Поток мыслей. Pink Floyd. Вам бы здесь побывать!

Тик-так, тик-так, Time от Pink Floyd, отложил гитару – мыслей череда... Куда мне до Гилмора? Гений. Понятно, Хендо, Пейдж, Блэкмор(ради тебя, отец, ради тебя)... Каждый по своему прекрасен. Виртуозы, а что тут скажешь? Да и сказано уже немало, меня тут еще не хватало. Пассажи неистовые, будоражащие сознание взрывы, бешеная техника игры, экспрессия в чистом виде, чувство в самой его сути, квинтэссенция чувства... красиво? Естественно, красиво, кто спорит-то? Гениально, без прикрас! Последователи, как обычно бывает, испоганили все, возвели технику, скорость игры в культ. Убили самое искусство в угоду ремеслу... Наплодились всякие Мальмстины, Сатриани, Гилберты... Да, пальцы может и попроворнее, нежели у Хендо... Ну и пусть. Только что ж с того-то? Музыка ведь где у вас? Играет “Any color you like” с темной стороны луны, громко... Наушники. Вспомнился фильм, как создавали этот шедевр – темную сторону луны. Боже мой, 14 лет в топ 100 билборда, там, где и не пахнет же попсой! Подряд! Как вам такое? А какое чудовищное по своему масштабу влияние он на музыкальный мир оказал... И ведь не на злобу дня, совсем... На все времена! ГЕНИИ! Настолько цельный, настолько сильный альбом, как монолит, непробиваемый, непостижимый... Печатаю - мурашки по телу... Звуки ласкают уши. Помню глаза свои, на мокром месте, - покойный друг, Коля, с надрывом в голосе рассказывает про этот фильм:

- Братишка, ты просто ОБЯЗАН его посмотреть! Ты сразу все поймешь! Это про нас, это настолько наше! Я рыдал, когда смотрел!

- Да посмотрю, посмотрю, Коляныч!

- Нет, ты послушай меня! Это нечто, тут ВСЕ! ВСЕ сказано в этом фильме! Помнишь, как мы с тобой летали под dark side и wish you were here? Это про наше ощущение...

- Конечно, помню!

- Там все! Ты ОБЯЗАН его посмотреть!

И он был прав... Я тоже рыдал... Помню, как я ими гордился тогда, в ту ночь - безмерно одинокую, стальную... Боже, когда я узнал - грех, не обращал ведь внимания, хотя и мог - что Money – это песня созданная в размерности 7/8 – сложнейшая джазовая размерность! Сразу такой тычок тем, кто пытался утверждать о какой-то там простоте их музыки, о непримечательности их... О чем вы вообще, господа? В таких случаях лучше вообще помолчать. Все сказано ими, ВСЕ. А потом этот феерический переход, абсолютно невозможный по своей сути, на 4/4! В фильме, уже старички, они отшучивались слегка с иронией, что сделали это, чтобы облегчить Гилмору жизнь на партии соло. Шутки шутками, а вы заметьте, что пока идет куплетная часть, Гилмор только и делает, в основном, что дергает под наложенным эффектом “соль” на третьей струне. И я говорю тут не про то, что ему, гению, не удалось бы сыграть соло на 7/8. Естественно бы удалось, о чем вы? Чудо, чудо как хороши! Да, слов тут мало, мало будет просто сказать, что они непревзойденно хороши, что гениальны... Их воздействие на сознание... Pink Floyd – это именно та группа, которая изменила в корне мое восприятие мира, восприятие музыки... Они настолько уникальны, этого не передать! Помню, я, 15 лет отроду, дача... Мне мать с упоением рассказывала, что есть такая группа, говорила про волшебные и непостижимые тогда для меня Money, Time, Wish you were here, Have a cigar... Рассказывала про Стену. Про неистовый и фантастический animals... Для меня все было тогда окутано неким волшебным ожиданием, туманом... Я не слышал ни единой их песни, но страстно желал услышать, понять, прочувствовать... И вот, каким-то дивным образом, кассета вдруг завалялась: на одной стороне темная сторона, на другой wish you...

