О моем юбилее

О МОЕМ ЮБИЛЕЕ

Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.
(Козьма Прутков)

У меня около 50 произведений (рассказы, эссе, публицистика, аналитическая проза, иронические и юмористические миниатюры) на русском языке и примерно столько же на армянском.
Все то, что у меня было опубликовано, я с завидной пунктуальностью и с дарственными надписями дарил членам моей семьи, моим близким знакомым и друзьям.
Редко, кто из перечисленного выше списка добровольно начинал обсуждение моих произведений.
На мой назойливый вопрос: - ну как, прочитал мои произведения, следовал вялый ответ:- да! Ничего.
Тут уместно вспомиить поговорку: «Нечего пенять зеркало, коли рожа кривая».
Но, с другой стороны, практически все творцы, и даже великие, при жизни не были особо избалованы широким признанием.
В 1836 году, то есть за полгода, до смерти, долг Пушкина правительству был огромен; - 45000 рублей. Упреки критики, потеря связи с читателем не могли не подавлять поэта,  внутренняя жизнь которого была часто непонятна даже близким друзьям. И лишь смерть, открывшая доступ к его рукописям, показала, что среди них «есть красоты удивительной, вовсе новых и духом, и формою.
Эти строки из биографии Пушкина, который оказывается, вообще не был признан публикой, а его долги ежедневно возрастали.
Таким образом, мои параметры практически совпадают с теми, что было у Пушкина.
Разве что, я успешнее Пушкина тем, что у меня нет долгов. И даже некоторые скромные сбережения имеются.
Таким образом, не все еще потеряно. Если я не признан, это совсем не означает, что я бездарный.
- Неужели никак нельзя разрубить этот порочный круг - быть признанным только после смерти. И то, если повезет,- размышлял я…
Юбилейная дата рождения неумолимо приближалась.
Я лихорадочно размышлял, как организовать это принудительное мероприятие?
Этот карнавал в цирковом жанре, по сути, очень похож на празднование 8 марта, когда собираются мужики и упражняются в красноречии, кто оригинальнее и круче выскажется и поздравит любимую женщину или вообще женщин.
Суточное внимание и почитание своих любимых существ, «без которых жизнь теряет всякий смысл, а ощущения меркнут», вызывает грустное и снисходительное сострадание к моим друзьям по несчастью - мужчинам.
Точно по такому сценарию развиваются события, когда идет подготовка к празднованию Юбилея близкого человека.
Поэтому я не любитель торжественных посиделок и помпезных праздничных застолий по поводу дней рождение, тем более юбилейных.
Я всегда избегал таких широких и многолюдных мероприятий, и эти даты скромно отмечал в тишине и без суеты, в кругу членов семьи.
Как - то во время очередных посиделок в кругу моих соотечественников, которые часто организуются по поводу дня рождения одного из представителя этой компании, зашел разговор о том,  когда у кого день рождения?
Так как мои биографические данные давно не являются закрытой информацией, я назвал дату моего рождения.
- Так у нас оказывается скоро юбилей! - после некоторой паузы, как эврика, крикнул один из присутствующих.
Эту новость, к моему сожалению, стали бурно обсуждать и вынесли вердикт.
- На этот раз дорогой, не удастся схалтурить! Хочешь ты этого или нет, мы все равно этот день будем отмечать. Надеемся, что у нашего товарища хватит совести присутствовать на собственных именинах в качестве юбиляра, - строго и однозначно вынесли вердикт мои соотечественники.
Без ложной скромности надо признаться, что по традиции, на всех аналогичных мероприятиях, без обсуждения, по умолчанию тамадой становлюсь я.
Судя по тому, что никому не пришло в голову с годами нарушить эту традицию, надо предположить, что эту общественную нагрузку я выполнял на высоком уровне.
И тут у меня возникла проблема. Кто будет тамадой за столом? А сможет ли он достойно справиться со своими обязанностями? Неужели и на этот раз мне самому брать борозды управления и вести вечер, посвященный собственному юбилею?
Долго размышлял, стоит ли повторить сценарий, описанный в фильме Георгия Данелия «Не горюй». Это экранизация романа французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен».
