Евреи, христиане и Западный мир

Автор: M. Bruk   
04.02.2016 17:33

Когда мы разбираем взаимоотношения между двумя сторонами — чрезвычайно важно разделить их на две категории:

ценные и полезные с одной стороны
и проблемные и вредные с другой стороны.

К сожалению в неподготовленном сознании обе системы факторов смешиваются и не дают возможности по достоинству оценить серьезные вещи.

 

=-=-=-=-=
Для желающих мистического подхода —
в каббале этот процес разделения называется бирур,
и система разделяется на искры (позитив) и клипот (негатив).

И когда мы вычленяем искры из процессов для их адекватного осознания -
это дает нам большую пользу.
=-=-=-=-=
=-=-=-=-=


Сейчас я хочу высветлить процесс тройственного взаимоотношения евреев-христиан-Западного мира.
=-=-=-=-=
Если спросить обычного человека, что ему прийдет в голову при оценке отношений, то конечно же вспомнятся многочисленные травмы, конфликты, обиды и перегибы. Но....


=-=-=-=-=
Сейчас мы сформулируем ключевую суть взаимоотношения этих трех «лагерей».

Суть следующая:

(А) Еврейство являлось и является хранителем важных знаний и умений.


(Б) Христианство являлось интерфейсом (посредником) по передаче этих знаний в Западный мир.


=-=-=-=-=
Этот важный факт — не отменяет того, что в истории было множество перегибов и травм в отношениях между этими тремя лагерями...

и между евреями и христианами (например погромы)
и между христианами и светским Западным миром
и между евреями и светским Западным миром (например Холокост).


=-=-=-=-=

А теперь приведу полезный разбор, который помог мне и поможет Вам «переварить» исходную предпосылку.

У меня есть хороший знакомый американский еврей, который живет сейчас в Иерусалиме
р.Кен Спиро — который создал семинар и написал книгу на английском языке под названием «Мир — совершенный».
Цель этой книги — показать то как много ценного принесли евреи в современный мир.
И список — весьма показательный и достойный.

Но.... если посмотреть в ситуацию глубже, то выяснится, что не существовало в большинстве случаев — процесса прямого обучения Западного мира от евреев — упомянутым ценностям.

А на деле — эти ценности были взяты от евреев христианами, и уже от христиан этот процесс распространился по миру.


=-=-=-=-=
Приведем классический пример.
В древнем мире — не было понятия еженедельного выходного дня.
Были религиозные праздники, но они происходили гораздо реже, чем раз в неделю.

В древнем мире — только у евреев была введена концепция Шабата (субботы) как особого дня — в который евреи не работали.

Христиане — позаимствовали эту идею, но впоследствие перенесли ее с субботы на воскресенье.

И уже от христиан эта идея вошла в цивилизованный мир.

Таким образом мы видим как Кен Спиро — показывает что идее выходного дня цивилизованный мир обязан евреям.
Но передача этой идеи в мир — шла через христиан.


=-=-=-=-=
Кстати, сейчас в Западном мире сформировалась удачная комбинация — из двух выходных дней.
Суббота — позволяет уважить евреев, воскресенье — христиан.


=-=-=-=-=
Таких примеров — достаточно много.
Просто мы часто их не осознаем, так как считаем достижения Западной цивилизации само собой разумеющимися.
=-=-=-=-=


Приведем еще несколько ключевых примеров.

Текст Торы — изначально еврейский.
Потом в качестве части Ветхого Завета он попал к христианам.
И наконец этот текст стал частью культуры западного мира.


=-=-=-=-=
Другое дело, что евреи, христиане и светские люди Запада — по-разному интерпретируют текст Торы.
Евреи учат его на иврите и с комментариями еврейских мудрецов.
Христиане учат его в переводах и без комментариев еврейских мудрецов.
Светские люди Запада — воспринимают Тору как продукт культуры и литературы.
Но тем не менее — цепочка передачи — имеет тот же формат.
=-=-=-=-=
Подобная же ситуация произошла с концепцией Единого Б-га.
Первыми и эксклюзивными монотеистами были евреи.
Потом идею Единого Б-га почерпнули от евреев христиане.
Далее Западный мир как-то воспринял идею Единого Б-га, хотя и в своем формате.


=-=-=-=-=
Не менее важной является идея гуманизма.
Изначально в Торе содержится множество заповедей, обязывающих защищать социально слабые слои народа.
Потом многие из этих идей перешли в христианство.
И наконец Западный мир сейчас развил весьма солидную систему социальной защиты, которая своими корнями ведет к еврейской системе ценностей.


=-=-=-=-=
Также в Торе содержится идея абсолютной ценности жизни.
Эта идея частично перешла в Христианство.
И сейчас в Западном мире в частности очень сильно развита система поддержки ментально больных людей, которых в прошлые эпохи просто бы ликвидировали в раннем детстве.


=-=-=-=-=

ЧАСТЬ 2 (АНАЛИТИЧЕСКАЯ)

Почему факт заимствования столь мало осмыслен современным миром.

