чудная картина, когда по рельсам мчится паровоз

 
   Летом 1957г. я, 14-летний школьник из Москвы, отдыхал в г.Данилове, Яросла
вской обл., у своей тёти. Муж тёти Нюры, дядя Лёня, работал машинистом в Ж/Д
 ДЕПО города, уже много лет.В годы войны был награждён "Орденом Ленина"
и другими наградами, но постоянно носил только этот орден. Жили они на улице
Привокзальная, которая, начинаясь от вокзала в сторону Москвы, тянулась вдоль
железной дороги,метрах в пятидесяти от неё и окна квартиры второго этажа дере
вянного, с большим, широким балконом дома, выходили на высокую насыпь желез-
ной дороги, по которой, пыхтя и пофыркивая, выкатывались маневровые "кукушки"
,формирующие составы из различных вагонов, набирали скорость с толкачами/допо
лнительные паровозы сзади состава, для разгона в горку-до"Всполья",тяжёлые то   варные/,красиво и резво разгонялись "скорые"пассажирские поезда,серии "Л" или,как называли проще-"Лебедянки", всегда ярко сверкающие, в свежую зелень.
выкрашенные,мытые, с красными в белом ободке, огромными в пять пар, колёсами паровозов...и невольно, глядя на это чудо, приходили в голову строчки песни, слышанной по радио:"...и как много вертится колёс.Ах, какая чудная картина, когда по рельсам мчится паровоз!" (наступал закат паровозной эры)  И проч.ж.д 
орожная техника тех времён (дрезины,иногда и пионерки, знакомые современной
молодёжи по к/Ф "Путёвка в жизнь",на которой Мустафа уехал в свой последний
рейс..). Я,частенько, по долгу глядел с балкона на жизнь железной дороги...

    Старинный городок Данилов (статус города-1777г.), с его постоянным и по
началу слегка пугающим запахом угольной гари в большом районе вокзала,я лю-
бил, несколько раз,летом, гостя у тёток. Город - железнодорожник.Большая
часть жителей, так или иначе, была связана с работой на железной дороге.
И самым - самым Праздником в году, был День Железнодорожника, с гуляниями и
выездными буфетами на Горушке, где находились используемые не по назначению,
сохранившиеся строения "Казанского монастыря на Горушке". А ещё, в верхней
части города, рядом с богатым колхозным рынком, было красивое,напоминающее
высоким пандусом с колоннами по фасаду, "Торговые ряды" Ленинграда-здание
главного магазина городка. Не было городского транспорта, и улицы, в нижней
части города, после дождя могла осилить не всякая телега с лошадью,но имелись
и другие достопримечательности этого старинного поселения(упоминание от 14
века)...и первый, и единственный в СССР в 40-е годы ЗАВОД по производству
деревообрабатывающих станков.

    В то лето, в Москве, проходил "V1 Всемирный Фестиваль молодёжи и студен-
тов" и я, с сожалением и грустью, смотрел вслед поездам- на Москву...Завидо-
вал друзьям-однокашкам, которых родители не отправили "на отдых" куда-подаль-
ше...,и они увидят много иностранцев, какие-нибудь события и вещи, а может и
ещё какие чудеса подготовила Москва для гостей..., хотя и старался гнать от с
бя эти мысли. (Надо заметить,что не зря горевал...По приезду в Москву-уже к
осени- друг, Юрка, показал мне такую коллекцию значков, наклеек и проч.неви-
данных мелочей, что-ах!)
    Но однажды произошло событие, которое прилично сгладило мои огорчения...
    Дядя Лёня, как бы между делом, собираясь в очередную поездку,сказал:
Валерик, а не хочешь прокатиться со мною до Ярославля? - Да, тут же ответил
я. -Так что же не переодеваешься? Давай быстренько!
Тётя Нюра достала из шкафа чёрную ж/дорожную "робу" наименьшего размера (ви-
димо, где-то взяла заранее, т.к. дядя Лёня носил не менее-как 56 размер) .
Я быстренько надел комбинезон..Тётя Нюра сунула дяде обычный свёрток-обед и
мы направились в депо.
     Мы подошли к поворотному кругу.Там, у стоящего на кругу и тихо попыхивающего "Серго" ( серия "СО"-по имени Серго Орджоникидзе), уже возился
напарник дяди, то ли, помощник машиниста,то ли кочегар...(уже не помню, но
именно,благодаря приболевшему, третьему члену экипажа, я и был взят в поезд-
ку дядей.Как, и с кем он там договаривался ли - не знаю)
   ...Забравшись в кабину и развернув паровоз, экипаж начал свой путь-манёвры
к заливке водой и сцепки с составом...И, наконец то, поддав пары, смачно про-
буксовав и плотно окутавшись ими,  медленно набирая скорость...поехали!
   Вначале, я,впервые попав в кабину, не в качестве пассажира (раз,как-то,
довелось прокатиться,вжавшись в дверцу....,"по грибы".Иногда "своих" брали
экипажи -до "Всполья",грибных мест, нелегально...выпрыгивали на тихом ходу..
..,но это- тема другого рассказа),-не мог определить место,где не мешал бы
экипажу работать, даже вылезал в тендер, на уголь)).Дядя не любил преподавать
теорию...Сам гляди и догадывайся: что и как... Потом, когда набрали ход,
отсигналили положенные гудки и т.д.,стало поспокойнее, и я пытался работать
кочегаром, подгребая от тендера и бросая, по команде, уголёк в пышущую топку.
Правда, на долго меня не хватило))и, дядя усадил меня на левое сиденье помо-
щника, где я, поглядывая в оконце, левым клапаном стал давать гудки перед
встречными поездами и в конце прохождения составов.Как? Я подглядел заранее.
Я был заворожен слаженными действиями экипажа,множеством,горящих золотом
краников, ручечек и рычагов.Обдающим жаром раскрытой для подачи угля ненасытной пасти-топки...(Почему-то вспомнился сожжённый в топке паровоза
С.Лазо...из школьной Истории)
     Был чудесный, солнечный денёк! Пробегали встречные поезда, полустанки...
Кое-где, удавалось разглядеть грибников, вышедших на опушку леса...И, видимо,
от избытка чувств, я прогудел несколько раз...Ох! Ох! Дядя, с правого сидения
,с места машиниста, закричал на меня таким громовым голосом, что заглушил
паровозные гудки...рррусским-сами понимаете- языком!!!
    Это, уже потом, дома у дяди я увидел ж/Д книжицу, где вычитал, что колли-
чество и протяжность гудков означает определённую ситуацию, ну, типа азбуки
Морзе... И что я нагудел на подъезде к г.Ярославлю..-не знаю до сих пор:
пожар ли? другое-какое несчастие..?
    Правда, поездка прошла благополучно! Мы закупили несколько буханок свеже-
го, вкуснейшего, белого ярославского хлеба и, вскоре, с новым составом
отправились в г.Данилово.
    Дяде не пришло никаких жалоб-сообщений, чего опасалась тётя Нюра,узнав-
шая о "происшествии".Да и в большом почёте был дядя Лёня в депо!
    А мне, больше не довелось прокатиться в составе экипажа. Вскоре, мы с
бабулей переехали к другой моей тёте-Оле,на другую, дальнюю улицу города,
ул.Кирова. Тётя Оля жила победней: без мужа, с двумя дочками, моими двоюрод-
ными сёстрами...Но мне было намного веселей! Много приключений молодости!!
  НО,это тема для других рассказов!
 


Рецензии