Муж и жена

В настоящее время, в современном мире, нет больших расхождений в оценке приоритетов нормального бытия. Институт семьи прочно занимает одно из первых мест в иерархии наших ценностей. Причем, это не идеологический штамп, который в каждой стране свой. К счастью, это практически мировое понятие. Уже очень давно сложилось такое понятие, что семья - это первичная ячейка не только общества, но и государства. И в их организации и функционировании много общего. Лично я разделяю подобную точку зрения. Ибо она подразумевает чувство высокой ответственности и за семью, и за свою страну.
С моей точки зрения, безответственность - одно из самых плохих качеств, присущих человеку, а иногда и обществу в целом.
Создавая семью, большинство из нас хотело бы, чтобы она была красива, как Венера Милосская, обладала бы ангельским характером и многими другими качествами, которых у нас и в помине нет. Себе мы это легко прощаем. А другим, конечно, нет.
Часто возникает вопрос, а от кого больше зависит судьба семьи?
В народе издавна существует мнение, что больше от жены. На эту тему есть немало старых поговорок, а самое главное, что и Библейское толкование возлагает основную ответственность за жизнь семьи на женщину. Однако мне кажется, что в реальной жизни это не всегда так. Семья, фактически, строится обоими лицами, ее создающими. Они же и несут ответственность за ее существование. Более того, если мужчина является главой семьи, то именно с него и основной спрос.
Сейчас, вероятно, из десяти человек девять, на вопрос «а что главное, при формировании семьи?», ответят - «любовь». Почему же тогда так много молодых семей, в основе которых лежит любовь, так быстро распадаются?
Потому что, конечно, это условие необходимое, но далеко не достаточное.
Мало кто из тех, кто впервые создает семью, отдают себе отчет, что любовь, не опирающаяся на прочный фундамент взаимоуважения и взаимопонимания, как правило, очень недолговечна, и увядает, фактически, по-настоящему и не распустившись. В жизни существует много вопросов типа: «а что раньше, курица из яйца, или яйцо из курицы?». Что первично, любовь или уважение? Очень может быть, что в юности я бы тоже ответил: «ну, конечно же, любовь». Но глядя на жизнь сквозь призму прожитых лет, я уже не могу так однозначно ответить. Людям, составляющим одну семью и не уважающим друг друга, практически невозможно вместе обитать на замкнутом пространстве своего домашнего очага.
Я не могу ответить, что важнее для существования семьи - любовь, или уважение?
Жизнь без любви уныла и безрадостна. А жизнь без уважения, да простит мне Бог, вообще представляется мне невозможной. Пусть каждый для себя решает, что в этих обоих плохих вариантах хуже, или лучше.
Я просто могу сказать, что завоевать и всю жизнь удерживать уважение партнера - большой и постоянный труд, когда человек всегда должен оглядываться на каждый свой шаг по жизни, соизмеряя его с тем, приемлем ли он или нет для второй половины. Но награда за такой труд не заставляет себя ждать. Взаимное уважение создает гармоничный фон всего домашнего очага, формирует особый дух семьи, равно необходимый и взрослым и детям.
Не знаю, насколько справедливы такие пословицы, как «стерпится, слюбится». Но одно я мог бы сказать с полной уверенностью. Принимая решение о создании семьи по любви, и молодой человек, и его невеста, должны постараться понять, смогут ли они и уважать партнера. Это не совсем просто, но если люди определенный период встречаются, то, наверное, все же можно в какой-то степени определиться.
Просто мне кажется, что если эти понятия будут возведены в ранг главных приоритетов при формировании семьи, то ошибок, наверняка, будет гораздо меньше.
Однажды я где-то писал, что для того, чтобы определиться любишь или не любишь, надо в полной мере довериться сердцу и душе. Но чтобы полностью правильно решать весь комплекс вопросов, без участия мозгов все же не обойтись.
Думая о семье, невольно приходишь к выводу, что это основная площадка, где в наиболее выпуклой форме проявляются взаимоотношения мужчины и женщины, мужа и жены.
Для правильного сочетания каждый из партнеров должен обладать свойственными его полу достоинствами.
К. Маркс, заполняя однажды шутливую анкету, на вопрос: «Что Вы больше всего цените в женщине?», ответил: «Слабость». Это, конечно, противоречит Некрасовскому «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Мне кажется, что сблизить эти две позиции позволит предположение, что Маркс имел в виду обычное бытие, а Некрасов экстремальную ситуацию.
В последние годы мне стала близка позиция намного более молодых людей, которые считают, что женщина, это дар Божий, и относиться к нему надо соответственно.
Кстати, хотя до революции и раздавались отдельные голоса об эмансипации, в целом литература того периода, как само собой подразумевающееся условие существования семьи показывала, что к женщине следует относиться очень уважительно, и с большой бережностью. Она этого заслуживает.
К тому же, я убежден, что как правило, добрые дела вызывают ответное добро, зачастую, даже в большем масштабе.
Не все из нас отдают себе отчет, что ответное отношение женщины к своему мужчине, очень часто служит мощным побудительным мотивом для его изменений в лучшую сторону. Когда женщина верит в мужчину, как в Бога, и все делает для возвышения его образа, как в семье, так и вне нее, какой человек не будет остерегаться сделать шаг, подрывающий его имидж в глазах подруги? Когда о человеке думают лучше, чем он есть на самом деле, он, если не бессовестен, невольно старается соответствовать пусть даже придуманному образу.
Не даром в одной из песен поется: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу».
Забота друг о друге, и в первую очередь о женщине, один из краеугольных камней формирования духовного состояния и общего благополучия семьи.
