Берлинская стена, которой не было

...Когда немцы отмечали двадцатипятилетний юбилей со дня падения Берлинской стены, я вдруг вспомнила, что тоже могу отметить эту дату. Потому, что именно в это время состоялась моя первая незабываемая поездка в Германию.

Было это в историческом 1989 году. Я, девятнадцатилетняя студентка впервые поехала заграницу в рамках студенческого молодежного обмена. Приехали мы тогда ровно через неделю после падения Берлинской стены. В составе молодежной группы были представители всех пятнадцати  республик.

Помню, в аэропорту Шереметьево впервые  увидела респектабельных прибалтов, и, уже тогда отметила их из всей команды. Они уже тогда выглядели модно и стильно, как настоящие европейцы, правда, намеренно держались от нас особняком. Принципиально говорили только на своем языке и всячески дистанцировались от общей делегации.

Остальные, студенты из союзных республик выглядели примерно одинаково.  Скромно. Если не сказать бедно. Кроме, пожалуй, делегаций из кавказских республик.Те, были упакованы очень дорого: вроде бы была на них модная тогда кожа и джинса, но, смотрелось это очень безвкусно. На девушках обилие косметики, золото, цепи, перстни, вперемежку с яркой, пластмассовой бижутерией. На голове какие-то безумные начесы с обилием лака на шестимесячной химической завивке.

Каждую группу распределили по разным провинциям ФРГ. Кыргызская делегация попала в Рейн-Вестфалию, которая находится практически на границе с Францией. В нашей группе было человек десять. Потом нас распределили по принимающим семьям. Я попала в маленький городок под названием Витлищ, ( аналог нашего поселка городского типа) в самую обычную семью. Отец семейства Зигфрид был школьным учителем математики, а его жена Рената домохозяйкой. У них было две дочери. Старшая Уте – была моей ровесницей, училась в университете и приезжала к родителям из Бонна, только по выходным, а младшая Кати – училась в начальной школе. Ей было лет десять-одиннадцать.

Кому-то повезло с хозяевами, кому-то нет, но все мы испытали культурный шок. На целых две недели! Мало того, что пришлось привыкать к необычной еде, образу жизни, менталитету западных жителей, так нам, по-сути, самим еще детям пришлось разрушать их стереотипы о Советском Союзе. Они ничего не знали о нашей стране, а у нас было мало информации о их реальной жизни.

Когда соседи моих хозяев узнали, что к ним приехала студентка из СССР, они приходили под любым предлогом посмотреть на меня. Я чувствовала себя как в зоопарке. Но, надо отдать должное моей  Gastmutter - фрау Рената  оказалась нормальной теткой, а вот с ее мужем Зигфридом у нас как-то сразу не заладилось...Наверное, это на уровне космоса. Хотя, мы мило улыбались друг другу и говорили на разные темы, в отношениях чувствовался холодок.

Подружки фрау Ренаты, такие же домохозяйки, как и она сама,были очень любопытными. Они интересовались у нее, как я себя веду: ем, сплю, умею ли пользоваться туалетом, столовыми приборами. В, общем, было смешно...

В, конце концов, мне это надоело и, я, в то время, сносно владевшая немецким дала им понять, что прекрасно их понимаю. После этого они наконец улетучились. А, с Ренатой мы потом подружились. Ходили вместе пить пиво, гуляли по магазинам, она подкармливала меня вкуснейшим  шоколадом, тайком от мужа давала мелочь на карманные расходы, ибо, Зигфрид был классическим бюргером, и, зорко бдил,  на что расходуется каждый пфеннинг.

Именно, тогда, впервые я познала "прелести" капитализма: что нужно экономить воду и электричество, ибо оно очень дорогое, что отопление - это вообще роскошь, его жестко регулируют и поэтому в доме всегда холодно. А, хозяевам все равно, что тебе зябко. Главное - экономить! Это вообще немецкая философия, на которой они все двинуты. Мы же все тогда приехали из глубокого социализма, поэтому тогда это было для нас дикостью.

Ну, черт с ними, то бишь с благами цивилизации. Но, вот, что надо экономить на еде, вот это я узнала только в Германии! Поэтому, если бы нас не кормили в ходе экскурсий и поездок по городам и весям, я точно бы померла там с голоду!

Однажды, я стала свидетелем такой сцены. В гости приехала мать Ренаты, теща Зигфрида. Мы  ужинали. Трапеза была скромной. Никто ради заморской гостьи, не менял своих привычек и кулинарных пристрастий. Рената приготовила вегетарианскую запеканку из кольраби на четыре порции, а запивать ее нужно было холодной минералкой. И все! Даже хлеба не было.

И, вдруг, приезжает бабулька "божий одуванчик", наслышанная от дочери о моем приезде.