(1) Одна из причин — людям более важен результат, и менее важно знать — как мир пришел к этому результату.
Поэтому мир привык ценить (или уже даже не ценить а просто пользоваться) результатами эволюции общества.
И большинству пользователей благ — неважно чьи заслуги в том, что мы имеем эти блага.

Но с точки зрения исторической справедливости — важно вернуть людям знание того, чьи заслуги лежат в основе современной системы благ западного мира.

(2) как мы уже писали, оба процесса передачи в цепочке — были «затенены» множеством конфликтов, обид и страхов.
И поэтому люди потеряли видение ценных частей процесса (искр) из-за множества происков сил клипот, которые присутствуют на всех звеньях этой цепочки, смешавшись с искрами.
Тем более, что для многих людей — обижаться на происки легче, чем докапываться до заслуг (они же - искры), которые оказались «заваленными» происками (они же клипот)

(3) каждая из трех систем — обладает еще множеством других факторов, поэтому обычному «наблюдателю» нелегко выделить в общем «букете» именно те детали, которые «пошли по данной цепочке».
Так, например, современный мир является смесью «Афин и Иерусалима», то есть греческой (а также римской) и еврейской цивилизаций.

Итак, три главные причины неведения:
(а) людям неинтересно лезть в прошлое;
(б) людям тяжело отделить заслуги от происков;
(в) людям непросто отделить заслуги еврейского влияния от влияния других культур.


ЧАСТЬ 3

Какую пользу мы можем извлечь, развивая данный подход?

Как мы уже писали, Римский Папа Франциск I — призвал христиан осознать свои еврейские корни.
Этот прецедент — позволяет исцелить часть цепочки, давая возможность христианам выразить осознанную признательность евреям за взятые христианами еврейские ресурсы.

 

=-=-=-=-=
Что касается второго звена цепочки, то в принципе Западная цивилизация не отказывалась от осознания своих христианских корней.


=-=-=-=-=-=
Соединив два звена, мы сможем помочь Западному миру — оценить важность своих еврейских корней.
=-=-=-=-=-=

А что полезного в этом?

 

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

Во-первых, это даст шанс Западному миру более кардинально исцелиться от болезни антисемитизма.

Во многих случаях — антисемитизм это признак дремучести и безграмотности народа, который получив множество ресурсов — вместо благодарности И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ отвечает дикостью и злобой.

Но проблема в том, что процесс учебы — не происходил явно, а опосредованно — через христиан. И если христиан западный мир уважает, то отношение к евреям нуждается в реабилитации и «просветлении» (от теневых сюжетов).

Если же общественное сознание осмыслит факт позитивного еврейского влияния, то это исцелит человечество от болезни антисемитизма неосведомленности.
=-=-=-=-=
Кстати, массовое сознание — очень сильно подвержено влиянию масс-медиа.
Поэтому если масс-медиа по заказу власти начнет кампанию описания позитивных влияний, то и народ будет готов переключить свою программу «с гнева на милость».

=-=-=-=-=


ПРОГРАММА-МАКСИМУМ

Но антисемитизм — это только локальная часть ситуации.
Гораздо более важным является тот фактор, что в еврейской системе есть еще много ценных ресурсов, которые могут обогатить человечество.

Я не знаю, нужны ли нам для передачи этих ресурсов в мир - христиане-посредники, но сам факт — продолжения учебы и заимствования — сможет очень сильно помочь западному миру в его развитии.
=-=-=-=-=
Приведем несколько примеров (список очень неполный).

(а) евреи в Шабат не только отдыхают, но еще и не пользуются гаджетами.
Сейчас мир захлестнула аддикция — от мала до велика — люди не могут «отлепиться» от своих смартфонов и от Интернета и эта проблема стала массовой эпидемией.

И уже сейчас многие неевреи — включились в кампанию «сделай себе день отдыха от гаджета».
И если еще буквально лет десять назад эта тема не была столь актуальной, сейчас все больше людей смогут оценить еврейский подход - «остров покоя», не только от работы, но и от гаджетов, приучая себя один день в неделю побыть в мире «офф-лайн».

(б) евреи в своем меню не смешивают мясное и молочное.
Когда ученые изучили процессы пищеварения в организме человека, то выяснилось, что мясное и молочное — требует разных энзимов в желудке.
И смешение этих разных продуктов — не дает возможности их полноценного переваривания.

(в) шаббатние семейные трапезы
сейчас в мире очень серьезным вызовом являются проблемы семейных отношений.
И семейные совместные трапезы (при чем без гаджетов) позволяют укрепить отношения в семье.

(г) популярность изучения каббалы.
Древнее еврейское мистическое учение — в последние несколько десятилетий приобретает множество поклонников среди самых разных людей, и среди новых учеников — очень много неевреев.

(д) талмудическая мудрость.
Талмуд содержит множество идей для организации разных аспектов жизни.
Известно, что в Южной Корее начали активно использовать адаптацию Талмудических материалов для изучения в школах и колледжах.

