Красочная пустота

Решать одновременно две задачи:
отрицания и утверждения – вот путь,
открывающийся перед абсурдным творцом.
Он должен сделать красочной пустоту.
Альбер Камю, «Миф о Сизифе»

Первую половину жизни мы проводим, кривляясь и капризничая от того, что так или иначе догадываемся, что жизнь – это череда жестоких оказий, случающихся против нашей воли в самый неподходящий момент, когда мы меньше всего этого хотим и ожидаем, и что единственным концом этой хаотичной мясорубки будет наша собственная смерть. После, мы осознаем это, смиряемся, - как заключенный, отбывший больше половины пожизненного срока и уже не видящий смысла рваться на свободу, или как одинокая антилопа, загнанная в тупик львом и понявшая, что конец неизбежен, и что помощи ждать не от куда, безропотно сдаётся на милость хищнику, который пожирает её еще живой, и лишь выделения слезных желез, скапливающиеся в углу глаз жертвы, дают нам понять её последние, не радужные эмоции от пребывания на этом свете, - так и мы, со временем усваиваем, что в этом богом непознанном мире, мы всего лишь нежеланные насекомые, песчинки, неспособные ужиться ни с себе подобными, ни с самими собой, ни с кем-либо еще, тщетно пытающиеся  найти и придумать обоснование своим поступкам и своему существованию вообще.

По мере уменьшения обратного отсчета времени отведенного нам на этой вечеринке боли и страха, мы начинаем понимать, что нам потребовались тысячелетия, чтобы пересечь океан, проложить рельсы, провести газ и воду до квартир, изобрести платные парковочные места с видеонаблюдением. Нам потребовалась вся наша история, чтобы создать искусственную среду, единственную среду,  в которой мы можем существовать, без которой мы, как «хипстер» без вай-фая в баре, да еще набитом рабочими с ночной смены металлообрабатывающего завода, не протянем и дня.  И глядя на то количество преобразований и манипуляций, которое нам потребовалось осуществить для выживания, для хоть какой-то мнимой устойчивости, язык не поворачивается назвать эту планету «пригодной для жизни».  Да если так и дальше пойдет, то еще через пять тысяч лет мы и на Юпитере будем аквапарки строить. А там погодка еще похлеще! И не нужно «заливать» про наше «естественное» начало, единство с «матерью природой». Любая мать будет стараться позаботится хотя бы на первых секундах жизни о своём чаде. Как и чадо не будет так жестоко и целенаправленно, с таким остервенением  мстить матери, вырубая, выбуривая, вылавливая, выплавляя, перерабатывая и складируя  её нутро в своих целях. Бросьте!  Если отдать нас хоть на какое-то время в руки хозяйке-планете, у нас не будет не единого шанса. Конечно, бывало, что  какой-нибудь ошалевший зэк или охотник, или лётчик выдерживал в тайге месяц, питаясь шишками и снегом, и главное, надеждой вернуться в тёплое отапливаемое помещение, но это уже про то, что всегда будут исключения. Правило же таково, что если медведь окажется в незнакомой чаще, то он там проживет еще долго, если любой из нас -  то максимум этот самый месяц, и то, если это будет лето, и урожай шишек удастся.
 
Однако с осознанием своей ничтожности перед этим «безумным, безумным миром» и глядя на то, из каких данностей нам пришлось выстраивать своё существование, волей-неволей возникает чувство гордости за человечество. Конечно ненадолго, совсем ненадолго. Пока на ум не всплывут первые же ужасы нашей истории, наших поступков. Когда, будто поддавшись внешним источникам зверского, природного впечатления, деяния человеческие предстают не менее безумными и ужасающими, чем суровые условия среды, которую мы изменяли и преобразовывали на протяжении веков ради собственного выживания. Наверное, жестокость и иррациональность бытия, в условиях которого нам приходилось и приходится продолжать род свой, завладела частью нашей сущности. Думаю, не завладела - она всегда была частью нашей сущности. И вся наша история – это история попыток, если не скрыть, то хотя бы приглушить эту часть нас. Наши помыслы бывают чисты, но поступки лишены какого-либо оправдания. И мы вынуждены раз за разом искать выход, наперёд теперь уже зная, что никакого выхода нет. И наша жизнь строится теперь не на надежде, а на самом акте поиска её, признавая в то же самое время её полное отсутствие. Сейчас мы явственно прибываем во времени, когда парадокс скорее правило, а не исключение. Как заметил профессор А.В. Павлов * в своей лекции,  весь абсурд произведений Кафки уже кажется смешным по сравнению с одним выпуском новостей.
    
Мы, безусловно, как и наши предки-сверстники век назад, переходим, переползаем в новое время. Нехотя, потому что прекрасно помним, чем этот переход закончился тогда, и потому что неизвестность будущего, с его монотонной многовариантной горловиной приоткрытых возможностей сплющивает нас в грошовую монету при малейшей попытке взять хотя бы одну из этих вероятностей под свой контроль. Любая, выбранная нами модель будущего, тут же сбрасывает нас с себя, как бешеный скакун, почувствовавший кнутобойца на себе.  Да, кажется, теперь мы, в отличие, от времени столетней давности, знаем всех лошадей, все ставки наперёд. Но знание о том, что выигрыш нам всё равно не сулит, наверное, всё-таки не лучшее из знаний, пусть и столкновение с которым обдаёт истинным смыслом наше существование.
      
Но, впрочем, не всё так фатально и очевидно. Взгромоздив на себя все эти представления, добытые сотнями поколений наших предшественников, осознав обречённость людей, всех и каждого на забвение, это даёт нам возможность искать за горизонтом,  шарить там, где еще никто не был, поскольку никто не знал, что это «там» в принципе возможно, нащупывать в потустороннем  мраке, преодолевать собственные знания о невозможности их преодоления. Это и есть формула, смысл каждого «нового» поколения – «расширять границы», быть уверенным в их каноничности, пока следующие «ряды вновь прибывших», отчаявшись от того, что «все таблетки подъедены» и все открытия совершены,  не пролезут, не продвинуться дальше, туда, где предыдущие самые отчаянные «мечтатели» не представляли возможность не то что оказаться, а даже подумать о существовании этого направления.

По-прежнему осознавая себя лишь крупицей в целом мире, мы должны наряду с этим отчетливо понимать, что мы ни веха, ни вершина эволюции или чего угодно другого. Мы такие же, как и ветки на деревьях. Ни больше, ни меньше. И в этом случае наши результаты покажутся нам действительными, а существование – оправданным, даже, несмотря, на его конечность и быстротечность.

(Примечание: * - лекция профессора А.В.Павлова, д.ф.н. в Тюменском государственном университете часть 1 и 2 (лекции 13 и 14), https://www.youtube.com/watch?v=FN2xuqwOMaE)

Самара, 2016.


Рецензии