Парламент Ричарда III. Действие II, картина 7

                9 апреля, 1484 года. Замок Миддлхэм, покои принца Эдуарда. В центре комнаты стоит резной стол с двумя стульями. На столе серебряный подсвечник, шахматная доска и блюдо с остатками пирога. Слева у стены – кровать под бархатным пологом. Принц Эдуард сидит за шахматной доской и сам с собой играет в шахматы. Рядом с ним за столом, разрезая остатки пирога на мелкие кусочки, сидит служанка Салли.
 
ПРИНЦ ЭДУАРД (поворачивает доску).
Если я так пойду, (Передвигает фигуру.)
Через три хода я объявлю мат
Чёрному королю. А если так, (Поворачивает доску и передвигает фигуру.)
То через три хода будет мат белому.
Как же пойти?.. Ну ладно,
Пусть побеждают белые... (Передвигает фигуры.)
Я иду так,  так и  так... И всё!
Теперь чёрный король повержен! (Кладёт фигуру короля на доску.)

САЛЛИ.
Мой принц, вы позабыли про пирог.
Вам надо его скушать поскорее,
Чтоб к ужину опять проголодаться.

ПРИНЦ ЭДУАРД.
Нет! Ты боишься, что кто-нибудь
Узнает про пирог, что ты мне принесла
От бабушки моей в подарок.
Тебе влетит, если дознаются об этом?

САЛЛИ.
Но мы ведь это в тайне сохраним,
Мой добрый лорд, не так ли?
Ах, ваша бабушка так хотела
Порадовать вас этим подарком!
Просила, чтобы вы весь этот
Пирожок скушали сами.

ПРИНЦ ЭДУАРД.   
Зачем это?

САЛЛИ.
Чтоб выросли большим и сильным.
Для этого вам нужно больше есть.
Вот, скушайте ещё кусочек. (Запихивает ему в рот кусок пирога.)

ПРИНЦ ЭДУАРД.  (проглотив кусок).
Когда я выросту, я стану таким же
Сильным и непобедимым, как мой отец...

САЛЛИ (скармливает ему ещё кусок).
Да, добрый лорд, конечно, так и будет...
Ну,  скушайте ещё кусочек...

ПРИНЦ ЭДУАРД.   
Я больше не хочу! Я сыт! (Отталкивает её руку, роняя кусок пирога на пол.)

САЛЛИ.
Ну не капризничайте, скушайте кусочек!
Вот так!.. И вот ещё к вам в ротик просится кусок!

ПРИНЦ ЭДУАРД (вертит головой).
Я не хочу! Я сыт!

САЛЛИ.
Ещё кусочек скушайте, милорд,
Не обижайте бабушку свою!
Она так огорчится, ежели узнает,
Что вы не захотели есть её пирог.

ПРИНЦ ЭДУАРД.
Она ведь никогда не видела меня
И вдруг зачем-то посылает мне пирог в подарок...

САЛЛИ.
Она так любит вас, милорд, и так страдает
Из-за того, что вынуждена жить в разлуке
С вами. Вот, скушайте ещё кусок, ради неё!
А я потом порадую её, когда ей расскажу,
Как вам понравился её пирог. Ну, ешьте же! (Впихивает кусок.)

ПРИНЦ ЭДУАРД.
Он мне совсем не нравится. Безвкусный,
Приторный... Мне даже захотелось пить...

САЛЛИ.
Я принесу воды, а вы пока докушайте пирог.
Смотрите, сколько ещё ломтиков осталось!

ПРИНЦ ЭДУАРД.
Потом  доем. А ты иди скорее принеси воды...
Мне нестерпимо захотелось пить!
И почему-то клонит в сон. Как это странно!..
Ведь я не маленький, чтоб спать после обеда.

САЛЛИ.
Давайте, я вас уложу, милорд.
Но раньше надо пирожок доесть,
А то он зачерствеет и утратит вкус.

ПРИНЦ ЭДУАРД.
Да он и так безвкусный! А ты не стой!
Скорее принеси воды! Иди же, Салли!
А то я тут с тобой умру от жажды!
Мне бы сейчас хотя б глоточек выпить
Холодной, чистой ключевой воды.
У нас тут есть родник неподалёку...
Мы останавливались там воды попить,
Когда с отцом и с матушкой гуляли.
Иди же за водой! И позови  мне слуг...

САЛЛИ.
Да, я пойду и приведу прислугу,
Но только раньше вы докушайте пирог.
Нельзя его так оставлять, а то здесь
Заведутся мыши и погрызут его...

ПРИНЦ ЭДУАРД.
И тут же все подохнут...
Иди скорее за водой!
Чего ты ждёшь? Я пить хочу!
И почему нет в комнате воды?!

