Пашкина походка

Был у меня друг - Пашка. Познакомились мы в самом начале 90-х, во время учёбы  в ПТУ. Времена наступали смутные, мода повернулась к криминалу, со всеми аксессуарами и нормами поведения и быть не модным могло дорого стоить. Мы начали разбираться в наколках, жаргоне, иерархии. Не скажу, что этого мы хотели, этого требовала улица и остаться в стороне было невозможно, каждый сталкивался с нежелательными проявлениями. 
Рынки и вокзалы были криминальными муравейниками. Моё училище находилось в районе ж/д вокзала и нам вчерашним школьникам поездки на учёбу, совмещались с изучением других наук жизни.
            Город наводнили шайки по названию районов. Юг, Бугор, Полынки, Белый Бак, это моя первая политическая карта с налаживанием дипломатических отношений. В компании ребят на улице, несколько были одеты в фуфайки и ушанки, один, два в кожаные куртки с кепкой не по погоде. Они беспрерывно курили, плевались и будто кого-то нервно ждали. Делали угрожающие лицо с охрипшим голосом и казалось юноша половину жизни провёл в лагерях на севере. В то время это было модно.
             Чтобы выпить, они спрашивали закурить. Вопрос, " Земляк, закурить не найдётся?", - был прелюдией в обирании незнакомца. А дальше, имевший табак оставался с одной сигаретой в пачке, (кодекс их чести) запрещал отбирать последнее, а некурящий платил сполна, иногда даже одеждой. Несогласные, желающие пояснить их неправоту и без навыков подобного общения, ужасающе проигрывали дискуссию, сгорбившись стояли держась за кирпичную стену закрывая нос. Появление милиции ещё не означало спасения.
Начал готовится к учёбе в ПТУ, занимался в качалке, в каратэ, но понимал, что царившая система, мышцы уважала до первого разговора. Помогали друзья во дворе они пошли в криминал и знали положенца. Положенец- магическое слово 90-х, перед работавшим с ним расступалась любая пьяная и агрессивная толпа.
А если я буду с девушкой, нельзя облажаться, я же мужчина.
Где мне взять окончательный аргумент каменного спокойствия.
И вот появился Пашка. Знакомство было в духе ПТУ. В столовой вагоноремонтного завода я недопонял его конфликтного приятеля. Они стали ждать меня в прихожей, а я доедал обед, раздумывая о грядущем. На выходе, рослый юноша в коричневой кожаной куртке процедил " Ты чё там чёкал",- и сразу ударил, передо мной мелькнул загрезневелый, кафельный пол затёртый промасленной обувью рабочих.  На раздумье была секунда, но я вспомнил, что говорили друзья во дворе, - Отмахнись, иначе мы не поможем. Разогнувшись я ответил с правой , увидев как он делает шаг назад, подумал - Всё, сейчас начнётся., но к удивлению со мной решили подружится. – Пацан всё нормально, извини., он стал дружески похлопывать по плечу.  Пашка стоял рядом и смотрел на нас. Это было началом нашей дружбы.
      Знался он с различными сословиями города и везде с ним разговаривали на равных и на общую тему. Была в нём смесь внешности английского аристократа с красноречием советского беспризорника. Он был под два метра роста и невероятно силён. Шпана, что просит закурить, увидев его терялась, а глаза наполнялись испугом и уважением. Он мог первый задать им вопрос и получить ясный и заискивающий ответ.
Помню, возвращались мы из центра по неосвещённой главной улице города. Из тёмной арки подворотни, на расслабоне, пьяный, но с чувством власти территории появилась личность лет тридцати. Из чрева подворотни доносились голоса его друзей.
"Опаньки",- вопросительно, чуя добычу, протяжно сказал он и неспешно направился к нам. На каждом шаге, сигарета вспыхивала и выпускаемый вперёд дым говорил о решительности намеченных действий. Свет из окна скользнул по его руке, наколотые перстни и слово «БАРС» где буква "Р" означала - Режь, ясно сидел с малолетки и не раз, пером махнёт не думая, да ещё темень вокруг. Почудился запах крови, пробудилась острая чуткость, мышцы напряглись.