Там старый, тяжело больной лекарь-аптекарь, для которого  уже был заказан гроб, пригласил своих близких друзей с просьбой репетировать его похороны, чтобы «покойник» посмотрел и послушал, что и как о нем говорят его друзья.
В результате траурное застолье превращается в бешенное пиршество, во главе с умирающим лекарем…
Будучи суеверным человеком, я испугался фатальных последствий.
Утешало то обстоятельство, что финал фильма достаточно позитивный. То есть, нечего бояться.
Шутки шутками, но я все больше концентрировался на аналогичном сценарии для моего предстоящего Юбилея.
Кто может себе отказать в таком удовольствии, чтобы послушать, как о тебе высказываются твои друзья, после того как…
Однако, слепого повторения приключения героев фильма "Не горюй" мне не хотелось, ввиду того, что моя нынешняя ситуация совсем другая.
Юбилейные торжества с большой натяжкой можно уподобить с поминальной процедурой, хотя, по сути, они идентичны: - почитание одного человека на фоне истории его жизни. Только разница в том, что о юбиляре говорят в его присутствии.
Другое дело, что на обоих мероприятиях вся процедура осуществляется в атмосфере крайней неискренности.
Разве в присутствии юбиляра возможны искренние признания его достоинств или недостатков? Кто придет на торжество с подготовленной критической речью о юбиляре?
Варианты с покойником вообще нет смысла обсуждать ввиду их очевидности и однозначности…
После недельных размышлений, я разработал коварный план празднования моего юбилея.
Я подготовил пригласительное сообщение со следующим текстом: «Дорогие мои родные, друзья и знакомые! Этим сообщением я приглашаю Вас участвовать на празднования моего юбилея, который состоится в 18:00, в день моего рождения, в нашем кафе, где мы всегда собираемся. В качестве обязательного подарка к моему юбилею необходимо выполнять мои следующие требования:
• изучить одно из моих произведений, из того материала, который у Вас имеется с моей дарственной надписью;
•подготовить выступление - тост за именинника, через призму добровольно выбранного Вами произведения;
• рассказать один из моих анекдотов, которые я в несметных количествах рассказывал и развлекал Вас на очередных мероприятиях;
• рассказать один интересный или забавный эпизод из моей жизни, который Вам запомнился, при общении со мной».
Сообщения с таким текстом я отправил в адрес всех потенциально приглашенных на мои юбилейные торжества за  месяц до моего дня рождения.
- За такой срок наверняка можно успеть готовиться, если даже очень занят, - подумал я и с чувством исполненного долга закрыл эту тему и перестал волноваться…
Когда все мои гости расселись и сосредоточили по обыкновению свой взор в мою сторону, я медленно, не спеша начал свою вступительную речь:
- Уважаемые гости, дорогие родственники, друзья и соотечественники! Не первый и надеюсь не в последний раз мы собираемся за столом по такому прекрасному поводу: - чествовать и достойно отмечать юбилей нашего любимого и дорого друга, товарища и соотечественника. Сегодня настала моя очередь быть виновником торжества.
- Вы все месяц назад получили мое сообщение по этому поводу и уверен, что  ознакомлены с моими требованиями,- продолжал я. Это большой срок для того, чтобы иметь возможность обрадовать не только меня, но и собравшихся здесь друзей.
- Я понимаю нестандартность моих поступков. Это как минимум дерзость, если не сказать бестактность. Приглашая на торжество, нельзя гостям ставить условия для обязательного исполнения. Да, это мои капризы. И они мною придуманы только для того, чтобы сегодняшнее мероприятие отличалось своим содержанием и качеством от предыдущих аналогов. Это не каприз. Это стремление сделать мою и вашу жизнь более интересной и содержательной, осмысленной, неповторимой и оригинальной.
Напряжение нарастало, и собрание с моим предисловием совсем не было похоже на праздничное торжество. Я понимал и признавал свою вину, что все так получилось. Но процесс пошел, и уже было поздно остановиться.
- Ну, хватит театра! Дорогой юбиляр! Мы все знаем твои возможности, твой юмор, твои причуды. Мы все достойно оценили своеобразность твоего приглашения на торжество и признаемся, что ранее никогда с нами такого еще не было. Давай начнем праздник.