Зигфрид открыл дверь, поздоровался, проводил тещу в комнату и вернулся за стол. Я, воспитанная в восточных традициях, разумеется, поинтересовалась, мол, почему ее не приглашают за стол. Именно тогда я услышала теперь уже привычную фразу:

- Мутти, приехала без предупреждения. Мы на нее не рассчитывали...

Это теперь, я понимаю о чем идет речь. А, тогда я зависла...

После ужина, наконец, меня представили бабуле. Она очень долго расспрашивала где находится Кыргызстан. Поинтересовалась, почему я не похожа на русскую (то, что в составе Союза было 15 республик она узнала от меня). Потом, вытащила из сумочки карту и попросила показать до какой черты дошли немцы при наступлении на Москву.

И, тут, когда она услышала, что до Белокаменной  немцы не дошли всего 50 километров, бабуля дала волю эмоциям. Старушенция издала возглас изумления и какое-то аутентичное ругательство. Повисла пауза…Я, недоуменно глядела на нее, она на меня.

Правда бабуля быстро взяла себя в руки, остыла, потом села в свой маленький «Гольфик-жук»  и укатила восвояси.

Это уже позже я узнала от Ренаты, что оказывается ее отец воевал, потом попал в плен. Там, в лагере пристрастился к водке. И, до конца, своих дней любил беленькую, а напившись буянил, крыл бабулю трехэтажным русским матом и гонял по всему дому…

Спустя несколько дней пребывания в Германии начались приколы…

А, по-просту, мой организм дал сбой. От непривычной еды, от стресса, от новой обстановки. Весила я тогда 45 кг, а после такой кормежки стала совсем прозрачной. Однажды мы с Ренатой пошли за покупками в местный гипермаркет и я там грохнулась в обморок. Бедная моя Gastmutter! От страха за меня,она чуть рассудкане лишилась. Дома, она заварила мне ромашковый  чай, напоила и, наконец, впервые, поинтересовалась, чего бы мне хотелось поесть? Ведь я стеснялась сказать ей, что элементарно не наедаюсь их едой. И, тут меня прорвало.

Рената слушала разинув рот. Я рассказала ей о нашем хлебосольном, гостеприимном  крае, о традиционных изобильных тоях, о том, что в Кыргызстане самые вкусные и сочные фрукты и овощи в мире. Что арбузы у нас встречаются размером с меня, а яблоки, виноград, сливы, дыни, груши и персики источают такой аромат, что кружится голова и текут слюнки…

А, когда Рената узнала из какой я семьи, то и вовсе потерялась. Только теперь я смогла ей рассказать, что отец мой был профессором-стоматологии, а мама директором промышленного предприятия.

- Почему же ты сразу не рассказала, что ты из семьи советских миллионеров? - раздосадованно спросила она.

- Рената, у нас нет миллионеров, все люди живут одинаково, - отвечала  я.
 
Потом, хозяйка милостиво открыла свою кладовую и разрешила приготовить ужин самой.  На ужин я приготовила шорпо, плов и салат шакарап. На этой почве мы с ней потом сблизились еще больше.  Она тоже любила кулинарничать. Особенно ей удавалась выпечка.

Вечером, с работы вернулся хозяин дома. Зигфрид вначале поворчал на жену, что не следовало доверять мне столь важное дело. Но, узнав о моем обмороке прикусил язычок. Из вежливости, расспросил, что это за это еда, изучил ингридиенты блюда, с опаской снял пробу, съел одну порцию, потом вторую, попросил добавку. Но, Рената, только развела руками и ответила, что плова больше нет.

- Ну, ладно. Завтра пусть ужин тоже приготовит она, - милостиво разрешил Зигфрид.

Мы с Ренатой переглянулись и рассмеялись…

В один прекрасный день, Рената объявила, что уезжает на три дня в университет домохозяек на какие-то курсы. Моя Gastmutter просила подстраховать ее на кухне и готовить ее домочадцам. Я, разумеется согласилась, не зная, что меня ожидает в ближайшие дни.

В отсутствии хозяйки, Зигфрид провел полную ревизию и ее результат очень  расстроил отца семейства.

Выяснилось, что заморская гостья, то бишь я обхожусь им очень дорого. К примеру, за десять дней пребывания существенно превысила лимит потребления воды и тепла. Ибо, когда я принимала душ «длинною в жизнь», то пользовалась им, как привыкла – безлимитно. Тогда мне и в голову не приходило, что существуют водомеры и прочие счетчики. Поскольку, нас тогда меня никто не проинструктировал на эту тему.

Такая же ситуация произошла с теплом. Я, вечно мерзла, и поскольку меня поселили на нижний гостевой этаж, больше похожий подвал, то я включала батареи в своей комнате на полный максимум. Таким, образом, счет за коммунальные расходы, превысил привычный месячный лимит. Этот факт так разозлил Зигфрида, что он решил провести со мной разъяснительную беседу. 

