10. Социалист на страже интересов Империи

I

Результаты выборов, прошедших в Англии в начале июля 1945 года, принесли ошеломительный результат - победу на них одержали лейбористы. В это трудно было поверить - положим, партию консерваторов можно было во многом упрекнуть, но во главе ее стоял Уинстон Черчилль - человек, который в течение пяти лет, с лета 1940 и до лета 1945 возглавлял правительство Великобритании, и вел страну на всем пути, от горьких поражений и до полной победы, и личный рейтинг которого весной 1945 составлял 83%.

И все-таки консерваторы проиграли …

Сам Черчилль, несмотря на огромное разочарование, принял результаты выборов с достоинством - не стал никого бранить, не стал упрекать избирателей в неблагодарности, а просто сказал, что война осталась позади,что  победа одержана, но сейчас другие времена, и что "... люди очень устали …”.

Уинстон Черчилль - национальный герой, человек легендарной репутации - уходил из политической жизни, а на его место становились лейбористы, люди, о которых за пределами Англии знали сравнительно мало.

Своим избирателям они обещали многoе - например, гарантированную полную занятость, государственную систему здравоохранения, и так далее.

Обещание "... создать страну, достойную своих героев ...", оказалось очень популярным в армии, ожидавшей скорой демобилизации - и она в основном проголосовала за лейбористов.

Вопросы внешней политики солдат интересовали очень мало - война выиграна, а остальное как-нибудь устроится. Еще меньше эта тема интересовала избирателей - согласно опросам, таковых было  не больше 5%. От нового правительства ожидали, что оно сосредоточится на внутренних проблемах Англии.

Так думали и многие за рубежом. В частности, евреи Палестины надеялись, что при новом правительстве удастся как-то сгладить тяжелый конфликт с Англией.

Он начинал уже принимать формы партизанской войны.

II

Война эта была даже обьявлена - и сделал это Менахем Бегин. После своего ухода в "... бессрочный отпуск ..." из армии генерала Андерса он вступил в Эцель - вооруженноe подпольe, состоящее в основном из последователей Жаботинского - и очень скоро его возглавил.

1-го февраля 1944 года Эцель распространил прокламацию, в которой говорилось:

“… несмотря на то, что миллионы евреев погибают в концлагерях, Англия по-прежнему не позволяет им получить убежище в Палестине …”.

Всем известно, что 25 тысяч евреев Палестины сражаются с фашизмом в рядах британской армии - нo им не позволено помогать их обреченным собратьям.

Земля Израиля, которая могла бы стать местом спасения евреев Европы, закрыта - и это следует изменить, и если надо - даже оружием.

Заявление не осталось на бумаге.

Поначалу нападения устраивались только на полицейские посты, занятые борьбой с "... нелегальной иммиграцией ...", но у войны есть собственная логика. Помимо Эцель, возникла и “Лexи”,  (Lohamei Herut Israel – Lehi, аббревиатура "Бойцы за Свободу Израиля”) - боевая организация, которая занялась прямым террором против английских чиновников и военных.

Ответом на что, разумеется, стала охота за подпольем, с последующим судом по законам военного времени.

В общем, все это хотелось прекратить, начать с чистого листа новые отношения с новой, лейбористской Англией - и делегация  ишува отправлялась в Лондон с большими ожиданиями. Ее возглавлял глава Всеобщей Федерации Профсоюзов, Давид Бен-Гурион, и собирался он обратиться непосредственно к министру иностранных дел Великобритании, Эрнсту Бевину.

Бевин, как и Бен-Гурион, был виднейшим профсоюзным деятелем, начинал с самых низов, всю жизнь боролся за интересы рaбочего класса - и, конечно же,  с ним будет легче договориться, чем с британской колониальной администрацией старых времен.

Лейбористы Англии на своем сьезде 1944 года в числе прочего обсуждали и "палестинский вопрос", и приняли резолюцию, в высшей степени благоприятную для дела сионизма: было решено, что политика установления еврейского национального очага в Палестине есть часть общей программы социалистов.

Бен-Гурион был просто счастлив, и говорил, что он всегда верил в "... солидарность людей труда ...", кем бы они ни были.

В конце концов, социалист всегда поймет другого социалиста. 

III

Буквально через 10 дней после вступления нового английского правительствa в полномочия, руководство ишува послало в Лондон запрос, связанный с так называемыми DP (Displaced Persons)  - "перемещенными лицами”.  В то время в Европе было великое множество беженцев - например, в зоне оккупационной ответственности западных союзников имелось от 12 и до 14 миллионов немцев, бежавших с востока Германии.

Но они в число DP не включались - сюда попадали либо освобожденные узники концлагерей, которым некуда было деваться, либо граждане некоторых стран, которые ни за что не хотели возвращаться на родину - например, эстонцы.

Всего в категории "перемещенных лиц" значилось около 850 тысяч человек, находящихся в лагерях, на иждивении оккупационных властей - и вот ишув делал Великобритании щедрое предложение: немедленно забрать из лагерей 100 тысяч евреев, всех, без всяких различий - и больных, и искалеченных, и стариков, и детей - и разместить их в Палестине.

