Аксакал смысл жизни

О-О-О-М-М-М! БХУР, БХУВАХ, СУВАХ,
ОМ, тат савитур вареньям
Бхарго девасья дхимахи
Дхийо-йо нах прачодаят,
Ом!

ПРЕВЫШЕ ПРАВДЫ НЕТ ЗАКОНА!

СМЫСЛ  ЖИЗНИ

Посвящается Ирине Владимировне

Не всякий человек задаётся вопросом: «В чём смысл МОЕЙ жизни?», а уж тем более вопросом: «В чём Смысл Жизни?» Это несколько разные вопросы, а ответ на них один. Но его я сообщу позднее.

Начнём с более частного, индивидуального вопроса: «В чём смысл МОЕЙ индивидуальной жизни. Зачем я живу? Для чего? ЧтО; ОПРАВДАЕТ мою жизнь, когда она закончится, то есть после её завершения?» По некоторым сведениям, этот комплекс вопросов остаётся без ответа, ибо люди продолжают задавать подобные вопросы себе и друзьям, и мудрецам, а ответа, единственного, точного и непреложного, до сих пор нет.

Мне кажется, что я ЗНАЮ ответ. Потому и осмелился писать эти строки.
Ответить можно двумя способами: используя дедукцию, то есть сразу давая полный развёрнутый ответ, годящийся для всех и каждого, а потом представить детальную систему доказательств правильности ответа; либо можно отвечать, используя индукцию, от частного к общему, то есть на основании частных умозаключений идти к общему выводу, подводя к этому общему выводу последовательным рассмотрением деталей вопроса. Я предпочитаю второй путь, путь индукции, поскольку он кажется мне более убедительным, особенно для людей сомневающихся или не умеющих сразу ухватить и понять общую, цельную сущность предлагаемого им утверждения или мнения.

В чём смысл существования любой элементарной частицы? Если я вам скажу, что смысл её существования (которое можно рассматривать как один из видов ЖИЗНИ) в том, что она должна через некоторое время после своего возникновения исчезнуть, так сказать, умереть, то здравомыслящий человек или не поверит мне, или посмеётся надо мной, потому что такой смысл возникновения для уничтожения и исчезновения кажется абсурдным, бессмысленным. — Ерунда какая-то! Следовательно, смысл существования даже маленькой элементарной частицы не в том, чтобы умереть, прекратить это своё существование, а существовать, вливая в более мощный поток существования, своё индивидуальное существование. В ходе своего индивидуального существования элементарная частица будет участвовать в разных процессах, и если она в последних будет оставаться сама собой, то её существование останется ЕЁ существованием и в то же время — приобщённым существованием более сложного образования: атома, молекулы, кристалла и т.п., и в этом случае оно будет иметь какой-то, может быть, неизвестный для неё (и пока и для нас с вами) смысл. Не так ли?

В чём смысл существования других, более сложных, но считающихся неживыми веществ, тел, предметов, вещей? Конкретнее: в чём смысл, к примеру, существования камней на поверхности Земли? По МОЕМУ мнению, которое может не совпадать с мнениями других мудрецов, смысл существования камней может быть ясен только самим этим камням с учётом тех обстоятельств, в которых они существуют, а по моей концепции, он (я могу только предполагать о нём) заключается в том, во-первых, чтобы сохранять свою самобытность как камней, а во-вторых, СЛУЖИТЬ средой, поверхностью, на которой может развиться более высокоуровневый вид существования (или жизни) — мох или лишайник, или среди камней может жить змея или мышь, или наши камни могут ПОСЛУЖИТЬ материалом для сооружения великолепного замка или хотя бы жилища для нас с вами. Чем не достойное ОПРАВДАНИЕ для существования мёртволежащего камня?!

И здесь я хочу, чтобы не прошло незамеченным одно слово в предыдущей фразе: ПОСЛУЖИТЬ. Наша вышеупомянутая элементарная частица может существовать независимо до своего полного исчезновения, а может ПОСЛУЖИТЬ составной частью, как мы уже упоминали, более сложного образования; например, электрон может стать составной частью атома, оставаясь тем не менее самим собой внутри этого более сложного образования. А более сложное образование — атом — может ПОСЛУЖИТЬ составной частью молекулы, которая, в свою очередь, может ПОСЛУЖИТЬ материалом для построения вещества какой-нибудь клеточки нашего с вами живого организма. Но я забегаю вперёд в своих индуктивных размышлениях.