Утром после скудного завтрака (как только Рената укатила, он вновь посадил меня на кофе и пустую булочку). Он повел меня на экскурсию по дому. Показал, мне бойлерную, в которой были установлены счетчики, датчики, водомеры. Рассказал, что нужно экономить тепло, свет, воду, да словом ВСЕ!

Жаловался, что он единственный кормилец в семье. А, у него двое детей и жена, которых он должен кормить, одевать, обувать, а еще дать образование дочерям.  Я же, по словам Зигфирда своим неразумными действиями едва не разорила их. Потом, он еще долго и нудно рассказывал мне как я должна вести себя в их доме. И, я послушно кивала головой. Если честно, он сделал для меня настоящее открытие. Вот оно лицо капитализма, о котором нам рассказывали в школе, подумала я тогда. Надо признаться, эти реалии мне совсем не понравились.

- Скажи, сколько стоит у вас киловатт\час электроэнергии? – спрашивает он.
- Две копейки, - отвечаю.
- А, вода, газ, телефон? – интересуется Зигфрид дальше.
- Все цены фиксированные и в совокупности мы платим в месяц, что-то около двадцати рублей, - уже гордо отвечаю я. 
 
Дальше я чуть не добила его окончательно рассказав о таких социальных благах, как бесплатное образование, лечение, о гарантированном отдыхе трудящихся в санаториях и курортах. Но, более всего его поразил факт, что всем гражданам независимо от сферы деятельности,когда подходит очередь, государство выдает жилье. Абсолютно бесплатно! 

- Черт, может нам переехать в Советский Союз? – пробормотал раздосадованный немец…. 

Дальше-больше. Я вспомнила, что хозяйка  просила меня заняться готовкой. Поэтому я написала список продуктов, которые Зигфриду следовало купить в маркете , и протянула их хозяину. Зигфриду этот перечень продуктов категорически не понравился. Особенно, пункт первый  - мясо. Он его немедленно вычеркнул. Потом еще раз пробежался глазами по списку, убрал еще два пункта. Остальное продукты он оставил, но правда сократил их количество.  Я сникла.

- Но, ведь будет не вкусно! – пыталась я переубедить скрягу-хозяина.
- Нормально, зато уложимся в бюджет, - отвечал Зигфрид.

Делать было нечего. Пришлось готовить из того набора продуктов, которые купил хозяин. Правда, я постаралась и на мое удивление, ужин получился достойным.
- Вот видишь, я был прав. Экономия никак не отразилась на вкусе твоего блюда, - говорил потом довольный Зигфрид. И, так прошли все последующие дни. Он никуда меня не вывозил, заняться было нечем, но общаться с ним совершенно не хотелось.

Было тоскливо. Я уже скучала по дому и считала дни до самолета. Мне не хватало покладистой, приветливой  Ренаты и я с нетерпением ждала ее возвращения. Дело дошло до того, что он так достал меня, что весь последующий день я провела в своей комнате. Очень хотелось домой, к маме…

Поэтому, когда меня пригласили в гости в другую немецкую емью, была несказанно рада. Зигфрид тоже видимо был рад отдохнуть от меня и он повез меня в эту семью, и когда мы прибыли на место, у него вытянулось лицо.

Это была состоятельная семья. Муж был дантистом. У него была своя клиника, а жена вела бухгалтерию в семейном бизнесе. Когда Зигфрид  увидел их дом, автомобили, клинику он заметно расстроился. Уже потом, когда он забирал меня назад, то всю дорогу ворчал. Мол, эти Хоффманы  живут нескромно, выпячивают свое богатство, вообще это так не по-немецки. Словом, завидовал он им, я это прекрасно понимала и в глубине души посмеивалась над Зигфридом.

Зато, я прекрасно провела этот вечер в этой семье. Эти люди были очень приветливы, не скупились на угощение, и вообще я была очень довольна, и благодарна этим немцам, что они избавили меня от занудства Зигфрида.

Еще у Зигфрида был своеобразный подход к воспитанию детей. Если не сказать спартанский. Не мудрено, что старшая дочь, уже почувствовав  свободу,  отнюдь,  не одобряла  авторитаризма своего отца,  и,  потому не сильно стремилась в родные пенаты. Зато, младшая Кати была пока всецело в его власти, чем и пользовался ее строгий папаша.

Он не разрешал девочке смотреть телевизор и, по-просту, запирал его в шкафу. Не разрешал есть сладкого,  гулять с подружками и так далее. Поэтому девочка росла затворницей. Кати была добрая и отзывчивая. Я искренне ей сочувствовала, поэтому по вечерам, я рассказывала ей про Кыргызстан и нашу жизнь. А, она о своих делах в школе. Так мы развлекали друг друга и ждали возвращения Ренаты.