- Не понял. Вы хотите сказать, что я зря с трепетом ждал этого дня, чтобы выслушать от вас, что и как вы думаете обо мне?
- Мы сейчас заполним бокалы шампанским и выпьем за нашего юбиляра. А потом каждый из нас, поздравив своего друга, скажет все, что он о тебе думает. Так что не задерживай процесс, и давайте открывать бутылки…
Я виновато и робко осмотрелся по сторонам. Обнаружив всеобщую поддержку только что сказанного, не стал выяснять, как они относятся к моей просьбе, изложенной в пригласительном сообщении?
- Ну хорошо, - неожиданно нежно и дружелюбно произнес я,- свое домашнее задание вы все не выполнили. Не удивлен. Вы любители халявы. Двоечники. Слабо` было вам обрадовать своего друга, доказав ему, что хоть кто-то из вас читает мои произведения?
- Дорогой мой! Я не скрывал никогда, что я не читаю ничего, так как сразу засыпаю. Зато твои произведения на армянском языке моя теща и ее подруги читали и неоднократно перечитывают, -в качестве своего оправдания признался Артур.
- А я, после того, как получил твое пригласительное сообщение, стал искать подаренные тобой мне твои произведения. Они пропали. Клянусь, прочел бы, если нашел, -оправдался Эдик.
- Дрогой мой! Я все читал. И на армянском и на русском языке. Все, что пишешь. Некоторые произведения нашел в интернете и тоже читал. Все темы твои интересные, актуальные. И даже иногда не смог сдержать слезы. Но у тебя один недостаток. Очень много слов. Все, что хочешь изложить и сказать, можно оформить в нескольких предложениях,- поддержал беседу Петрос.
- Кстати, как сказал Петрос, у тебя такие длинные предисловия. Я читаю, читаю, и думаю, когда же начнутся действия? А ты все описываешь свое настроение, вдруг уходишь на какие то воспоминания, потом рассуждаешь про эпоху и вообще много философии. Я эти места перелистываю и сразу перехожу на саму суть,- высказал свое мнение Гарик.
- Ребята! Я раскаиваюсь, что программировал такой сценарий для сегодняшнего торжества. Давайте забудем, что я вообще что-то пишу. Вспомним, для чего мы собрались и начнем праздник,- сдержав свою раздраженность и стараясь сгладить неловкость ситуации, высказался.
- Да! Давайте! - хором крикнули мои друзья и подняли бокалы шампанского…
Я, будучи расстроенным и разочарованным, всячески старался не показывать мою печаль. И категорически отказался стать тамадой на собственном юбилее. Хватит. Пусть сами себя развлекут и устроят праздник…
Это застолье ничем не отличалось от аналогичных и  подобных. Серые, скучные, не запоминающиеся и ничем, по сути, не отличающиеся друг от друга тосты и речи…
А так хотелось сломать традиции и сделать нечто оригинальное, сотворить незабываемое по содержанию и по форме общение…
А теперь сижу и думаю, как жить дальше?
Очень обидно быть непризнанным.
Как разумный и адекватный человек понимаю, что мое непризнание вполне сочетается с художественной ценностью и значимостью моих произведений.
Не я первый и не я последний.
И Пушкин также страдал.
Хоть это нечестно и меркантильно, но это меня утешает.
Так устроен человек.
Теперь я понимаю, почему придумана загробная жизнь. Трудно смериться, что после твоего ухода ты будешь вычеркнут из арены событий и действий.
Так хочется узнать, наступит ли то самое всеобщее признание и почитание после того как?…
А пока другого выбора нет. Остается продолжать творить и надеяться, что возможно я еще сотворю как раз то самое прекрасное и великолепное. И мои шансы оставаться в памяти людей возрастут.
Главное не потерять веру, надежду и…
Тут невольно хочется писать и любовь. Однако я предпочел чувство юмора.
Любовь присутствует на всех этапах и стадиях в творческом процессе.

05.02.2016 год. Брянск. Мне уже 65

Спустя год.
Опять наступили волнения, связанные с наступающим днем рождения.
