три мелкие надписи Palude de Russia, что я бы перевел как "земля России" (от арабского belad, - страна, земля, край). При этом сам Ноград окружен со всех сторон реками и путями, - как остров отделен от остального пространства. Из всего этого можно заключить, что Ноград изображен на карте отдельной русской провинцией на границе Сарайской Орды и северной России. Соотнесение его с Новгородом Великим сомнительно, хотя какие-то аллюзии возможны ввиду появления на Вятке ушкуйников, среди которых было много беглых новгородцев. В Венгрии существует историческая область Nograd, славянское население называет её Новоградие. То есть, получается, Ноград - это тюркское искажение от распространенного у славян топонима Новый город.
  
   Слободской краевед Серкин С. П. предложил версию происхождения гидронима Нукрат от арабского nuhr atil (река Атиль). Река Вятка татарами иногда звалась Нукрат Итиль, что можно перевести как Вятский приток Волги. Слово nuhr может являтся переводом Ват (вять по славянски), что на многих языках означает вода, река. Замечу, что чистую воду иногда сравнивают с серебром. Отсюда в русской летописи при описании событий 12 века могли появиться Серебрянные (Нукратские, Камские) булгары, как особый народ проживающий между русскими и булгарами. Само слово Нугра Серкин связывает с народом угры. По его версии при своем продвижении на запад через Прикамье и Вятку часть их вместе с подвластными жителями Вятки переместилась на Оку (оставив там гидронимы типа Угра и Нугра), а часть ушла еще дальше, в Венгрию.
   Венгерский монах Юлиан в поисках прародины угров побывал в Волжской Булгарии в 1235г. накануне вторжения монголо-татар. В булгарском городе (очевидно это был столичный Булгар) он встретил женщину, с которой поговорил на своем языке, после чего отправился пешком в город местных угров в двух днях пути от берега Волги-Итиля. Вероятно это был город Нукрат (Старонукратское городище). Относительно недалеко от него Большетиганский могильник с материалами очень близкими к венгерским того же периода (9-10 века). Через 2 года Юлиан вновь отправился на поиски венгерских соотечественников на Волге, но дошел только до Суздаля, где от беженцев узнал о разгроме татарами поселения угров в Булгарии. Город Нукрат был разрушен монголами в числе многих других городов Волжской Булгарии, но впоследствии отстроен. Война вскоре докатилась и до Венгрии, которая также подверглась погрому и около года находилась под прямым управлением администрации орды Батыя. Не искючена прямая связь венгерского Нограда и булгарского Нухрата, если нукратцы были одним из племен в сообществе венгров-мадьяр. В облике венгров усматривают черты Прикамских племен прошлого. Угры - общее имя для группы тюркских народов, родственные гуннам, хазарам и булгарам. Исход венгров из Волго-Урала на запад относят к середине 9 века и связывают с давлением соседних печенегов. Часть угров еще ранее могла укрыться в Вятко-Камье и оставить след в судьбе местных народов. В момент консолидации Булгарского государства на рубеже 9-10 веков эти угры стали известны под именем Нукрат. На Каме характерные признаки угров (керамика и обряд захоронения) появляются с 5 века, на Чепце позже, - с 10-го. Учитывая эти и другие археологические факты, под нукратскими булгарскими уграми нужно понимать выходцев с Камы. На Вятке существовали свои археологические культуры, влияние угров в них незначительное. Хотя переселение части вятчан в 9 веке на Оку могло затронуть и соседних с ними Камских угров.
  
