Магия чарующих слов

 Рассказ о воле пространства.

Магистр слова обмяк, и сделался неуправляем сам в себе; он как будто прослушал очередную порцию лжи, в которой не было ничего волеизъявляющего - одна брехня по разным мелким поводам, унизительная такая брехня, в которой память перебиралась как чётки слов о воле, о доле, о красоте слога и стихосложения из него, о бурлящих потоках славы и симметричных пространствах, которые вроде бы везде есть, как асимметрия, правда, выражавших себя в его уме, причём ведь всегда ясно было, что это асимметрия именно, а не поддельное какое поле под его умственный поток, в котором он плыл, сам себя не узнавая подчас. Ну, с крепкой шеей был этот поток, повернуть его в каком-либо ином направлении почти не удавалось; все мыслимые пространства сворачивались в нём в один клубок, бессодержательных на первый взгляд, яяяя, на второй они обрастали содержанием, а с третьего они просто оживали и начинали носится как голуби в замкнутом пространстве воли, оставалось выяснить, чья она на самом деле.
 
В перспективе плыл чей-то корабль.
 
- Вы понимаете, - спросил Учитель, - что этим кораблём управляет капитан? Что он не сам по себе плывёт, подавая знаки о своём плавании, в глубине вашего я-сейчас?
 
- Что мне сделать надо?
 
- Обрадоваться! это же ясно.
 
Я стала думать об этом сама.
 
Как воля, я, конечно, мала, и созерцания во мне маловато поэтому, но это же не повод душить меня синонимами, иначе как же я разовьюсь. Я стала говорить об этом Учителю своего я. Он усмехнулся в ответ.
 
- А что смешного!.. – возмутилась я, - вы подавляете всякую мою инициативу, всякую! а после в грудь себя пальцем тычете – мол, я это сделал! вот он я каков! – умею на причине следствие поймать и в том моя власть тут. А что хорошего-то?..
 
- Вот, - говорит он, - распакуйте пакет! – и протягивает мне конверт, - это вам от того капитана.
 
В нём лежали три сотни слов: про небо, про осень, про стансы и ещё про что-то.
 
- Продумайте ответ, - велел мне Учитель.
 
Ответ! А что это такое? (я так и спросила у него – что такое ответ).
 
- Это такое состояние души, в котором выражено то, что ей видится при этих словах, - и он постучал пальцем по этим трём сотням, я вздохнула, - да! – добавил он, - совсем не обязательно отвечать впопад; можно невпопад.
 
Какое небо в голове какая синь какая ширь
Не будь тебя в моей судьбе я был бы просто
поводырь своей души…
 
- Тут не в рифму! – сказала я.
 
- Почему это не в рифму!..
 
- И строчка скачет.
 
- А вы её пустите – она сама придёт. Не держите, говорю же!
 
в врата небесных усмотрений в которых ангел я а ты Мария гений(.) моей души...
 
- Не ставьте точку! Вы зачем её поставили? Снимите немедля!..
 
- А, ну, пожалуйста…
 
Она не ведала творя твою любовь, Мария, из меня…
она не стоила труда! и двух мину придя сюда
среди листвы…
 
- Кто это она?
 
- Ну, перестаньте вы умствовать! ей-Богу… Она – душа, ломкая, чистая, хрупкая… что такое! Я возмущён, наконец!.. Экое вам поле дали!
 
- Да, хорошо! хорошо… что вы-то сердитесь, - я стала дальше читать.
 
безмерно в образе дыша твоей любви…
 
«Ладно, - подумала я, - всегда он недоволен! обрадуйтесь, говорит, а как тут обрадоваться!.. «нет», «нет»… ну, как?»
 
- Что вы там шепчете? Я же вам сказал, что делать надо.
 
Я вздохнула опять.
 
сама ли ты со мной была
среди листвы иль осень облик твой взяла…
 
- Фу! какая пошлость.
 
- Будьте чутки, - я вас прошу!
 
- А, буду-буду.
 
«ну, правда ведь пошлость, облик какой-то ещё ведь нашёлся тут!..» - А что, - спросила я, не удержавшись от вопроса, - надо это обязательно знать? в глубине души – да? и про облик - знать надо?
 
- Повнимательней, пожалуйста!
 
«Не хочет отвечать… буду! что ж…» - так подумалось, а я и не скрывала от него своих мыслей.
 
неверный, знойный. В волшебном облике зимы скорее вновь полюбишь ты
Свою весну…
 
- Точку! Скорее же!..
 
Свою весну.
 
- Так. Ладно.  – Учитель скороговоркой задумался - он что-то пробормотал, прямо глядя перед собой.
 
Как зорок глаз! когда любим
Как светел взор твой!.. перед нею… - Молчите!..
Я был бы ты когда б умел…
 
- Нет! Вы что-то сказали сейчас! Я не думал этого! Что вы сказали?.. повторите вслух!
 
- …так ясно мыслить…
 
- Ну, и глупо! глупо!.. зачеркните это!
 
- …так ясно мыслить…
 
…я был бы ты! когда имел твой облик нежный
твой вид прельстительный и снежный! – Вот так! – сказал Учитель.
Твой взор, когда он ищет вьюгу в моей душе уходит к югу как стая лебедей! – Пишите!
чаруя парки и аллей прямые полосы…
 
- Понимаете, это, конечно, не то. В этом что-то есть, но это не то сейчас. Поэтому! я думаю, вы вполне можете сохранить этот объект как фонограмму к своей личной памяти.
 
Воздух как-то накалился, или мне показалось.
 
- Вы что-то сказали мне не то, а не это не то.
 
- Ну, может быть… Пишите ответ, словом. Посмотрите! – Он указал на линию горизонта, - горизонт чист!.. море спокойно. Что вы видите?
 
- Корабль, - ответила я однозначно.
 
- Ну, да, корабль. В воздухе памяти всегда есть место воображению… а капитана вы его видите? Его место на мостике, всегда на мостике!
 
- Нет, я не вижу его.
 
- Ну, присмотритесь же - не будьте ленивы!.. Он стоит там и машет вам рукой, причём левой.
 
- Хорошо, - сказала я, - я напишу ему ответ.
 
«Я не боюсь, мой добрый Учитель, быть непонятой вами; я боюсь другого – не понять вас. Я не осознаю себя настолько вправе быть вашей прилежной ученицей, насколько мне самой этого хотелось бы.  Я принуждённо жду вашего появления в моём эго, всякий раз вздрагивая от неожиданности при звуке вашего голоса, звучащего как сладостная песнь для меня - о чём она?.. Мне хочется знать вас как стремительнейшее своё небо, мерцающее в глубине моего я сейчас, всегда тут! И поймите меня на этот раз правильно».


Рецензии