8 Марта

         Моё детство прошло во дворах переулков на Плющихе. У каждого двора была своя особенность: в одном дворе каждую зиму заливали маленький каток и делали из снега горку, в другом мы играли в разные игры с мячом, в прятки, просто бегали, а в нашем дворе, самом уютном, мы сидели на нашей лавочке, играли в тихие игры, разговаривали.
         Иногда тихие игры превращались в такие шумные, что сосед с первого этажа несколько раз ломал лавочку, но мы восстанавливали её. Родители были за нашу лавочку, так как, выглянув в окно, могли увидеть и услышать своё чадо. У дома в палисаднике росли астры и золотые шары, встречавшие нас после долгих летних каникул. Напротив дома стоял длинный сарай, разделённый на секции, принадлежавшие каждой квартире. В сарае хранились дрова и уголь, так как в доме было печное отопление. На каждой двери сарая висели замки: огромные амбарные, средние и совсем маленькие. Зимой мы нагребали снег под сарай и прыгали с крыши в сугроб!
         Но рассказ будет про весенний праздник – 8 Марта. После обеда раздался звонок в дверь. Открываю дверь. Перед дверью стоит Викуся, пятилетняя двоюродная сестра нашего друга Колюшки из соседнего дома. Викуся часто бывала в нашей компании: Колюшке приходилось присматривать за ней. Однажды я увидела Викусю и соседку-первоклассницу в подъезде. Первоклассница читала книжку Викусе. Я спросила:
         - Что же ты, Мариночка, в темноте читаешь?
         - Она не боится! - гордо сказала о Марине Викуся.
         И вот Викуся стоит перед нашей дверью. Рядом с девочкой огромная коробка, почти с неё ростом.
         - Это – вам! - сказала Викуся и побежала вниз по лестнице. На коробке красным карандашом надпись – «С 8 Марта!».
         Мои дворовые подружки, Люба и Люся, жили в квартире напротив. Я позвонила в дверь, открыла старшая, Люся. Узнав о Викусе и коробке, предложила перетащить коробку в её комнату (её мама работала во вторую смену и Люся была одна), позвали Любу. Сгорая от нетерпения, открываем коробку, а там… огромный торт с розами! Посредине торта – шоколадная бутылка шампанского! Люба кинулась на кухню поставить чайник, я расставляю чашки, Люся нагревает нож, чтобы разрезать шоколадную бутылку (я бы не догадалась!) Осторожно отрезаем горлышко бутылки, а внутри… разные виды печенья! Маленькие и большие, цветочки, сердечки, звёздочки, кружочки, с глазурью и шоколадные, с орешками! Вот это был пир! Попробовав торт и печенье, выпив по две чашки чая, мы стали делить остатки на три части. В каждой получилась полная с горкой суповая тарелка! Приношу свою долю домой, показываю маме, а мама говорит:
        - Как же вам не стыдно? Почему не пригласили ребят вместе попить чаю? Что же вы, как крысы притащили свои куски в норы?
        - Там никого не было, - оправдывалась я, но по правде говоря, нам это даже в голову не пришло!
        - Как же не было, - продолжала мама, - не Викуся же тащила коробку на второй этаж? Эх вы, а ещё друзьями называетесь.
        Настроение было испорчено, на торт и печенье даже смотреть не хотелось.
        На следующий день мы узнали, что пропал Колюшка. После обеда убежал из дома, вечером не пришёл, не было его и ночью. Викуся под секретом сказала, что он стащил сто рублей у её мамы и исчез! «Так вот откуда торт!» - испугались мы. Мы бегали по дворам, расспрашивали ребят, когда они видели Колюшку в последний раз, заглядывали в самые потаённые уголки дворов – нет Колюшки! Решили сложиться и вернуть Колюшке сто рублей, если он найдётся. Мама дала мне сорок рублей, Любе и Люсе дали деньги с большим скандалом (сумма немалая для их бюджетов). Но где искать Колюшку? Сели на нашу скамеечку, обсуждаем и вдруг слышим громкий шёпот:
        - Девчонки, я здесь!
        Мы так и подскочили. Колюшкин голос раздался рядом, но нигде никого нет. Почудилось что ли?
        - Я здесь, в сарае, - сказал голос.
        На сарае висит замок, мы подёргали замок – заперто.
        - Кто тебя запер? - спрашиваем.
        - Никто, -  я сам залез в сарай, - отвечает Колюшка. - В задней стенке сарая отогнул доску и залез. Я замёрз, выпустите меня. Уж лучше пусть тётка убьёт.
        - Не убьёт, вот деньги, сто рублей, - говорим. - Сейчас за ключом сбегаем, - помчались мы к Колюшке домой.
        Обратно вернулись с Колюшкиной мамой, тётей и Викусей. Раз! Замок отперся. Два! Дверь отворилась. Три! На пороге, весь в угольной пыли, клацая зубами, появился Колюшка! Пока обнимались, нам удалось сунуть ему в карман сто рублей, предварительно обмененных на одну бумажку.
        Мы не устроили чаепитие. Никому не хотелось ворошить прошлое. Нам было стыдно, что мы, потеряв головы при виде такого роскошного подарка, пировали. А Колюшке, я думаю, было стыдно, что украл деньги у тёти. О чём он только ни думал, проведя день и ночь в ледяном сарае! Но одно я твёрдо усвоила: если дарят мне что-нибудь съедобное, я всегда делюсь этим подарком с дарителем.


Рецензии
Здравствуйте, Галина! Очень трогательная история, в которой многое будто списано из моего детства! Наверное мы с Вами ровесники.))) И помним то время, когда деревья были большими.

Алексей Анатольевич Карпов   29.04.2016 19:27     Заявить о нарушении
Ещё как помним! "Три тополя на Плющихе"снимали в моём дворе. Дом снесли, а поехать, посмотреть, как там сейчас, всё времени не было. Взять что-ли такси и проехать по тем местам? Или нет, пройдусь от Киевского вокзала по стеклянному мосту через реку прямо к школе, которую я закончила в 1957 году (там теперь Хамовнический суд). Читаю многие истории о детстве, и одно общее описано у всех - в детстве мы играли во дворах, дружили, а сейчас все дети по домам!
До новых встреч!

Галина Марчукова   30.04.2016 10:26   Заявить о нарушении
По тропкам детства лучше пройтись!Галина, прочтите пожалуйста это. Мне кажется Вам рассказы понравятся.
http://www.proza.ru/2012/01/30/1966
http://www.proza.ru/2011/08/22/869
С уважением, Алексей

Алексей Анатольевич Карпов   30.04.2016 10:35   Заявить о нарушении