Это сейчас ты вбиваешь в интернете и бац - получил, слушай на здоровье что и когда хочешь. И я рад, что такого не было тогда, иначе, быть может, я и не понял бы силу альбомного рока, настоящей концептуальной пластинки, когда одна общая идея пронизывает весь альбом, когда нельзя слушать отдельно песни, когда альбом – это абсолютный монолит, когда каждая песня, как часть мозаики... Выкинь ее оттуда – и ты уже не прочувствуешь во всей полноте флойдов, не поймешь, что они хотели сказать...

Я, с благоговением, включаю на полудохлом кассетнике... Слушаю... Боже, как все это скучно, неинтересно! Да, именно так я отнесся к ним, прослушав первый раз целиком обе пластинки. Конечно, я тогдашний – оголтелый фанат Nirvana да и еще чего потяжелее... А тут эти... Где эта экспрессия... Нет никакого овердрайва, хрипящих колонок, натужной и оглушительной гитары, от которой можно было оглохнуть... Я упорно продолжал. Чего же я в них не понял, что не уловил? Не может быть, чтобы все эти рассказы, волшебство, все - впустую... Нет, так не бывает! Я не оставлял попыток...

Бесконечность, философия в чистом виде... Мне говорит мать, что творчество у меня иногда имеет форму круга. Творчество, ну да, ага :) Все это я украл у них... И если Цеппы, например, их Since i’ve been loving you, особенно концертная... М-м-м... С бесподобным блюзовым соло... Всегда для меня виделись как чувство, чувство в его чистом виде, бьющий через край, с надрывом, неистовый минорный блюз, разрывающий твое сердце на части от боли и рвущихся эмоций... то Флойды – это его созерцание, пережиток этого чувства, осмысление, его послевкусие, философия бытия... Такие ассоциации у меня они вызывали и вызывают. Я не знал английского, да и теперь только с переводчиком, но это не помешало мне нисколько прочувствовать их именно через музыку. Ну а вы, теперешние лучшие в мире гитаристы, что Вы? Гонять туда-сюда пентатоники и гаммы, комбинируя их повсеместно... Потом арпеджио - все с бешеной скоростью – это разве музыка? Простите, нет. Это - не музыка, дорогие мои, это просто демонстрация своего мастерства, самолюбование даже, в некотором роде, и с музыкой, к вашему глубокому сожалению, ничего общего не имеет. Вы вынесли из 70-х все самое худшее, что можно было только вынести! Вы и не музыканты, вовсе... Вы ремесленники, не творцы. Пусть кто-то плюнет в мою сторону за это – я не откажусь от своих слов! Но этих ребят забудут, не пройдет и десятка лет без их активности...

И если, по-вашему, все дело только в скорости передвижения пальцев по гитарному грифу заключается, тогда не так уж сильны вы. Всгда найдется тот, кто вас перешустритю. Погоняйте по Youtube, посмотрите, там есть умельцы, что и Зинчука задвигают, легко. Да и Зинчук... Помимо своего Гиннеса, временного, чем отметился-то? Абсолютно проходной и пустой гитарист. Но что-то мало кто о нем уже вспоминает теперь? А сколько вою было сначала? При должном усердии и усидчивости, наличии свободного времени, на мой скромный взгляд, так сможет каждый, кто не чужд слуху музыкальному. А вот как Пейдж – смогли бы? Точнее, сыграть-то сможете, пожалуй, а вот сотворить такое – нет, он такой один, великий. Сыграть - и мне удавалось его соляги, не раз... И риффы... Но вот сотворить такое - нет. Та же история с Хендо, с Блэкмором, и каждый из них столько всего привнес в мир гитарных риффов, музыки, что теперешним “лучшим в мире” гитаристам и не снилось. Все с них и тащат, до сих пор на их задумках и стоим. Там если и была пилежка, так она непременно была музыкальна, волшебна, уместна, как никогда... Боже, какие риффы! Право, 60-е и 70-е это были магические десятилетия в истории гитарной музыки, да и вообще, музыки, в целлом. Столько знаковых явлений... Столько шедевров, Господи...