(е) терминологическая сокровищница
На иврите существует целый ряд терминов - понятий, которые отсутствут в других языках.
В свое время евреи реализовали проект языка ИДИШ — который сочетал основные слова из немецкого языка плюс слова иврита для обозначения соответствующих понятий.
Это обогащение языка ивритскими понятиями — должно стать чрезвычайно продуктивным и для других языков, претендующих на роль серьезного инструмента.

Уже сейчас в американском английском есть несколько ивритских слов (например, слово мицва).
Этот процесс можно сделать интенсивным и целенаправленным.

Приведем пример — было разработано словосочетание «кошерная коммуникация», которое в том числе помогает противостоять агрессивной пропаганде (в частности российских медиа).


=-=-=-=-=
Это далеко не полный список.
В нашем «портфеле» накапливаются интересные разработки, которые ждут своего «канала распространения».
И если мы отладим цепочку передачи знаний, мы сможем совершить еще немало прорывов в развитии Западного мира.


ЧАСТЬ 4

Новая роль христианства

Глядя на наличие цепочки, в которой между еврейством и «большим миром» находится посредник/интерфейс — можно высказать гипотезу о том, что фактор наличия посредника — играет ключевую важность в процессе «приемо-передачи».

Скорее всего — мудрость, содержащаяся внутри самого еврейства — находится в таком состоянии, что нужен элемент типа «трансформатор», который «высокую энергию» на входе трансформирует в «пониженную энергию» на выходе.

В прошлые эпохи роль трансформатора играли христиане.

Сейчас роль классического христианства в Западном мире очень ослабла.

И возможно, что в рамках (обновленного?) христианства можно создать новые проекты, которые будут обеспечивать передачу еврейских знаний в массы.
=-=-=-=-=
Но возможно, что «трансформатор» можно делать и внеконфессиональный.
=-=-=-=-=
Более того, модели «трансформатора» могут быть разными.
=-=-=-=-=
Часть работы может взять на себя еврейская элита — в том аспекте, который умеет «опускаться» на уровень общецивилизационных проектов. (мой пример)

Часть работы может взять на себя общесветская элита — которая сможет «подняться» на уровень восприятия еврейства (пример В.И.Редюхина).

Скорее всего — необходимо создать союз — между евреями, заинтересованными нести свет в большой мир — и неевреями, заинтересованными принимать этот свет, неся дальше.
=-=-=-=-=-=


ЧАСТЬ 5
ЭЛИТНЫЙ КЛУБ «ЕВРЕЕВ ПО ПАПЕ»

И наконец — появляется очень интересный феномен.
Недавно мы предложили создать круг «евреев по папе» - который бы включал:
как негалахических евреев — у которых папа (или дедушка) еврей, а мама — нееврейка
так и «евреев по версии Папы Римского», которые осознают свои еврейские духовные корни и влияния.

В обоих случаях — эти люди имеют больший интерес к еврейству, чем общечеловеческая аудитория.

И возможно, что эта группа - «евреи по Папе» - может стать тем «Трансформатором», который поможет внести новый набор еврейских идей — в большой мир.

Тем более, что в этой группе будут присутствовать и христиане, которые прониклись подходом Папы Римского и также те люди у которых есть еврейская идентичность (родившиеся от еврейских пап) и которые благодаря этому могут чувствовать важность связи с еврейством и смогут реализовать себя в роли «трансформатора» между еврейским и «большим» миром.

=-=-=-=-=


ЧАСТЬ 6
(ИННОВАЦИОННАЯ)

Сейчас мы обозначим самый интересный элемент нашего дискурса.
В ближайших материалах мы его развернем, а пока осветим тезисно.

Наши разработки (Владислав Редюхин, Тамара Фокина и Меир Брук) — показывают, что существуют новые аспекты в контексте еврейства, которые должны принципиально продвинуть человечество.

В самом кратком виде мы их назвали «сложное мышление».
Это целый ряд ресурсов, которые в том числе включают в себя — и еврейские аспекты.

Мы сформулировали рабочее определение -

«новая версия еврея: Еврей — это не национальность,
а способность к овладению сложным мышлением».

В частности три вида сложного мышления присутствуют в Торе, Талмуде и Каббале.
Но эти виды нужно оттуда профессионально извлечь.
Многие поколения еврейских мудрецов пользовались этой мудростью, не до конца осознавая ее глубинные силы.

Сейчас мы проводим аналитическую работу и выявляем ценные идеи, которые можно почерпнуть из Торы/Талмуда/Каббалы — которые помогут человечеству овладеть «сложным мышлением» - и войти в клуб «Евреев — как умеющих сложно мыслить».

Эта тема — требует более обширного обзора и анализа.
Пока лишь скажем, что эти разрабатываемые нами ресурсы — обращены (как минимум) в две стороны:
(а) они могут эволюционно поднять человечество в более совершенный режим;
(б) они смогут развить еврейские подходы к жизни, извлекая из еврейства — новые ресурсы и передавая эти ресурсы — в «большой мир».


Рецензии