"Что за опаньки та ё, Аа",- твёрдо, напористо, словно козырь брошенный с хлопком на туза тон Пашки разгромил дух атакующего. Пашка подошёл ближе и он сдался без боя, что–то тукнуло в его голове после рубящего ответа и он сник.
Этот краткий пещерный диалог нёс гамму красок, смысл и разность характеров.
Хрипящих меж собою друзей, незнакомец увёл, желая нам известных ему благ.
" Фууууу", - выдохнул я и подумал, - обошлось.
"Чё ты, испугался что ли",- сказал Пашка, - "Хватит тебе".
Были и другие встречи, они были разные, но оканчивались для нас одинаково. Чаще всего мысль о наезде развеивалась при оценке внешности Пашки.
Шпана видела в нём человека высших идеалов, человека -авторитета.
  Я стремился понять суть такого восприятия.
         Один из секретов был на виду, походка, осанка, умение правильно держать голову, властный, но добрый взгляд, а искусство разговора особая  тема. Смешно, прямо таки руководство для французской модели, но я стал копировать эти штучки. Шаги не длинные, но частые, ровная спина, расправленные плечи, дышать грудью. Убрать сутулость это вид порабощённого, уважать собственный  рост и не наклоняться в разговоре, голову держать высоко и периодически  сжимать кулаки. Увидев проблемных лиц посмотреть в упор на одного (не главного) будто знаком и ниже рангом,  далее осмотреть всех выше их глаз и отсутствие боязни. Они ожидают, что им наваляют более крутые и безбоязненность говорит им, что у человека серьёзные подвязки, а они для него не предмет интереса.
Никакой агрессии, это вид слабости или побитости, веди себя по-братски. В движениях сдержанность, но с пружиной и готовностью к внезапному броску.
Древняя система рабства прижилась и здесь, хозяин плантации хороший пример. Видя  покорность они бьют, видя хлыст повинуются. Ничего нового.
Овладев такими способностями заметил,  результат стал как у Пашки. Видел как выражения лиц решивших наехать менялось желанием не встрять. Я полюбил эту походку, а искусство разговорной речи изучать можно всю жизнь.
Стал уверенно вечерами прогуливался с девушками. Видел их реакцию на неспокойных личностей и понял: врождённого мужества в них гораздо больше, чем у мужчин приобретённого.
Приятели знавшие меня и Пашку, видели как я меняюсь, прищурившись с недоверием смотрели на меня, шушукались за моей спиной, что я мол кошу под друга. Но тогда иначе было нельзя, индивидуальность не гарантировала выживаемости. Я осознавал измену самому себе, но вернись назад не знаю как поступил бы снова.
Пашкины навыки, помогли закончить ПТУ без озлобленных воспоминаний.
Прошли годы, нет на земле, Пашки и друзей со двора. К счастью, в моде новые течения и новые лица, походка и люди сильно изменились. Общаться стали в компьютере, где конфликты решаются нажатием клавиши. Жить стало легче.         


Рецензии
Потрясающе! Последний абзац перечитала несколько раз! Точнейшие наблюдения!
Все рекомендации - держать спину, уважать свой рост, убрать сутулость - это же почти Карнеги!!! Только дворовый ( или дворовОй, как правильно...).
Тогда да, выживали...интуитивно мимикрировали, "повадки льва и шавки" различаются. Принято называть то время "непростым"...А оно было - проще некуда - либо ты, либо тебя...Закон Джунглей... И автор - не Киплинг, а Время...
Мои аплодисменты!!!!
Если Вы в Фейсбуке, покажите там. Мое поколение будет читать с восторгом.

Тавус Шарапилова   10.03.2017 23:10     Заявить о нарушении
Моё Вам искреннее признание, за высокую оценку написанного.

Де Ла Вой   11.03.2017 00:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.