Перейдём к явлениям живой жизни, что несколько ближе для нашего понимания, поскольку мы как-никак живые существа. В чём смысл жизни (теперь мы можем прямо задавать такой вопрос) простейших одноклеточных живых организмов? На наш с вами просвещённый взгляд, их жизнь бессмысленна: поживут какое-то время и умирают или погибают… Бессмыслица какая-то. Да, так, если не заметить одного обстоятельства: в процессе своей жизни эти одноклеточные существа производят одно или даже несколько поколений себе подобных существ, после чего они погибают или умирают, истощив свои возможности размножаться. Таким образом, они СЛУЖАТ для продолжения своего рода, для максимально длительного (пока позволяет среда обитания) существования свойственного им вида жизни. Как правило, они воспроизводят своё потомство точно таким, каковы они сами, а если среда или какие-то посторонние факторы на них воздействуют, они видоизменяются, но незначительно, приспосабливаясь к новым условиям существования. И если среда их существования будет вечна, чт; произойдёт? Наши простейшие организмы будут поддерживать своё воспроизведение-существование тоже ВЕЧНО. Так нам подсказывает, по крайней мере, логика и здравый смысл. Тогда напрашивается вывод: простейшие организмы будут служить БЕССМЕРТИЮ себя как вида.

А теперь посмотрим, в чём смысл жизни какой-нибудь клеточки нашего с вами драгоценнейшего организма? Например, лейкоцитов? Как сообщают письменные источники информации, лейкоциты захватывают и обезвреживают микроорганизмы и инородные тела, попавшие во внутреннюю среду организма животного или человека. Это их главная функция. Они ДОЛЖНЫ, они ОБЯЗАНЫ выполнять эту свою функцию, иначе их существование, с точки зрения здравого смысла бессмысленно. Они выполняют свой ДОЛГ: нейтрализуют, даже ценой своей целостности и жизни, вредные вещества и микроорганизмы, грозящие убить в неизмеримо большей степени сложный живой организм — наше с вами тело. Так они обеспечивают продление жизни тела, и если бы это было возможно, они делали бы это бесконечно, обеспечивая БЕССМЕРТИЕ нашего тела, пока среда его обитания позволит это делать.

Ну а теперь наступает самый подходящий момент спросить: А в чём же смысл жизни этого сложнейшего образования, которое можно назвать телом, организмом, человеком, состоящим не только из тела, но ещё и из чувств, ума, сознания, и, как говорят, духа? Неужели в том, чтобы по прошествии некоторого количества лет, пройдя несколько стадий изменения и развития, деградировать до старческого маразма и умереть? Правда, как и при рассмотрении одноклеточных форм жизни, мы можем заметить, что человек тоже рождает себе подобных существ, заботится о них, обучает и воспитывает. Здесь уместно, кажется, упомянуть и то, что человек живёт не только как индивидуальная личность, а как составляющий элемент более сложного образования: семья, род, племя, народ, человечество. То есть человек — это общественно живущее существо. Большинство людей, ничтоже сумняшеся, не задумываются о смысле своего существования, а живут по заведённому порядку: рождают детей, взращивают их и без особых треволнений отходят в мир иной, где их прежняя жизнь как телесного организма прекращается, а вот прекращается ли она совсем — это вопрос особый, но он не является предметом нашего рассмотрения. Однако это не значит, что такие люди живут бессмысленно; просто они не фиксируют своего внимания на смысле своей жизни, который, тем не менее, ЕСТЬ! Для такого большинства людей смысл жизни и заключается в обеспечении продолжения человеческого рода, пока окружающая среда позволит существовать этому роду. Что может подтвердить эту точку зрения? Я считаю, что её подтверждает наличие у человека таких его качеств, как инстинкты. Инстинктов у человека имеется несколько:

= инстинкт самосохранения: человек подсознательно всё время настороже (не угрожает ли мне что-либо в окружающей меня среде или изнутри?), и (если угрожает) человек принимает все доступные ему меры для обеспечения безопасности;

= инстинкт продолжения рода: человек, достигнув определённого возраста, ищет и осуществляет возможность рождения себе подобных маленьких людей, которых рассматривает как собственное продолжение в будущей жизни, когда его уже не будет;

