Личность и общество

Личность и общество.
Наша личность вырастает под влиянием множества больших и малых групп людей, в окружение которых мы входим. У всех нас есть друзья в детстве, мы находимся под влиянием коллектива школьного класса, и круг ребят нашего двора имеет значение, от мнения окружающих зависят и складываются наши интересы, представления о добре и зле. Так формируется наш характер.
Для формирующейся личности человека, наше окружение и круг наших друзей – это как зеркало, в котором мы видим свое отражение в восприятии других людей. Друзья дают оценку нашим действиям, мнение школьных товарищей оказывается тоже не менее важно для нас, и мы корректируем свое поведение, изменяем свои действия: мы терпим страх и не убегаем из темной комнаты, чтобы не прослыть трусом, мы не говорим правды учителю, чтобы не быть ябедой класса.
Чем в большее количество разнообразных групп человек входил на протяжении своей жизни, тем более обогащенным бывает его личность. В музыкальной школе свои интересы и свои могут быть друзья, в спортивной команде по футболу или другому спорту могут быть друзья, и все они приносят нашей личности свой опыт и свои отношения к миру.
Близкая и продолжительная дружба с другими людьми еще больше обогащает наш опыт: среди друзей могут быть размолвки и споры, и ссоры и разногласия и примирение и прощение.
Но есть некоторые отрицательные стороны группового воспитания человека. В любой группе человек всегда испытывает на себе давление окружающих. Далеко не всякий может или хочет противостоять или подстраиваться под это давление. Умение приспосабливаться к окружению, уступать и соглашаться с мнением окружающих называется – конформизмом.

Конформизм не совсем однозначен.
С одной стороны – это плохо, когда человек всегда «прогибается» под окружающих, и поступается своим мнением, своими убеждениями, если они отличаются от убеждений большинства людей в его группе. И плохо, когда он действует по принципу – «я как все». В этом случае можно отучиться самостоятельно принимать решения, отстаивать свои интересы.
С другой стороны, в любой группе могут быть люди другого мнения, нет такого общества, где все бы имели одинаковые убеждения и принципы. Всегда в чем-то человек не согласен с мнением большинства. И получается – что тогда надо все время спорить и заводить конфликты. Но конфликтующий человек не уживется ни в одном коллективе.
Следует самый простой вывод: надо найти «золотую середину». И тут преодоление своего эго, преодоление себя.
В мелочах можно и уступить. Когда-то лучше бывает – промолчать. А иногда стоит, и убедить окружающих в своей правоте. По-настоящему бороться за свою точку зрения нужно лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, и другого выхода из ситуации просто нет.
Вот такой конформизм – называют «здоровым конформизмом». Будучи членом определенного круга друзей, коллектива, - следует уважать всех, кто в нем участвует. И надо заботиться о целостности и своей личности, нельзя позволить подчинить себя и свою волю воле большинства, и не растерять свои убеждения.
В любой группе есть проблема разделения ответственности. Ели все участвовали в каком-то деле, то все и должны наравне нести ответственность за его результаты.
__________
И есть толпа – общность безликих!
Это наиболее отрицательное влияние воздействия группы людей образовавшееся спонтанно. Как правило, толпа – это большая неорганизованная общность. Самое главное – это анонимность её составляющих людей. Каждый человек в толпе теряет свойства личности, так как он никому из рядом стоящих не известен и не интересен. Человек уже не Иванов или Сидоров, которого все любят в семье и уважают на работе, а просто «человеческий индивид». Это делает каждого человека более безответственным (никто же ничего не узнает).
В толпе человек перестает отдавать себе отчет в своих поступках, он теряет способность анализировать ситуацию, да и не стремится к этому. А утратив самоконтроль, человек больше поддается движениям и развитию ситуации, заражаясь возбуждением толпы: все побежали – и я побегу, все закричали и я закричу.
В другое время, чтобы заставить человека или небольшую группу людей (3 или пять человек) что-либо сделать, бывает нужно привести убедительные доводы. А сдвинуть с места толпу легко, - достаточно привести её в возбуждение сильными высказываниями (речью) и призывами из общих понятий, затрагивающих интересы большинства людей. О разумности дальнейших действий и о разумности аргументов можно не беспокоится: за мир во всем мире, вперед…, за счастье всего человечества, ура…, - и толпа бежит и громит все что попадает на её пути, ни сколько не раздумывая, что «мир» и «погром» - это противоположности друг друга!
Этими свойствами толпы пользовались все революционеры, многие политики и общественные деятели.
Подобный эффект наблюдается и во время массовых мероприятий: например, в эстрадных концертах и шоу. Представьте, что вы попали на концерт юмориста Задорнова. Публика хохотала над его «шутками», и вам было смешно, и вы хохотали. Но потом вы посмотрите запись его выступления и вы не будете хохотать, иногда он говорит совсем грустные вещи: как то, что ЕГЭ разрушает образование…. Дело в том, что причина вашего смеха была не в «шутках» артиста – вы заражались весельем толпы. Толпа – это заразная штука. Избегайте толпы и не становитесь одним из её винтиков!
Конец.


Рецензии
Спасибо за рассказ, дает пищу для размышлений. Вот идешь по жизни, мнишь себя личностью, индивидуальностью, с особым набором генов и жизненным опытом. А однажды просыпаешься, оглядываешься вокруг, видишь едва знакомые лица. И понимаешь, что ты всего лишь часть толпы, безликая и не интересная. От этого становится грустно. Но чтобы выделиться из толпы надо напрячься, сделать что-нибудь этакое. В толпе проще, можно не напрягаться, быть как все, быть никем.

Юля Чатова   06.02.2016 19:55     Заявить о нарушении
Благодарим за отзыв. Удачи вам во всех ваших делах! Читайте и вторую часть из цикла "Личность и общество".

Сергий Чернец   06.02.2016 19:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.