К запросу прилагалось детальное обоснование: сообщалось, что ишув насчитывает уже 560 тысяч человек, собственными силами производит примерно половину продуктов питания, в которых нуждается, а остальную половина может оплатить товарами, потому что располагает определенной промышленной базой, и что при минимальной помощи со стороны Великобритании готов снять с нее груз забот об уцелевших евреях Европы.

Предложение рассматривалось в Англии вплоть до августа 1945, неоднократно обсуждалось на заседаниях правительства, и в итоге было категорически отвергнуто.

Эрнст Бевин, министр иностранных дел Великобритании, 2-го ноября 1945 даже добавил к этому пару слов от себя лично. Он сказал, что “… евреи, спекулируя на том, что они претерпели от рук нацистов, теперь норовят пролезть без очереди .…”.

Но он этого не допустит.

IV

Бен-Гурион был известен бесцеремонным, а иной раз и хамским поведением - но, конечно, Эрнст Бевин перещеголял и его.
Из трех с половиной миллионов польских евреев погибло 80% - а если считать только тех, кто попал под оккупацию, то цифра приближалась к 100%.

В политике, конечно, нет места эмоциям - нo обвинять горсть уцелевших в том, что они куда-то "... лезут без очереди ...", было больше чем оскорбительно - в ишуве после речи Бевинa многие надели траур.

Однако отказ допустить беженцев из лагерей "перемещенных лиц" в Палестину был обдуманным решением, поддержанным всем кабинетом министров.

В качестве министра иностранных дел Эрнст Бевин нес ответственность за все внешнеполитические шаги Великобритании, и начинать ему следовало с того, чтобы составить себе обьективную
картину существующего положения дел.

Картина выходила безрадостная.

Англия вела войну дольше всех своих союзников -  с сентября 1939 и по май 1945. B течение целого года, с лета 1940 по лето 1941, вела ее одна.

Человеческие потери составляли примерно 450 тысяч человек убитыми, вдвое ниже, чем в Первую Мировую Войну - но материальные потери были огромны. Считалось, что Англия утратила 25% своего достояния - а то, что Империя рушится на глазах, было самоочевидно.

Падение Сингапура так ударило по престижу Англии в колониях, что даже "белые доминионы", Австралия и Новая Зелaндия, вернейшие из верных - и то в целях обеспечения своей безопасности стали ориентироваться не на Англию, а на США.

Британская Индия была практически потеряна - речь шла только о том, как наиболее безболезненно передать ее под управление самих индийцев.

И вот на фоне всего этого оказалось, что в Киркуке, в Королевстве Ирак, имеются неиссякаемые источники нефти, и что их  эксплуатация и разработка находятся в руках британских кампаний, и что транспортировка добытой нефти к портам идет через арабские территории, и что один из важнейших таких портов - это Хайфа - и что хотя у Великобритании нет сил удерживать все пространство от Нила до Евфрата в своих руках, но имеется возможность купить на всем этом пространстве добрую волю арабов.

Например, тем, чтобы впридачу к Ираку, Трансиордании и Eгипту создать еще одно  арабское государство - Палестину.

И что значат беженцы в лагерях для "перемещенных лиц" на фоне того, что требуется Англии для удержания остатков ее Империи ?

Ведь было же доказано с математической точностью еще Макиавелли, жившим за  400 с лишним лет до Эрнста Бевина:

“…  в политике нет морали, а есть только целесообразность …”.

V

В романе Жаботинского "Самсон-Назорей" есть такая сцена: Самсон, глава колена Данова, разговаривает с Ягиром, своим другом, о том, как сложатся отношения колен Израилевых с филистимлянами. И не видит Ягир в будущем ничего хорошего, “… ибо не победить филистимлян .…”.

Ягир говорит о филистимлянах, но использует название острова, с которого они приплыли в Землю Израилеву - Кафтор. 

И Самсон ему отвечает - да, тут будут или мы, или они, середины не получится. На что Ягир с досадой отвечает, что Кафтор - железо, a Дан - камень:

“… cведи их - будет огонь, и земля загорится …”.

Роман был задуман, по-видимому, в 1925 - и оказалось, что ошибся Жаботинский только в сроках. "Железо" и "камень" действительно столкнулись, и действительно -  "... земля загорелась …”.

Вплоть до конца 1945 в Палестине шел конфликт между колониальной властью и сравнительно небольшим вооруженным подпольем, которым руководил Менахем Бегин. 

Теперь же в конфликт с Англией включился весь ишув - и получилось что-то очень похожее на восстание.

Эрнст Бевин достиг невозможного - он примирил сторонников Бен-Гуриона и последователей Жаботинского. Начались операции, которые совместно планировали и Хагана, и Эцель - и в один прекрасные день железные дороги в Палестине оказались разом подорваны в паре сотен мест. Движение было парализовано - что сорвало переброску английских войск, идущих в Палестину из Египта и Ирака.

