оставим музыку стихам
Одним из способов самовыражения является искусство, каждый вид которого оперирует присущими ему средствами, включая и используемый материал.
В литературе, подразделяющейся на поэзию и прозу, таким материалом служит слово.
Надо сказать, что первоначально поэзией именовалось искусство слова вообще.
В античности художественная речь имела стиховую форму, но рифма ещё отсутствовала.
Однако, словесный текст строился не произвольно, а вписывался в готовую музыкальную фигуру, опираясь на теорию стиховых размеров МЕТРИКУ, которая в древней Греции являлась разделом теории музыки.
Произведения читались нараспев. Декламация, строго соблюдавшая временны;е соотношения, сопровождалась музыкальным аккомпанементом и танцем.
Позднее, когда устная литература уступила место письменной, и "мусические" искусства (поэзия, музыка и танец) обрели самостоятельность, стихотворение уже не было привязано к форме музыкального произведения.
Но ещё долго поэты ориентировались на слушателя, а не на читателя.
И сегодня поэзия, не нуждаясь в озвучивании, всё же, не утратила связь с музыкой, оставаясь верной РАЗМЕРУ – основному музыкальному признаку и РИФМЕ, подчёркивающей границу между стихами и связывающей стихи в строфы, т.е. тоже "работающей" на размер.
Поэзия, живущая независимой жизнью, по-прежнему тяготеет к истокам своего существования.
Только теперь уже не музыкальная форма "задаёт" тон стихотворению, наоборот, в большинстве своём, музыка пишется на стихи, определяющие характер вокального произведения.
Песня – наиболее распространённый вид вокальной музыки.
Интонируя при чтении стихотворения и акцентируя внимание на словах, несущих основную смысловую нагрузку, композитор улавливает рисунок, или высотный контур, при графическом изображении представляющий своеобразную "осциллограмму", которая ложится в основу мелодии будущей песни.
В ритмическом же отношении мелодия песни не копирует в точности исходный стихотворный текст, но, как правило, начало строфы является началом куплета, а икты совпадают с сильными долями тактов.
Текст стихотворения служит, в определённом смысле, подсказкой композитору.
Поэзия, сохраняя признаки своего родства с музыкой, использует ПЕСНЮ как мостик для перехода из литературного жанра в музыкальный.
Стихотворение – это художественное произведение, написанное в определённой системе стихосложения. Музыка и поэзия – две части одного целого. А поэт, не соблюдающий законов стихосложения, безжалостно разрывает этот союз, зачастую объясняя свои действия "новаторством".
Действительно, каждое новое течение в поэзии обновляет стихосложение, применяя новые метрические формулы построения стиховой формы.
Но, как бы ни выглядела эта формула, непременным требованием к написанию рифмо-метрических стихов остаётся соблюдение РИФМЫ и РАЗМЕРА.
Игнорирование стихового размера делает сердцебиение произведения аритмичным, а неблагозвучная рифма или её отсутствие ставят под сомнение принадлежность этого больного создания к данной литературной форме.
Читая подобное стихотворение, чувствуешь себя путником, бредущим в темноте по бездорожью, где бесчисленные ухабы сбивают шаг с ритма, а неожиданные повороты выбрасывают на обочину, делая невозможным движение вперёд.
Будем же милосердными к беззащитному, доверчивому путнику!
Сделаем безопасным, запоминающимся, насыщенным впечатлениями и открытиями его путешествие по стране ПОЭЗИЯ – стране древней и юной, печальной и жизнеутверждающей, скорбящей и ликующей, но неизменно гостеприимной, с широко распахнутой, поющей душой.
Оставим музыку стихам!
Свидетельство о публикации №216020501265