Клуб ЛИРА. ч. 1. Взрослым и детям о музыке

Звучит  1ч.  симфонии  В.С.Калинникова. (Русский  композитор, родился
в  Москве 1(13)января 1866г.

Вступление.

Дорогие дети, родители, уважаемые гости!  Рада видеть вас на открытии нашего клуба "Лира". Что же такое лира? - Это струнный  щипковый инструмент. Играли на нём в Греции, Риме, Египте, Ближнем Востоке ещё в 8 - 9 в.в. Перед вами изображение лиры как эмблемы музыки. В России лира появилась с 10 века.  От греческого слова "Лира" произошли  термины лирика, лирическая музыка. Лирическая музыка раскрывает внутренние переживания человека, отсюда её особая задушевность, эмоциональность. Основные лирические жанры: романс, песня, инструментальная музыка. Мы  с вами послушаем музыку Глинки, Чайковского, Даргомыжского, Свиридова, Грига, Моцарта...

Лирическими бывают не только музыкальные произведения, но и поэзия, проза, изобразительное искусство.  У  вас впереди  радость от знакомства с творчеством А.И.Куинджи ... Задачи нашего клуба я постаралась выразить в поэтических строчках:

Наш клуб лицейский "Лира"
Раскроет красоту внутреннего мира.
Здесь прозвучат задушевные песни, романсы,
Подарит наслаждение гармония танца.
Шедевры изобразительного искусства
Затронут ваши лучшие чувства.
        Л.Дементьева.

Мне хотелось бы рассказать вам один эпизод. В декабре мама Игоря Михайлова дала мне прослушать кассету с духовной музыкой - музыкой религиозного содержания, исполняемой в храме, церкви или в быту.  Пела Лина Мкртчян. Впечатление было потрясающим! И я поняла, что просто должна поделиться с вами этой радостью, этим чудом! Величайшее наслаждение доставила "Ave Maria". По латински - привет
тебе, Мария! - музыкальное произведение на текст католического гимна или на свободный текст, включающий обращение к деве Марии. Послушайте "Ave Maria" И.Баха - Ш.Гуно. (Исполняю её). И расскажите о своих впечатлениях.
- Это лёгкая или величественная музыка?
- Под неё можно танцевать или нужно просто слушать её,вслушиваться в
  мелодию и в отзвуки, которые она рождает в вашем сердце?
"Аве Марию"  писали несколько композиторов. Сейчас вы услышите музыку Джулио Каччини, написанную ещё в 16 в. Скажите, будет ли  вам близка и понятна эта музыка? Сохранилось ли её воздействие на чувства ваши, спустя столь долгие годы?
Слушайте: звучит "Ave Maria" итальянского композитора Джулио Каччини.  Поёт Лина Мкртчян.

-Кого тронули звуки этой "Ave Marii"?
-Как вы думаете, почему через толщу лет к нам дошло величие музыки?
-Какие слова вам хотелось бы сказать автору музыки, если бы он был
 рядом с вами?
-Спасибо вам, дети, за чуткое восприятие, за вашу тонкую душу!
Разрешите и мне открыть вам свои чувства, свои опоэтизированные впечатления. Воздействие голоса Лины Мкртчян и музыки Каччини было так велико, что сразу же сложились такие строчки:

       "Ave  Maria".

Душа парит над суетой,
Когда "Ave Maria" внемлю,
И духа высшего покой
Спускается на землю.

Звучит орган, поёт душа, -
Нежна, как музыка Каччини,
А жизнь - светла и хороша,
Когда дыханье музыки обнимет.

Вновь жить хочу, хочу творить,
нести добро и радость людям.
И лучшие творения дарить,
Как солнца луч - средь серых буден!

1стр. Русская народная музыка.

Открывая первую, музыкальную страницу, мне хочется пожелать и вам, дети, и вам, родители, полюбить музыку так же, как Онегин Гаджикасимов, который так объяснялся ей в любви: (Стихи читают мои ученицы, перешедшие в 5 класс - Алина Мозговая и Оля Петрова).

        Музыка.

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй...

Она везде и вечно спутник мой.
Её всё подвластно: радость и тоска,
В ней - просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить.
Заставит полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?..
мы ей за всё "спасибо" говорим
И, веря в торжество её творим!
    (О. Гаджикасимов).

А сейчас слушаем русскую народную песню.

Послушайте очень внимательно и скажите, узнал ли кто - нибудь из вас название песни и исполнителя?
-Вы узнали название песни?
-Это "Дубинушка".
-Когда и кто пел её?
 (Верно, бурлаки тянули судно и пели её).
-Что вы слышали об исполнителе?
- Это  Фёдор Иванович Шаляпин, великий русский певец,бас. Он завоевал мировую славу.
- Вспомните, что я вам рассказывала о нём?
- Ф.И.Шаляпин приезжал к нам в Подольск в 1901году на встречу с писателем А.М.Горьким и спас друзей своих от жандарма, грозно спросив: "Разве  меня  ты  не  знаешь?!" И расплатился за всех перстнем, сняв его и   отдав жандарму.
- Шаляпин очень любил всё русское: русский народ, русскую песню,широкую русскую душу.

Вы хотите знать, как начал петь мальчик? Приобщение Феди к песне произошло в церкви, в церковном хоре. Вот как сам певец  вспоминает об этом в книге "Маска и душа".

"Катался я как - то зимой на деревянном коньке на площади в Казани.Стояла там великолепная старинная церковь св.Варлаама. Смёрз. Хотелось согреться, и с этим мирским намерением я вошёл в церковь. Шла вечерняя или всенощная. И тут услышал я, как поёт хор. В первый раз в жизни я услышал стройный напев, составленный из разных голосов... Это было для меня изумительно и чудесно.
Когда я подошёл поближе к клиросу, то я, к моему удивлению, увидел впереди стоящих мальчиков такого же приблизительно возраста, как я сам. Мальчики эти держали перед собой какую - то загадочно - разграфлённую  бумагу и, заглядывая в неё, выводили голосами приятнейшие звуки... Поют ровесники, такие же малыши, как я. Почему бы и мне не петь в хору?..

-Кому из вас, дети, захотелось узнать о том, как же складывалась судьба Феди Шаляпина дальше?
 Хорошо, что у меня так много любознательных детей!
 Просите своих родителей прочитать книгу, которую  написал сам
 великий певец. Заметили,  какой  это мощный русский талант?

      Продолжение  следует. http://proza.ru/2016/02/10/1543
               


Рецензии