Уши ласкаются уже нежной мелодикой Echoes, с умопомрачительного концертника Live at Pompei... Помню, как мне крышу срывала сАмая идея – сыграть для духов в помпеи... Совершенно нереальные ребята, с другой планеты, безбашенные в своей неординарности эстеты, философы и интеллектуалы... Как и в каком состоянии они до этого додумались? Это ведь никак иначе, что информация свыше, из космоса... Невероятная по своей глубине и одновременно иронии идея! Потрясающе! Мысли спокойно текут в голове... Но как Гилмор - вы придумайте, попробуйте! Он уникален... УНИКАЛЕН. Боже, ни нотки лишней, пронзительная гитара, космическое ее звучание, нежный подтяжки, вибрато... Рик Райт, спокойные клавиши, без желания выделиться, блеснуть своей виртуозностью, обволакивающие своей гармонией... Бас Роджера, вводящий в состояние транса, спокойные и выверенные до тысячных удары Мэйсона. Shine on You crazy diamond, когда последняя ее часть, становится началом первой, закольцованность во всем, бесконечность... Альбом, начинающийся с того, чем он заканчивается. Влияние их на сознание бешеное... Для меня и начинались ведь флойды спокойно.

Я, наверное, три или четыре раза прослушал оба альбома, пока вдруг не осознал, что влюбился в их Breathe in the air... Это случилось так незаметно, так без надрыва, спокойно и как нечто настолько само собой разумеющееся... Я еще не знал всех их историй, как они жили, как творили, о чем они поют и пели... Но, неожиданно для себя, я поймал себя на мысли, что уже и Time, содержащая в себе вторую часть Breathe становится для меня чем-то большим, чем просто набор звуков. Чем-то большим, чем просто музыка.

А затем случился прорыв, я понял, что без ума от этой музыки, мне откровенно снесло от них крышу! Я забросил даже Курта, которым тогда, кажется, даже бредил... И слушал, слушал, слушал. Случился даже забавный случай. Договорились с ребятами пойти поиграть в футбол: солнышко, лето, чудеснейшее настроение. Юность, хочется бегать, прыгать, любить и быть любимым. Мы договорились встретиться через полчаса на поле. Я пришел домой, пошел переодеваться, нажав на кнопку play магнитофона... Заиграл Shine первая композиция с альбома. Я решил присесть, отдохнуть. Прислушался. И незаметно для себя погрузился в мысли, которые во мне вызывала музыка. Затем и прилег, закрыв глаза. За прослушиванием, я и не заметил, как минул час. В дверь постучали. Входите. Ну что, с задором спросили приятели, идем играть, а то там уже собралась почти команда? Ты идешь? Нетерпеливо... Ребята... Да какой тут, к черту, футбол? Нет, не до него мне. Так и не заметил, как на улицы опустилась темнота. А я все блуждал сознанием, мыслью, по неведомым тогда мне рассуждениям, по философии в музыке... Мне вспоминалось былое, грезилось, что будет. Я смеялся над своими промашками, созерцал, поднимаясь над собой, и их музыка отдавалась эхом в моем сердце... Раздумья, мыслей ком, спокойный ритм, сродни гипнозу бас, который уносит тебя, твое сознание куда-то в даль. Красивое до безумия соло, поддержка от клавиш. Ни стука лишнего. Под стук ли сердца, сумасшедший голос на фоне, смех... Медленная ни на что не похожая раскатка к кульминации. И снова чуть сбавили, а потом опять, тебя словно расплющили, на атомы, не ты, не тело, лишь горизонт сознания, необъятный... Ты летишь, на облаках и смотришь на себя же, лежащего с закрытыми глазами... Затем вновь уносишься куда то прочь, в глубины своего сознания или в космос.