Очень серьезным является вопрос доверия в семье. Казалось бы бесспорным, что супруги должны полностью доверять друг другу. Но как быть в бизнесе, тем более, если он достаточно рискованный. Некоторые бизнесмены считают, что подставлять жену под рискованные вещи нельзя.
Некоторые, наоборот, вводят жен в свой бизнес фактически на паритетных началах.
Я лично в молодости придерживался первого варианта. Это был период автократического правления в стране, и большинство семей строились на аналогичной основе.
Хотя я об этом уже писал, но даже сейчас я затрудняюсь сказать, какой вариант предпочтителен. Не исключено, что может быть что-то среднее. А что касается рисков, то отношение к ним тоже неоднозначное.
Например, жена итальянского революционера Гарибальди, Анита, мать четверых детей, находилась вместе с мужем во время всех его военных операций: скакала на лошадях, стреляла из мушкета, перевязывала раненых. Погибла в 28 лет.
В Италии ей поставлен конный памятник, где она скачет, держа в одной руке пистолет, а в другой младенца.
Возвращаясь к теме изложения, видимо, самое правильное - это когда семья сама решит, каким должен быть баланс рисков и интересов. В обоих случаях доверие - ключевая составляющая.
Во многих, а может и в большинстве семей, существует негласная, или даже гласная договоренность супругов о разделении функций между ними.
Вероятно, в принципе, это правильно. Однако, это зачастую приводит к тому, что муж лежит на диване, а жена в это время моет, чистит, гладит, и делает тысячу других нужных дел. Вот это уже неправильно.
И хоть я тоже грешен в этих вопросах, но уже давно считаю, что самое главное в таких делах не формальное распределение функций, а в реальной взаимопомощи друг другу. К сожалению, женщины часто ни за что не хотят допустить, чтобы мужчина делал т. н. женскую работу. Но в обычном доме именно эта работа составляет основную массу необходимых дел.
Говоря об отношениях мужа и жены в рамках единой семьи, мы уже подчеркивали необходимость наличия некоторых обязательных чувств: любви, уважения, доверия, взаимопощи.
Мне показалось интересным, что на этот счет говорят христианские проповедники.
«Будешь любить и почитать свою маму – научишься ценить и уважать всех женщин, потому что если сын НЕ УВАЖАЕТ свою мать, он будет ПЛОХИМ мужем и отцом и не будет уважать и жалеть свою жену».
И далее:
«Ищи для жизни ту девушку, которая БУДЕТ любить, и почитать своего отца! Если Отец нормальный человек, но дочь НЕ НАУЧИЛАСЬ уважать своего отца – из неё ПОЛУЧИТСЯ плохая жена».
«У кого добрая жена, для того нет счастья без нее даже в раю».
Думается, что мнение старцев заслуживает внимания людей, создающих новую семью.
Мне хотелось бы сказать еще об одном. В молодой семье, только начинающей свой путь, должна царить атмосфера яркого света, праздничности, радости. Это очень важно - правильная стартовая позиция.
Когда я женился, я уже был достаточно великовозрастным «юношей», поэтому полагал, что главная добродетель – это сдержанность, не проявление, по крайней мере публично, своих чувств и эмоций. Но моя жена была моложе, она шумно и радостно приветствовала наступление каждого нового дня.
Если я куда-то шел, просилась: «я с тобой», обязательно провожала до автобуса, когда я уезжал на работу. Вечером встречала, пытаясь любыми путями сократить время, когда мы не вместе.
Очень скоро она заполнила дом цветами и музыкой и вовлекала в свою орбиту всех, кто был в доме, включая двух бабушек. Разумеется и меня. Скучать было некогда. Мне даже как-то импонировала непосредственность и искренность широко открытых навстречу солнцу глаз.
К тому же, она очень скоро стала любимицей соседей, наших родственников и друзей. Причем, никому не мешало, что она всего-то живет в нашем городе менее полугода.
Думаю, что этот особенно светлый период лег в фундамент нашей совместной жизни, которая в любви и согласии продолжалась 40 лет.
Семья - достаточно сложный организм. И если она способна, подобно оазису в пустыне, дарить уставшим путникам радость и отдохновение от забот, когда под сенью семьи каждый из ее членов чувствует себя защищенным, можно твердо сказать - «семья состоялась».
Выше не подчеркивалась вполне очевидная истина, что заботясь о правильном выстраивании отношений между мужем и женой, мы тем самым решаем и судьбу детей, которая напрямую и жестко увязана с благополучием семьи в целом.
Сегодня для меня предельно ясен вопрос о необходимой и желательной форме взаимодействия супругов в деле формирования семьи и создания условий для ее светлого функционирования.
Писатель Вересаев в своих «Непричесанных мыслях» как-то написал, что между мужем и женой произошла размолвка. Муж длинно и нудно что-то ей втолковывает. Она сидит с непроницаемым лицом, и даже непонятно, она его слышит, или нет. В конце концов, она громко расплакалась, и сквозь слезы сказала: «ты бы меня лучше обнял и поцеловал, и я бы сразу все поняла» Мне кажется, что это довольно яркий пример женского характера, который нельзя не учитывать в повседневной жизни семьи.
Поскольку чаще всего главами семьи являются мужчины, мне хотелось бы обратиться именно к ним.
Дорогие мои коллеги! Судьба семьи, как правило, в Ваших руках. Любите, уважайте, берегите, и не обижайте своих женщин! Не стыдитесь высказывать в их адрес похвалу, и даже восхищение!
И очень скоро Вы убедитесь, что никакие другие средства для формирования семьи Вашей мечты, попросту не нужны!


Рецензии
"В Италии (в Риме, на холме Джиниколо) ей поставлен конный памятник, где она скачет, держа в одной руке пистолет, а в другой младенца."

Григорий Аванесов   13.06.2023 18:21     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв и дополнительную информацию.
С уважением

Михаил Шаргородский   13.06.2023 22:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.