   В формировании волжских булгар приняли участие 5 тюркских племен живших на территории Хазарии. Болгары, - обитатели Кара Булгарии в северном Причерноморье, часть их не пожелавшая подчиниться хазарам в 7 веке ушла на Дунай. Аскалы - обитатели Казахских степей, а также сабиры, барсулы и беланджеры - жители сев. Кавказа. Последние, вероятно, жили в первой столице Хазарии на Тереке. Первые булгары появляются на средней Волге в 8-9 веках. Это можно связать с арабскими нападениями на Кавказские города хазар в начале 8 века и передвижкой их населения на север в бассейн Дона (появление СМК) и на Волгу, на территорию именьковцев, частично изгнанных, а частью ассимилированных булгарами. В середине 9 века теснимые узами печенеги стали изгонять живших севернее их в Волго-Урале племена угров (протовенгров), часть которых могла укрыться у волжских булгар, а большинство форсировало Волгу и постепенно откочевало в Ателькузу и далее на Дунай в Паннонию. Следом за ними на правобережье Волги-Итиля пришли печенеги. В следствии этого к концу 9 века жизнь остатков булгар в Днепро-Донском междуречьи становится невозможной, какое-то время опальный булгарский царь Алмуш со свитой укрывается в Киеве, но после захвата власти скандинавским конунгом Олегом (при этом был убит благосклонный к Алмушу скандинав Аскольд), он с присоединившимися к его орде беланджерами перебирается в булгарский анклав на Волге и основывает новое государство. Булгары перехватили Волжский торговый путь шедший с Каспия через хазар на север. С 10 века дирхемы Саманидов (терр. Узбекистана) пошли через степи Казахстана прямо на Булгар, куда прибывали торговые корабли русов с пушниной и рабами. Для противостояния иудейской Хазарии правитель волжских булгар принял веру союзников-мусульман.
   Восточное и Византийское серебро 3-10 веков более всего находили в кладах верхней Камы (Ломоватовская культура угро-финнов 5-9 веков), чуть менее на средней Каме и Вятке, а также в бассейне р. Белой. По Серкину появление его здесь можно связать с проживаем на данной территории пришлых угорских племен, начиная с гуннов. Протовенгров часто отождествляют с археологическими культурами р. Белой в Башкирии - Кушнаренковской и Караякуповской, 6-10 веков. Это было две волны угров-переселенцев из Зап. Сибири, которых обычно также связывают с протобашкирами. Вместе с тем при поисках протовенгров оставивших Большетиганский могильник надо обратить внимание на Неволинскую культуру угро-финнов средней Камы кон. 4-9 веков, имевшей дальние торговые связи с Византией, Балтикой и Средней Азией. Население неволинцев исчезает к началу 10 века, считается, что они переселились в Волжскую Булгарию.
  
   Серкин нашел упоминание о царстве Нукрат в начале 6 века, соседнем с ранними хазарами. Я бы к этому добавил народ Нукарда, в числе иных тюрков (булгар, печенегов) участвовавших в походах русов 9-10 веков на Каспий, Черноморье и Средиземноморье. Некоторые историки считают этих нукарда новгородцами, однако Ал-Масуди указывает первоначальное местопребывания нукарда возле Аральского моря, что соотносит их с предками угров-венгров. По свидетельству Фадлана 922г. русы посещали города булгар на Волге (в непосредственной близости от поселений венгров на территории Булгарии), и вполне могли вербовать их для своих рискованных походов. Арабы сообщают о нескольких видах русов, среди которых есть норманы, славяне и тюрки, последние могли включать булгар и Нукратских угров (финноугров).
  
   По археологии продвижение правенгров на запад в 9 веке прослеживается от р. Белой и далее через Волгу между хазарскими и булгарскими владениями на Днепро-Донское междуречье, а затем после вторжения печенегов в 70-х годах - к низовьям Дуная. Камские угры неволинцы примерно в это же время перебрались в пределы нарождающейся Волжской Булгарии. Историк Иванов В.В. считает, что угры проиграли болгарам в борьбе за доминирование в Волго-Камье, что и стало причиной исхода большинства угров на запад. В составе покинувших регион мадьяр присутствовал и пермский этнический компонент Ломоватовско-Поломской АК.
   Итак, часть нукратцев ушла с правенграми, а часть обосновалась в Булгарии. Имя народа Нукрат (по аллюзии с арабским нахре-река) могло получить смысловое значение "речники", люди плавающие по рекам, некая разновидность русов тюрков. Учитывая дальнейшую историю Вятки, это имя могло перейти на неё. Возможно в основе его лежит племенное имя неких угров (оногур-нукарда). В арабских источниках 12 века территория к северу от Булгара (Закамье) звалась Горной страной. Слово "угор" обозначает у нас возвышение, холм, гора. В прошлом Камские угры могли составлять верхнее сословие среди пермян. Отсюда такое смысловое значение. Ветлужско-Вятское междуречье в 3-8 веках заселяли прапермяне Азелинской культуры, с юга они контактировали с именьковцами, праславянами. Симбиоз этих древних народов по археологии возглавляло некое воинское сословие, вероятно, смешение рыцарей готов и гуннов. На мой взгляд, именно оно являлось основой для прявления первоначальных русов. Артефакты той поры имеют поразительное сходство с более поздними вещами Скандинавии и древних русов. Само дальнейшее существование в протяжении веков отдельной Вятской земли в окружении финноугорских народов свидетельствует в пользу этой версии. Можно утверждать, что русы вышли из финноугорского мира и первоначально являлись военно торговой элитой финноугров. Это подтверждают недавние генетические исследования потомков Рюриковичей.
  