= инстинкт питания, всемерного поддержания своей жизни, выражающийся в поисках пищи и более благоприятных для жизни условий обитания и среды, этим самым он стремится продлить свою жизнь до возможно более длительного жизненного срока;

= инстинкт защиты территории своего обитания, который толкает его защищать место своего обитания от вторгающихся других живых существ, угрожающих его благополучному проживанию на территории его обитания;

= инстинкт экспансии, в принципе беспредельного расширения территории своего обитания, благодаря которому человек осваивает даже не очень подходящие места для обитания;

= инстинкт познания вообще, благодаря которому человек узнаёт всё, что в его возможностях, об окружающем его мире, что, помогает ему выжить в окружающей среде, и связанный с последним;

= инстинкт изучения окружающей среды и законов существования мира вокруг; этот инстинкт переходит и в общественную форму существования человека;

= инстинкт доминантности, самоутверждения, проявляющийся внутри сообществ людей (от семьи до всего человечества); этим инстинктом определяется такое качество характера, как карьеризм, стремление повысить свой статус в сообществе (как в семье, так и на работе, и даже во всём обществе) до возможно более высокого уровня.

Все эти инстинкты, в конечном счёте, обеспечивают БЕССМЕРТИЕ, но уже не индивидуального человека, а сообщества всех людей, человека как вида в общей совокупности живых существ на Земле, человечества.

Итак, можно сделать промежуточный вывод:

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕССМЕРТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ТАКОВОГО.
Удовлетворит ли вас, тех, кто в отчаяньи задаёт вопрос: «В чём смысл моей жизни?», такой вывод? Допускаю, что не всех…

В сущности, этот вывод отражает один из основных принципов или законов, на основании которых устроен наш Мир, наша Вселенная, и который можно выразить так:
Смысл существования какой-либо части какого-либо целого в том, чтобы пребывать непротиворечиво в составе этого целого, общего, и поддерживать наряду с собственным существованием существование этого общего наиболее эффективно.
Это — формулировка ПРИНЦИПА ДОРГА (доброкачественного организма), или, иначе, ПРАВИЛО ДЕВСА (доброкачественного единства вещественной части эгра и его созида).
Но мне могут весьма обоснованно возразить: мы живём в постоянно изменяющемся мире, а ты утверждаешь, что смысл существования в изменяющемся мире — в сохранении того, что уже существует. Противоречие! Да, изменения я отрицать не могу. Вся наша жизнь от рождения до смерти есть процесс, сопровождающийся как желательными для нас (в детстве, юности и молодости) изменениями, которые мы называем РАЗВИТИЕМ, так и нежелательными изменениями (старение и отмирание). Человек внутри множества существующих в мире жизненных форм представляет собой уникальное явление. Благодаря своим врождённым качествам (сознание, воля и др.), он может влиять на процесс своего изменения в течение всей своей жизни.

 Новорождённый человек почти ничего не умеет, ему для его жизнедеятельности нужна помощь. Даже в развитии того, что в нём заложено природой, то есть в развитии его природных способностей, если хотите, талантов. Вот родился гениальный поэт, художник, мыслитель, учёный, святой… Будет ли правильным для окружающих его родных и неродных людей не развить вложенные в этого ребёнка способности? Думаю, что нет. Не будет ли смыслом его жизни развить в себе самостоятельно и с помощью других людей свои незаурядные способности (помимо продолжения им рода человеческого)? Думаю, что такое развитие будет одной из составляющих его смысла жизни. В ходе такого развития способностей своей личности отдельным людям удаётся раскрыть в себе то, что неявно заметно в них, в их личностях. Такое развитие будет их личным достижением, это будет уже СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ их личности В НУЖНОМ ИМ И ОБЩЕСТВУ НАПРАВЛЕНИИ. Это их совершенство пока неведомыми нам ныне путями передаётся потомству, благодаря чему медленно, но неостановимо, неуклонно человеческий род совершенствуется в целом. А если продолжать рассматривать одарённого новорождённого человека, то не будет ли его долгом, его обязанностью, перед собой и перед остальными людьми, развитие его одарённости, таланта, способности? При этом он в таком своём развитии и совершенствовании будет трудиться не только лично для себя. Он будет развивать свой талант не только лишь для его развития. Он будет это делать для того, чтобы его талантом могли пользоваться другие люди, и в этом будет заключаться его СЛУЖЕНИЕ им. В особенности ярким служение людям является развитие человеком своих способностей познания, постижения Мира в целом и в деталях, а также развитие его творческих способностей во всех сферах его деятельности. Вот опять появилось это слово, которым мы определяли смысл жизни или существования неживых «существ». Думаю, что не будет неправильным сказать, что развитие своего таланта и служение им людям есть ДОЛГ и СМЫСЛ ЖИЗНИ талантливого человека. Я уверен, что человек, не развивший свои способности до возможных их пределов и не послуживший этими своими способностями людям, обречён в конце своей жизни горестно вопрошать: «Так в чём же был смысл моей бессмысленной жизни?», потому что он не выполнил своего ДОЛГА появления и пребывания в Жизни как таковой, потому что ему нечем ОПРАВДАТЬ своё бессмысленное существование на Земле.