Наконец, она вернулась. Я радовалась,бутдо вернулась моя родная мама. Рената тоже, ведь она прекрасно знала своего мужа. Моя немецкая жизнь вновь стала налаживаться.

С момента приезда в Германию пролетела неделя. Программа визита была составлена так, что почти каждое утро нас собирали всех вместе у городской ратуши, и возили на экскурсии по разным городам и весям. Мы посещали музеи, замки, соборы. Нас  возили на дегустацию в музей вин, потом мы дружно пили пиво с немцами на фестивале Oktoberfest.

Однажды, даже повезли на дискотеку, правда, почему-то в турецкий квартал...Там было не все так блестяще и стерильно как у немцев, но мы были молоды, нам все равно было интересно, и, мы там неплохо оторвались. Казалось, что весь мир был у наших ног. Самое обидное, что легендарную Берлинскую стену увидеть так и не пришлось. Организаторы  нас так и туда и не свозили. Но, даже несмотря на это досадное упущение,  впечатлений было хоть отбавляй.

В той поездке нам встречались разные люди. Но, немцы, все-таки сдержанная и закрытая нация. Многие при встрече улыбались, но чувствовалась дистанция и холод. Старшее поколение и вовсе не скрывало своего раздражения от объединения двух Германий. Старики ворчали, что теперь им повысят налоги, они называли восточных немцев лентяями, привыкшими жить за счет государства.

Среднее поколение и молодежь были в эйфории. Им очень нравился Горбачев, они ласково называли его "Горби", не переставали им восхищаться. Многие носили значки с его именем, и тоже ждали перемен.

Как, и было положено в то время, группу сопровождал "старший товарищ". Официально, он был руководителем группы. Это был дядечка средних лет, в то время - второй секретарь ЦК ЛКСМ Киргизии. Такой вроде безобидный тюфячок, но был он какой-то бестолковый, и, нам постоянно приходилось за него краснеть. Он, нередко опаздывал, подолгу, разглядывал витрины дорогих магазинов, на встречах нес всякую чушь, и очень любил напрягать других, стараясь при этом ничего не делать. Словом, классический комсомольский функционер.

Я тогда неплохо говорила по-немецки, мне даже приходилось выступать переводчиком между ним и немцами в семье, у которых он гостил. Глава семьи был большим поклонником русской поэзии и при встрече мы с ним обменивались любезностями, он читал мне стихи Пушкина, я ему Лермонтова.

К великому сожалению, я не запомнила его имени, но именно этот человек пригласил меня на экскурсию в Люксембург, который был всего в часе езды от Витлища. Чтобы получить разрешение от руководителя группы, пришлось взять с собой и комсомольского функционера.

Та, поездка была незабываемой! Королевство Люксембург по размерам было не больше нашего Фрунзе, но этот город-государство покорил меня с первого взгляда. В отличие от Германии я сразу влюбилась в Люксембург окончательно и бесповоротно. Красивые и доброжелательные люди, неповторимая архитектура, какая-то особая атмосфера, сразу взяли в плен мою душу.

Поездку омрачало только общество функционера. Он опять зависал у витрин магазинов, разглядывал фотоаппараты, видеомагнитофоны и камеры. Тогда у меня сложилось стойкое убеждение, что таким образом он беззастенчиво намекал хозяевам, что не отказался бы получить такой подарок…Что поделать? В ту эпоху, это было самой несбыточной мечтой советского человека, пусть даже и комсомольского работника.

Я впервые побывала в итальянском ресторанчике, где отведала настоящую пиццу, с пылу с жару, с тягучей, горячей моцареллой. Жгучая, красивая официантка-неаполитанка подавала нам ароматный капуччино и нежную, таящую во рту панакотту. Боже! Вкус тех божественных и новых блюд еще долго преследовал меня потом в моих воспоминаниях…

Но, все хорошее, как известно, быстро заканчивается. Мы сфотографировались на память и вернулись назад. Жаль, только, что дядька так и не поделился снимками. Хотя обещал, увы!

Это, пожалуй, самое светлое воспоминание о той поездке …

Пришла пора возвращаться. Уже потом, когда мы прилетели назад в Шереметьево, даже промозгло-серая Москва показалась мне такой родной, после скучно-правильной Германии. Тут же из гостиницы я первым делом позвонила домой и попросила маму приготовить бешбармак. А, уже когда вернулись в Кыргызстан вот уж душу отвела!

Домашние так смеялись….


Рецензии
Здравствуйте, Жипара!

С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2016/09/21/1058 - для новых авторов.

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   21.09.2016 13:19     Заявить о нарушении