   По мнению современного Ижевского историка В. Чуракова удмуртская общность сформировалась к концу 1 тысячелетия н. э. в низовьях р. Вятки, - к северу от линии Арск - Елабуга и к югу от р. Кильмезь. Переселение татар и удмуртов в низовья Чепцы он относит ко второй половине 15 века, когда Карабек получил от Московского князя грамоту на заселение Карино людьми, взятыми со стороны. По Чуракову родоначальник Арских князей Карабек (он же Шайх-Мансур) был выходцем из улуса Нункус Мангытского юрта (восточного соседа Казанского ханства). Согласно легенде в Каринском шеджере, он бежал в Московию после ссоры с братьями. Около 1462 года (вскоре после первого покорения Вятки) Иван Московский дал ему земли в Карино на условии несения воинской службы (и, вероятно, для противопоставления своевольным вятча-нам. Выбор места весьма примечателен - поблизости от Слободского и Микулицына городов, центра Вяткой республики. Историк, кстати, считает, что окончательное подчинение Вятки Москве состоялось только в 40-х годах 16 века.) Поселение стало зваться удмуртами Кара-гурт - поселение Кара. По-русски - Карино. Из жалованных грамот начала 16 века следует, что их владения были расширены вдоль всего течения Чепцы. При этом в грамоте 1510 года читаем: 'Звати ему (князу Девятьяру) в те деревни к себе жити людей из зарубежья, а не из моей вотчины великого княжества'. В грамоте 1542 года: 'По сей нашей грамоте из Казанских мест Казанских людей, которые похотят вотяки и чуваша идти житии на Вятку на моё великого князя имя, и тем Арским князем тех Казанских людей вотяков и чуваш призывати вольно, за которого Арского князя жити, за тем и живёт'. Этим фактом переманивания людей из Арской земли, он объясняет происхождение имени Арских князей. Однако Чуракову пришлось признать проживание неких вотинов (вятских удмуртов) помимо тех, что были переселены князьями в район Карино.
   Согласно родословным росписям шеджере, потомки каринских князей указывали в качестве своего родоначальника некоего Кара-бека сына Канбара. Кочевья последнего якобы располагались близ р. Ак Идель (Белая). Рассорившись со своими старшими братьями, Кара-бек прибыл 'к Ивану Калите, старому Ивану, царю Ивану Васильевичу' ('Калталы Иван, карт Иванга, сар Иван Вачилийг килеп'), который и пожаловал его 'Нукратской землей' ('Нократ йирен бирген').
   Если перевести прозвище 'Кал-талы' как мешок с глазами, то возможным происхождением такого странного прозвища может быть пристрастие его носителей (и их приближённых) к сокрытию своих лиц под масками, - в простейшем случае это мешки с прорезями для глаз, балаклава. Подобная практика наблюдалась при Иване Васильевиче 4-ом, в частности, во время карательных акций его опричников. Замечу, что обычай одевать на голову ме-шок во время военных акций существовал у монголов ещё во времена молодого Чингисхана. Таким путём скрывали свои лица при неблаговидных разбойных набегах на соседей и родственников.
   В шеджере были перечислены важнейшие моменты в истории Каринских князей: первое пожалование земель от Ивана 1-го Калиты, второе пожалование от Ивана 3-го Старого (в 1489 году он пожаловал Арских князей, отпустил в свои земли), и третье - от Ивана 4-го в 16 веке в период войны с Казанью (время составления данного документа и процветания Каринских князей). В таком раскладе гипотеза Чуракова о прибытии татар на Вятку в 1462 году повисает в воздухе. Сам он обьясняет появление в шеджере прозвища Калталы родовым именем всех московских князей. Вопрос о времени появления Арских князей на Вятке остается не ясным. Вероятность пожалования некому татарскому князю какого-то владения на Вятке еще во времена Калиты существует. Возможно также, что на тот момент сами князья находились в Арске на Казанке, но при этом их интересы могли распространятся далеко на север.
   Тот факт, что помимо 16 века в Карино не обнаружено татарских каменных надгробий из дорогого привозного материала, говорит, что тамошние князья были достаточно богаты только в определённый период. Московские цари раздавали щедрые пожалования земель и деревень, так как были заинтересованы в их службе и верности в виду упорной борьбы с соседней Казанью. В этом отношении характерно зеркальное отображение Каринских топонимов к северу от Никульчино: Карино (Карагюрт) - Корюгино; Девятьярово - Девятьярово; Митюково - Митино; Кокорь - Кокори. Плюс, сопровождающие их вотские топонимы: Кассины, Семаки, Барамзы, Вотское. В настоящее время в названных селениях живут в основном русские. Но в прошлом этот район средней Вятки, запад Слободского р-она, был явно заселён вотинами и даже мог входить в сферу влияния Арских князей. Первые христианские русские поселения появились здесь всвязи с ушкуйниками, отвоевавшими себе правобережье Вятки от Кирова до Шестаково и выше.