Былые дни, в 15-то лет... Забавно. Вот и сейчас играет в наушниках dogs, на душе ностальгия по прожитому, по выстраданному, по тем, кого я встречу лишь на небе, первые чувства, первые радости и разочарования... Картинки плывут перед глазами. Как у них вообще такое получается вызывать, такое вложить в музыку? Для каждого флойд свой, почти что личное. Для тех, у кого есть счастье их понять, почувствовать... Пропустить через себя. Я далеко не музыкальный критик. Кто я – большой пока вопрос. Да и не я тут эпицентр. Вслушайтесь в "догз", когда играет лишь одно длящееся несколько тактов созвучие нот синтезатора, также незаметно меняющееся, на "хэте" отстукивается ритм, на такте добавляется бас-бочка... А потом, ты и сам не понял, не заметил, как заиграло соло на клавишах, не из тех, когда пальцы летают по клавишам и пианист любуется собой, а только то, которое тут и нужно, которое только оно тут и возможно... Барабанный ритм стал плотнее, гуще... И то ли то собаки лают на фоне... Иль может это тоже синтезатор?  Гадаешь, мысли вновь уносят... Возвращаешься, вновь гадаешь, то ли вправду лай собак слышится? То вдруг чувствуешь, осознаешь, что это звук искусственный, что Райт, покойный, делает просто невозможное на своих клавишах, и ты веришь, что звук ожил, он проносится, меняет очертания. Затем, гитарная секция, нежно играет акустика, ритм не меняется, вступает Уотерс, вокал. Нет тут чего-то пронзительного, сродни Планту, Меркюри, Гиллану. Такого не было в вокале флойд. Но этого тут и не нужно. Не выпячивается ничто. Они словно рождены были, чтобы играть друг с другом – настолько они цельно звучат, ни убавить ничего и не прибавить.

Когда я стал взрослее, когда в домах забрезжил первый интернет, я с жадностью кинулся изучать их тексты, историю группы. Помню, как я, до оцепенения души был поражен тем, как и почему был сотворен wish you... Эта пронзительная и разрывающая на части история, как пришел к ним в студию Баррет, и его не узнали – настолько он был раздавлен наркотиками – опухший, непохожий на себя, бормочущий бессвязно. Его даже хотели выгнать поначалу, пока не поняли кто он. Помню, как они дружно рассказывали, насколько они были потрясены его появлением, насколько раздавлены его теперешним состоянием... Они – уже короли, без сомнения, ведь вышел же уже dark side, добились головокружительного успеха... И как же больно им было видеть его таким?! Столь больно, что затем это впечатление вылилось в гениальные две части Shine, посвященные ему... Как вообще это можно было сотворить? Гении. Даже где-то промелькнуло, что они хотели все попробовать с ним снова, может получится? Не вышло.

Да, пожалуй, как коллектив, они полностью и раскрылись лишь после ухода Сида Баррета. Их музыка словно вырвалась наружу, обрела свое истинное лицо... Ведь ранний флойд это совсем иное. Но это ведь он их объединил, собрал, был лидером на протяжении нескольких пластинок, пока они искали свое настоящее звучание, свое направление... Но как безмерно больно, что так все кончилось для Сида. Он того не заслужил, но время диктовало иные правила игры. Скольких славное время хиппи, схватив однажды, не выпустило больше никогда? Скольких перемололо? Многих, слишком многих. И флойды на той волне отчаяния и боли записывают безукоризненно ровную и шедевральную пластинку Wish You were here... На обложке человек и вправду горел! Кайф, да они просто больные на голову! Было несколько дублей! До сих пор гулом в голове звучит перевод фразы, который выспросил у матери – Вам бы здесь побывать.

Помню, как я был поражен, что весь текст к альбому и основные задумки на темной стороне луны были плодом работы Роджера Уотерса. Этот несуразный и нескладный басист, с длиннющим носом и продолговатым лицом. Что творилось со мной, когда я дорвался до текстов, их переводов... О, Боже! Я поясню. Deep Purple – это извечный предмет моих жарких споров с собратьями музыкантами сначала, а потом с большим моим другом, Денисом, а далее и с покойным отцом. Я не понимал, почему такие виртуозы и таланты так откровенно забивают на тексты, строча обычно какую-то банальщину?! Пусть грызут меня и сейчас их поклонники, я к тому готов. Группу я обожаю, особенно их made in Japan концертник, хотя и тут, они были не первыми из хардрока. Первыми, еще в 71-м году туда приехали Led Zeppelin. Да и фраза Блэкмора в фильме classic albums: Machine Head, про сильнейшую их пластинку, шедевральную... Фраза Ричи Блэкмора: “Пока не появились Led Zeppelin мы не знали в каком направлении двигаться. Но после их появления мы подумали: вот музыка, которую мы хотим играть! Очень тяжелый рок, со множеством риффов”... Я спорил до бешенства, что так относиться к текстам нельзя. Что это только отговорка, что голос Гиллана – лишь еще один музыкальный инструмент и смысла в текстах может и не нужно. И мне придавала уверенность та фраза Ричи, в холиварных спорах ночи напролет. Отец, помнится, так и говорил мне, что вот именно эта бесшабашность, в чем-то, даже расхлябанность, раздолбайство Перплов его и пленяла в них. Я был на стороне Цеппов тут. Их тексты к лестнице, другие...