САЛЛИ.
Я унесла кувшин, что здесь стоял.
Там потускнело серебро, милорд,
Его давно пора было почистить.
Хотите, чтоб я принесла его?..
Он там, на кухне...

ПРИНЦ ЭДУАРД.
Пойди  и  принеси  воды! В кувшине
Или же в ведре, мне всё равно!
Мне надо что-нибудь попить!
Скорее! Дай воды!.. (Плачет.)

САЛЛИ.
Воды?
Да где же я сейчас возьму воды? (Разводит руками.)
Её ведь надо из колодца натаскать!
Вы потерпите до утра...

ПРИНЦ ЭДУАРД.   
Ты шутишь, что ли? Беги скорее,
Позови на помощь! Мне плохо!

САЛЛИ.
Зачем так волноваться, добрый лорд?
Я принесу воды, сколько хотите!
Вам подогреть её или подать холодной?

ПРИНЦ ЭДУАРД (со стоном ложится на кровать).
Мне всё равно, только неси скорее!
И позови врача! Мне плохо, Салли!
Ой!.. Мне очень больно!.. (Плачет.)

САЛЛИ.
Так что мне сделать раньше? Поясните,
Воды вам принести или позвать врача?

ПРИНЦ ЭДУАРД.
Да сделай что-нибудь! Мне очень плохо! (Плачет.)
Ой, что это со мной?!.. Всё жжёт внутри,
Как будто развели костёр! Мне  больно,
Салли! Ой!.. Иди скорее, принеси воды!
А встретишь по дороге слуг, пошли их
За врачом! А-а-ай!.. Ой, как больно!.. (Плачет.)

САЛЛИ.
Вот так бы сразу и сказали мне, милорд!
А то вас не поймёшь: иди туда, иди сюда!
Я ведь не девочка, чтобы по замку бегать!
Вам не мешает свет? Давайте, я сейчас
Свечу задую и задёрну шторы,
Чтоб  вы могли спокойно отдохнуть.

ПРИНЦ ЭДУАРД.
Не надо свет гасить!
Мне страшно, Салли! (Плачет и стонет.)

САЛЛИ.
Ну так давайте я здесь с вами посижу,
Вас успокою...

ПРИНЦ ЭДУАРД.
Не надо здесь сидеть! Неси скорей воды! (Плачет.)
И позови мне слуг!.. Ой!.. Больно!.. (Стонет и плачет.)

САЛЛИ.
Зачем нам слуги? Я сама управлюсь!

ПРИНЦ ЭДУАРД (плачет).
Скорее матушку мне позови или отца!..

САЛЛИ.
Они же сейчас в Лондоне, милорд...

ПРИНЦ ЭДУАРД.
Нет, они в Кембридже и скоро будут здесь...
О-ой!..

САЛЛИ.
Ну, вот и хорошо! Вы скоро с ними
Встретитесь! Осталось подождать
Совсем немножко. Вот радости-то
Будет, когда они увидят вас, милорд!..

ПРИНЦ ЭДУАРД (плачет).
Я не дождусь их... О-о-ой, как больно!..
О-о-ой! Ой, что мне делать, Салли?! О-о-ой!
Всё горит!.. Не вытерплю!.. Скорее помоги!.. (Плачет.)

САЛЛИ.
Вы подождите, я за доктором схожу...

ПРИНЦ ЭДУАРД (плачет).
Не уходи!.. Возьми там колокольчик...
Он на столе... и позвони!.. Они придут...
А я... Мне... Мне плохо! О-ой!..
Очень тебя прошу!..  Ой, помоги мне!
Салли!..  Как больно!.. Всё горит!.. 
О Боже!.. (Сквозь рыдания.)
Что же мне делать?!.. О-о-ой!.. (Плача, молитвенно складывает руки.)
Спаси меня Господь... и Пресвятая Дева!..
Амен!.. А-а-ай!.. Как же мне больно!  (Плачет.)
Ой, всё горит!.. Как жжёт!.. 
Ай! О-ой!.. А-а-а!.. О-о-ох! (Хрипит.)

САЛЛИ.
Не беспокойтесь, добрый лорд,
Я  всё исполню... Сейчас я позвоню...
Сбегутся слуги, они помогут вам...
Где колокольчик ваш? А, вот он,
На столе... Ой, выскользнул!
Упал и укатился...  Да где же он?
Такая я неловкая теперь!..
Я не могу его найти,  милорд, простите...
Вы меня слышите, милорд?.. Вы что, уснули?..

      Салли подходит к кровати Эдуарда и отодвигает полог. Потом задёргивает его, дует на свечу и крестится.

САЛЛИ.
О Господи! Прости меня, прости! (Выбегает из комнаты.)



                Читать дальше: http://www.proza.ru/2016/05/25/145               


Рецензии