   В своей книге "Тайны земли Вятской" краевед из Слободского С. П. Серкин высказал предположение, что Чуршинское городище на Вятке было замком Арских Болгарских князей, владельцев округи. Однако археология этого места не дает пока оснований к такому выводу, городище схоже с другими древне-вятскими и являлось славянским городком-крепостью 13-14 веков, форпостом берладников в Вотской земле. Сообщение 1379г. о походе вятчан в Арскую землю - "Вятчане (зимою) ходиша ратию в Арскую землю и избиша разбойников ушкуйников и воеводу их Рязана изымавше убиша", - можно трактовать различно. Татищев, например, считал, что упомянутые вятчане и ушкуйники - это одно и то же. То есть ушкуйники-вятчане ходили на Арских татар в низовьях Камы и Вятки, но были избиты. Но мне думается иначе: Вятчане, жители города Вятки (отождествленной с городищем в устье Моломы), напали на ушкуйников поселившихся в Арской земле (территория в устье Чепцы вокруг Чуршинского городища) и избили их. Местом начального поселения ушкуйников могло быть Чуршинское городище, позже - Никульчинское. Рязан может означать не имя, а принадлежность к мусульманской вере - резаный, обрезаный. Резанцами называли перешедших в ислам. Булгары часто вербовали пленных русских. С прибытием ушкуйников можно связать перемену ситуации в этой части Вятки: свержение власти ставленников татар, установление республиканских начал, и, как следствие, появление Карино - отдельного татаро-вотского анклава. В Джагфар Тарихы сказано, что христиане со временем получили главенство на Вятке.
   Некоторых Каринских князей хотелось бы отождествить с потомками Мер-Чуры - первого тархана Нукрата-Вятки по Джагфар Тарихы, якобы, принявшего исламскую веру еще в конце 12 века. Мер-Чура и тысяча его людей за восстание против булгар были взяты в плен и провели в зиндане Булгара длительное время, вероятно, их принуждали к смене веры. События эти происходят вскоре после прибытия на Волгу (и далее на Вятку) берладников во главе со своим князем, поэтому нельзя исключать, что речь идет именно о них. Наблюдается двоеверие Каринских князей вплоть до 16 в. Об этом свидетельствуют христианские и не мусульманские имена некоторых каринцев: Матвей, Иванец, Третьяк, Беляк, Москов и др. Есть вятская фамилия Чураков, Чурин, Чуршин, которые могут быть связаны с Чуршиным городком и упомянутым в ДТ именем Нукратского правителя (князя) Мер-Чура. Родоначальником рода Каринских князей Девятьяровых является князь Девлетьяр Мухаметказыев, которому в 1509 г. были пожалованы земли по р. Чепец. Сыновья Девлетьяра Иванец и Матвей в середине ХVI в. были жалованы поместьями по р. Вятка в деревнях Шептяковской и Желтяковской. Всего по описи 1615г. в Карино проживали 12 князей, некоторые из них имеют близкое родство, но при этом можно выделить не менее трех отдельных родов.
  
   Каков был характер правления в Карино в ранние времена? Первоначально у вотинов наверняка были родоплеменные вожди, авторитеты, а также, жрецы, которые вместе с лучшими воинами (богатырями-рыцарями) составляли правящий ареопаг. Вполне возможно, что в нем на одной из перечисленых ступенях властной группы сохранялись и потомки князя берладников. С появлением Арских князей ничего принципильно не изменилось, новые князья были включены в систему местной власти, которая в условиях традиций вятского народоправства и без внешней поддержки со стороны Казани не могла быть слишком сильной, а более авторитетной. Арские князья, вероятно, были вытеснены (отправлены на периферию) татарскими правителями возрожденной Казани где-то не ранее 1370-х годов. Учитывая давление ушкуйников, власть Каринских князей на правобережье Вятки вряд ли была продолжительной. Неислючено, что они получили их только в результате пожалования Московского государя в 1489г. и утратили к концу 16 века.


Рецензии