И когда я, наконец, дорвался до текстов Pink Floyd, пришлось принять, что в их творчестве есть еще один, неведомый мне доселе пласт. Текст к песне Time меня вообще просто убил... А потом, то, как они извернулись для того, чтобы записать звон сразу многих часов одновременно! Не было компьютеров, все делалось вручную... Откуда брались эти идея? Куда все это подевалось теперь, когда музыкальная индустрия окончательно превращается в беспощадный и бездушный бизнес, построенный на эротике и красивой картинке исполнителей... Которых ты забудешь год спустя... Каждую строчку можно разбирать на цитаты. Сейчас часто и во мне звучат нотки этой философской притчи... Неповторимая, невероятная глубина. А история, как они записали пронзительную Great gig in the sky... На одном дубле, Клэр Торри - крик души, и то, как она вышла, вся в слезах, после записи со словами: мне очень жаль... Действительно, Большой концерт в небесах... Точнее и не скажешь! Про the Wall вообще нужно писать отдельную книгу – читатель просто устанет. Стараясь передать ощущения, что вызывает у меня музыка флойд, я часто прибегал к параллелям с Хендриксом, Блэкмором, Пейджем в этом опусе... Но Гилмор, он безусловно выделяется на фоне любого гитариста. Его неспешная манера игры, протяжные, космические ноты, подтяжки, то плачущая, то возносящая вдруг тебя до небес гитара... Ее звучание не сравнится ни с чем, никто так не сочиняет и не сочинял и вряд ли сможет... А самое удивительное тут, что это была как раз одна из тех групп... Я подслушал прекрасную мысль в биографической книге про Led Zeppelin, такую:

“Есть группы, в которых идея сильнее людей: люди приходят и уходят, а идея остается и живет. Есть группы, в которых люди и есть идеи. LED ZEPPELIN относился именно к последнему типу.” - и на мой скромный взгляд, это работало и для Pink Floyd в не меньшей мере. Ведь по отдельности, ни один из великой четверки не звучал так же прекрасно, так же мощно и неподражаемо, как вместе... Я рад, безмерно рад, что мне довелось с Вами познакомиться, услышать и понять, хотя бы отчасти. И мне безмерно жаль, что я не могу уж больше никогда услышать Вас впервые, впервые ощутить на себе невероятное Ваше воздействие на сознание, впервые прочитать Ваши тексты, прочувствовать бездонность Вашей глубины...

“Every year is getting shorter, never seem to find the time
Plans that either come to naught or half a page of scribbled lines
Hanging on in quiet desperation is the English way
The time is gone the song is over thought I'd something more to say.”

Да, время ушло и песня окончена, спета, что я еще могу сказать?

Бесконечно белой завистью кипит мое сердце к тем, кому доведется услышать эти строки, под невероятную и божественную их музыку впервые! Как же Вам повезло. Ну а тем, кто этого еще не сделал, но хотел бы окунуться в них, я лишь отвечу словами Флойд:
Wish You Were Here
Да... Вам бы здесь побывать... Побывать в их загадочном, полном открытий, мечтаний и разочарований, иллюзий, красоты и тайн мире. В мире музыки и слов Pink Floyd.


Рецензии
Live at Pompei...как же...ярчайшее впечатление, а ведь угораздило смотреть на большом экране и со звуком имени старика Долби...Отличное эссе! Эмоциональная сторона восприятия передана на отлично! Спасибо, с уважением,

Иван Таратинский   20.04.2016 20:12     Заявить о нарушении
Ого, Иван, спасибо, что прочли эту очень близкую и важную мне часть сочинений! Букв много, и только тот, кто Флойдов умеет понять, прочувствовать - стал бы читать! Рад, что вам понравилось!

Заскочу чуть позже еще к вам!

С уважением и теплом,

Юрий Пытьев   20.04.2016 21:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.