Начались диверсии против английских аэродромов и портовых сооружений. Особенное внимание уделялось всему, что служило для перехвата нелегальной иммиграции в Палестину.

Конечно, огонь пытались гасить.

Подкрепления британским войскам в Палестине слали со всех концов Империи. Была, например, задействована 6-я парашютная дивизия, сражавшаяся еще в Нормандии летом 1944. Блокирующий побережье флот был усилен новыми кораблями, в число которых зачем-то включили даже два крейсера.   

В Палестину был назначен новый верховный комиссар - генерал-лейтенант Алан Каннингхэм - и он действовал со всей положенной решительностью. Например, после того, как в Иудейской Пустыне были ограблены два армейских склада с оружием, он провел повальный обыск в Тель-Авиве. Город обыскивали квартал за кварталом и дом за домом, всего по стране было арестовано больше 14 тысяч человек, и допрашивали их не по обычным английским правилам, а довольно сурово, не останавливаясь перед зуботычинами - но руководства Хаганы так и не поймали, и крупных запасов оружия тоже не нашли.

Aкты саботажа шли непрерывно -  и английские власти призадумались. Как-то до сих пор считалось, что такого рода действия могут предприниматься только арабами. Теперь же на руках оказалась новая ситуация - и ее следовало решать или  тотальным террором, или какой-то формой переговоров, желательно, с использованием дополнительного давления.

Лучше всего - со стороны американцев.

VI

Мысль об американцах возникла неслучайно - в конце 1945 премьер-министр Великобритании, Клемент Эттли, предложил Соединенным Штатам создать совместный комитет, который мог бы уладить проблему "перемещенных лиц" в Европе.

Комитет и правда был создан - но так ничего и не решил.

Президент Трумэн и вовсе высказался в том смысле, что незачем создавать проблему, если решение ее уже есть - почему бы Англии просто не разрешить вьезд в Палестину тем евреям, которые хотели бы там жить ?

Бевин в ответ предложил, чтобы американцы взяли на себя часть расходов по этой программе помощи "перемещенным лицам" - и когда неожиданно для себя получил согласие, не нашел ничего лучше, чем сказать, что понимает американцев - они готовы приплатить, лишь бы не пускать еще 100 тысяч евреев к себе

Нельзя сказать, что эта острота имела успех - президент Трумэн как-то сразу стал невосприимчив к запросам правительства Великобритании, вроде бы и не связанным с делами в Палестине, а тем временем там оказалось сосредоточено порядка ста тысяч солдат английской армии.

Для того, чтобы оценить эту цифру по достоинству, надо принять во внимание, что весной 1945 года, при полной мобилизации и на пике могущества, под командой Черчилля в Европе действовало около миллиона военнослужащих. А теперь, под руководством лейбористского правительства, сотни тысяч солдат оказалось недостаточным для того, чтобы сделать управляемой Палестину - небольшую колонию, ценность которой была совершенно не материальной, и состояла в "... сохранении доброй воли арабов …".

Такую политику трудно было назвать удачной.

Злые языки в Лондоне стали говорить, что все дело в Бевине, и что работа лифтером - единственная должность, на которую он по праву мог бы претендовать в МИДе Англии.

Клемент Эттли с критиками не соглашался - но его кабинет в конце концов передал "палестинский вопрос" на рассмотрение Организации Обьединенных Наций.

Что до Эрнста Бевина, то он оставался министром иностранных дел вплоть до весны 1951, после чего получил новый пост, со звучным названием "Лорд Хранитель Печати” (Lord Keeper of the Privy Seal), пятый по значению среди так называемых "королевских министров”.

В лифтеры он так и не попал.

***


Рецензии
Наши "коммунисты" тоже много чего обещали и к чему пришли???

Демагоги и болтуны с признаками ура-патриотизма...

Аникеев Александр Борисович   05.02.2016 07:41     Заявить о нарушении
Видите ли, дело совсем не в демагогии. Просто Бевин, получив министерский пост, стал защищать интересы Империи с жаром, который не разделяли консерваторы. Они как-то смотрели на вещи по-другому - куда более холодно и рационально ...

Борис Тененбаум   07.02.2016 16:12   Заявить о нарушении
Рационально для себя или для народа?

Аникеев Александр Борисович   07.02.2016 19:50   Заявить о нарушении
Что такое - "народ" ?

Борис Тененбаум   07.02.2016 20:35   Заявить о нарушении
Народ - это население страны объединённое согласием с законами своих социально-экономических взаимоотношений.

Аникеев Александр Борисович   08.02.2016 01:57   Заявить о нарушении
Эрнст Бевин как лейборист сражался за право рабочих на достойную оплату. Эрнст Бевин как министр иностранных дел бился за совершенно других людей, ни с какого бока с рабочим классом не пересекавшихся. Кто тут народ ?

Борис Тененбаум   08.02.2016 04:00   Заявить о нарушении
А не скажете ли мне, что такое достойная оплата труда?

http://www.proza.ru/2016/01/16/801

Аникеев Александр Борисович   08.02.2016 12:02   Заявить о нарушении