О притче Ф. Кафки У врат Закона

Мир Кафки собственно и есть одна большая притча. Иносказание. По мнению Т.Манна «Замок» Кафки – это аллегория поиска Бога. Аналогично можно сказать, что «Процесс» - это аллегория поиска истины. Главный герой «Процесса» однажды утром обнаруживает себя обвиняемым и в последствии весь роман пытается разобраться почему и на основании какого закона. И чем больше усилий он прилагает, тем как будто бы дальше и глубже зарывается в какие-то бюрократическо-канцелярские дебри. И это нисколько не проясняет ситуацию, скорее наоборот. Становится понятно, что автор имеет в виду не конкретную вину в юридическом смысле, а вину экзистенциальную, известную философам как родовую ответственность за грехопадение предков. Родился и уже виноват. Но Кафка предлагает героя внутренне свободного, опирающегося в своей жизни, в своих решениях и суждениях на разум. Рациональное мышление не готово согласиться с выдвигаемым обвинением, взявшимся непонятно откуда. А главное – в чем? Как может быть виновен человек, если его появление на свет, да и его существование никак не зависит от его воли? Человек не есть причина себя самого. Выходит, что вина есть что-то имманентное бытию, а не конкретной личности. Тогда само бытие – это и есть процесс, длительное разбирательство с неизбежным смертным приговором.
Кафка, будучи по своей профессии юридическим чиновником, в романе «Процесс» тонко уловил данную аналогию. Однако в обычном уголовном процессе вина определяется на основании свода законов. Тогда каков же закон для обоснования вины экзистенциальной? На самом деле это вопрос об истине. Притча «у врат Закона», предлагаемая в финале повествования, это ничто иное, как метафора рационального поиска ответа на извечные, проклятые вопросы.
Общий смысл притчи таков. Человек пытается проникнуть в недра закона, однако его туда не пускает привратник, который стоит у самых врат. Человек упрашивает, даже умоляет привратника, задабривая его разными вещами, но тот неотступен, приговаривая «беру, чтобы ты не подумал, что что-либо пропустил». Также привратник постоянно напоминает о том, что в последствии, возможно, он пропустит поселянина, но пусть тот знает, что он – страж – всего лишь самый первый и ничтожный по своему чину и вид уже третьего привратника внушал ему самому невыносимый ужас. И сколько там этих покоев и привратников, стоящих на пути к закону, вообще неизвестно. Так проходит день за днем и вот уже жизнь человека подходит к концу, и когда человек понимает, что приближается конец, он вдруг спрашивает привратника – почему кроме меня никто не подходил сюда к вратам закона, ведь закон доступен для всех? На что тот отвечает, что «эти врата были предназначены лишь для тебя одного, теперь я пойду и запру их».
В общем складывается ощущение полной безнадежности. Вроде бы вот он закон или истина, она тут рядом, всегда доступна, но какая-то сила не дает даже на йоту приблизиться к ней. Это и есть тот самый привратник. Действительно, рациональная попытка постичь основы основ, великую тайну, загадку бытия, истину, Бога, закон и все такое прочее уводит лишь в бесконечные дебри рассуждений, исканий, метаний духа, тупики безысходности. Хотя ясно понимаешь, что врата открыты. Все вроде бы доступно, но что-то мешает. А под конец жизни, когда будет виден струящийся свет из врат закона, ты ясно поймешь, что кроме тебя никому не суждено было туда проникнуть. У тебя был всего лишь один шанс – твоя жизнь, и ты не воспользовался им, потратив все драгоценное время на бессмысленные блуждания в канцелярских лабиринтах мнимого духа. Здесь прослеживается мотив солипсизма – диалектика трансцендентного «я», где только под конец жизни ясно осознаешь встречу-напряжение всего-навсего трех сил – «я», привратник и врата закона, откуда уже виден неугасимый свет. Все остальное прожитое становится похожим на бессмысленное кино с немыслимым количеством фантомов и призраков. И тут возникает острейшее ощущение тотального одиночества, даже если рядом близкий человек, потому что неугасимый свет видишь лишь ты один, а врата закона предназначены только для тебя одного.


Рецензии
Привет дружище! Помнится, что ты уже разбирал образ "привратника". Копаешь глубоко, задевая сами механизмы мышления, но по тону статьи, твоими же словами: "складывается ощущение полной безнадёжности". Но тут выбор каждого: ожидание, а может евангельский прорыв "усилием берётся"?.. Слишком глубоко смотришь на содержание пр-й великих. Кафка для меня писатель с предельно-пристальным взглядом на бытие, так возможно написать лишь в некоем трансе, отчего и нет его пр-ям чёткой характеристики, одних поражает абсурдом, других юмором, но на выходе и то и другое, причём выхода нет, хотя и все его романы не закончены, идёт погружение, как в микроскопе постепенное изменение масштаба. И ещё подумалось, он писал свои романы во времена расцвета антропософии, а одно из ключевых понятий у Штейнера - "страж", оно чем то схоже. Твою статью прочёл с интересом.
Как у тебя дела, что с рыбалкой? У нас в этом году неважно, а сейчас теплынь стоит, вроде как весна уже наступила.
Желаю тебе и всем твоим удач-успехов!
Пиши.
С уважением, Эд.

Эдуард Фетисов   04.02.2016 13:29     Заявить о нарушении
Я чертовски рад твоему ответу. Между прочим - давно не общались, дорогой друг. Я опять пьяний век, поэтому не смогу диференцировать ответ. Буде время - очень внимательно оценю-продумаю. Напишу.
А пока у меня задача сигаретс купинг реализейшенс.
Рад твоему здоровью!

Павел Гурачов   04.02.2016 20:07   Заявить о нарушении
C рыбалкой плоховато. Сильный юго-западный ветер поднял воду с Балтики под берег. Лед хороший - 40 см, но выйти на него невозможно - вода, гонимая сильными ветрами, подняла лед у берегов - никакие болотники не спасут. А по поводу Штейнера - я впервые читаю у тебя, видимо следует далее развиваться. И что такое антропософия - это гуманизм? Или это всего лишь размышления по поводу судьбы человека? Вообще-то Кафка писал свое в эпоху расцвета модерна, где человек лишь часть системы, не более.
Пиши!

Павел Гурачов   05.02.2016 13:13   Заявить о нарушении
Привет! У нас на Волге весь лёд уже давно разметало, а на озёра тоже не зайдёшь - воды по уши. Рудольф Штейнер это главарь антропософии - когда-то им зачитывался, Юнгам твоим был товарищ. Зайди на досуге у меня последнее почитай, вначале тебе особо понравится.
С уважением, Эд.
Пиши.

Эдуард Фетисов   05.02.2016 14:00   Заявить о нарушении