Таким образом, делаю общий, всеобъемлющий вывод:
 
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ СВОЙ ДОЛГ ПРИШЕСТВИЯ В ЖИЗНЬ, КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕССМЕРТИЯ СВОЕГО НАРОДА, ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ПОСРЕДСТВОМ, во-первых, СОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПА ДОРГА, во-вторых, В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ и, в-третьих, В СЛУЖЕНИИ ИМИ ВСЕМ ЛЮДЯМ И ВСЕМУ МИРУ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ.

Для меня представляется несомненным, что выполнение этих трёх требований ЖИВОЙ ЖИЗНИ необходимо и достаточно для осуществления на Земле в масштабах всего человечества высшего нравственного требования — СПРАВЕДЛИВОСТИ.
А если учесть то обстоятельство, что человек и человечество — это часть всеобщей Жизни, а Жизнь — это только одно из явлений внутри нашей ВСЕВселенной, то
смысл жизни отдельного человека в том, чтобы всеми своими способностями и возможностями способствовать развитию и совершенствованию этой самой
 ВСЕВСЕЛЕОЙ,

СЛУЖИТЬ ЕЙ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ПО ПРИНЦИПУ: БЛАГО ЧАСТИ ЕСТЬ БЛАГО ЦЕЛОГО, А БЛАГО ЦЕЛОГО — В БЛАГЕ ЕГО ЧАСТЕЙ.

Июнь 2011 года апрель 2012 года декабрь 2014 года.

Я должен добавить существенный и необходимый комментарий к вышеприведённым формулам смысла жизни: они правильны для человека, который живёт внутри доброкачественного организма (то есть здорового во всех отношениях: физически, душевно, духовно), который составляет его семья, его народ и его государство (как служебный организм внутри организма его народа), всё общество (человечество). В противном случае, то есть когда человек живёт в недоброкачественном сообществе (в злогре), вышеприведённый смысл его жизни должен быть дополнен его ДОЛГОМ направить всю свою энергию, все усилия на исправление больного состояния и условий жизни этого сообщества, чтобы превратить его в доброкачественный организм (ДОРГ) вместе и на основе реализации СМЫСЛА ЕГО ЖИЗНИ, который я сформулировал выше. О том, что такое ДОРГ, БОРГ И ЗЛОГР написано в книге Владимира Мируладова «Кто мы?», которую можно найти на просторах интернета.
О-М-М-М! 13 июня 2013 года.

Эти соображения по поводу СМЫСЛА ЖИЗНИ человека появились в ответ на вопрос, заданный мне моей знакомой Ириной Владимировной. Я мало знал о её духовных устремлениях, исканиях, интересах. Скромные люди не афишируют их широко и громогласно. Поэтому меня удивил её прямо-таки неожиданный вопрос:
«Аксакал, Вы знаете, в чём смысл жизни?»

Мгновенно, сразу же после вопроса я не смог ответить на её вопрос, отделавшись замечанием, что, мол, это сложный вопрос, и он требует обдумывания. Результатом этого обдумывания и стали вышеприведённые соображения. А поскольку их инициировала Ирина Владимировна, в благодарность ей и появилось посвящение к статье. Несомненно, эти соображения можно дополнить (используя некоторые вышеприведённые во всём тексте цитаты различных мыслителей прошлого и настоящего) или сократить, добиваясь большей ясности и краткости.


Рецензии