В прошлый раз, когда год високосным для меня был полу юбилейным (65 лет некоторые считают не юбилеем), я написал эссе о моем юбилее и разместил в фейсбуке. Многие мои друзья знакомы с этим произведением и даже  откликнулись, оставив комментарий.
Там была поднята проблема взаимоотношения творца со своим окружением в локальном масштабе  и вообще.
Вынеся эту проблему на всеобщее обозрение, я ожидал, что мое близкое окружение (и не только) пересмотрит свое безразличное отношение к творчеству «близкого»  им человека.
Динамика событий показала, что с каждым днем ситуация усугубляется.
Приведу несколько примеров для наглядности.
Я подготовил несколько буклетов из 8-10 моих рассказов и эссе,  напечатал на собственном принтере и раздал родным, коллегам и знакомим.
По истечении некоторого срока, не дождавшись никакой реакции, я стал агрессивным и назойливым.
При встречи с ними, я в упор спрашивал о моих рассказах.
Только мой сын честно признался, что не читал, из-за острого цейтнота на работе и в семье. Я его понимаю. Он поступил честно. Не читал и нечего сказать.
Одна барышня из соседнего отдела откликнулся с таким восторгом, что у меня чуть крылья не выросли.
- Все мои друзья записаны у меня в очереди, чтобы получить эти буклеты.
- То есть, Вам понравились они?
-Вы что? Конечно!!!
- А почему Вы автору этих произведений не скажете о том, что они вам очень понравились. Ваши друзья кайфуют, а я томлюсь в ожидании, что кто-то мне скажет хоть одно слово о том, что читал.
- А что, надо было, да?....
Перед новым годом я сделал отчетный буклет по названию  «Произведения, написанные в 2016 году», и отослал всем по электронной почте моим знакомым, сопровождая  новогодними поздравлениями.
- Ну как, получил мои поздравления,- спрашиваю я одного моего хорошего приятеля.
-Да, спасибо!
-Посмотрел мои рассказы?
-Да конечно!
- И ничего не хочешь сказать?
- А зачем тебе знать мое мнение? Ты же пишешь для себя, а не для того, чтобы другие высказали свое мнение? Может ты тщеславный?....
- Вы получили мои рассказы с поздравлениями?
- Да, конечно!
- Как Вам они?
- Там есть некоторые слова неточные и несколько букв пропущено.
-И все?
-А что еще?
- Судя по всему, Вы все просмотрели, если нашли там массу ошибок? Значит, не было скучно, что Вы это все одолели?
-Во - первых там пару слов надо поправить. А так великолепно. Все прекрасно. Я прочитал их с большим восторгом…
Письмо моему коллеге-профессору из Казани.
-Ну, как Вам мои произведения?
- Нормально…
В одном из рассказов, по названию «Однажды в Ереване», описывал, как я встретил своего шурина с его женой летом,  в далеком 1984 году в Ереване и какие там потом были приключения.
Уж он – то точно отреагирует. Вот бы кто написал рассказ о моих приключениях. Как бы я был благодарен ему.
Шурин вообще ни словом не обмолвился…
Один из моих коллег, после длительных «пыток» признался, что он все читает и ему очень нравятся все мои рассказы. Но он сильно злится за судьбу и не может успокоится, почему он так просто и красиво писать не умеет.
Поэтому, он не может преодолеть свою «гордыню» и высказаться похвально в мой адрес.
Наконец-то я услышал адекватный ответ!
Большое спасибо моему «гордому» коллеге за искренность.
После этого больше не кому не пристаю.
Пусть будет все естественным образом.
Будет время, когда подойдет ко мне знакомый или незнакомый и скажет:
- Разрешите мне пожать Вам руку! Мне очень понравились Ваши произведения! С удовольствием буду ждать Ваших новых публикаций…
Думаю,  год был високосным. И может поэтому, все не так, как надо…
Я продолжаю творить несмотря ни на что.
Решил еще раз разместить это эссе «О моем юбилее», с настоящими заметками, вместо  предисловия.
Наступивший год не високосный. Мало ли что?
Через год  встретимся и обсудим, как дела и как прошли эти дни?
Я очень надеюсь, что Вы все будете живы и здоровы.
Берегите себя.
05.02017. Брянск


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.