Начало учебного года

               Двор школы напоминал большой муравейник, даже было удивительно, что здесь будет учиться столько молодёжи.

            В школе ДОСААФ подготавливали по многим специальностях, не только как мы по своему желанию, но было много ребят, которых готовили специально для службы в армии, телеграфистов или телетайпистов.

           Начало учебного года началось с всеобщей линейки, выстроились по специальностям, представители военкомата выступили с пожеланиями и наставлениями, были и гости из числа отставных военных, руководство школы завершила линейку напутствием:
                «В добрый путь за знаниями».

             Ребят по специальности «радиомеханики» набралось человек пятьдесят, нас разделили две группы, чтобы всем хватало места в классе.

            Затем нам зачитали списки групп, кто будет учиться с утра в первой группе, а кто после обеда во второй.

              Мы, кроме Шурика попали в первую группу и оставались  на первые занятия, вторая группа была свободна до обеда.

            Когда расселись в классе, а место я себе выбрал на последней парте в среднем ряду, нам пояснили, учимся с восьми часов и до обеда, с перерывами на перемены.

                А то, что суббота и воскресенье будут выходными, восприняли с большим восторгом, с таким расписанием мы были согласны.

              Занятия начались со знакомства с преподавателем и азами будущей профессии и пролетели они с невероятной быстротой, а всё потому, что здесь общение учащийся – преподаватель основывались на доверительных отношениях, задавались различные вопросы и получали на взрослом уровне ответы.

             В двенадцать дня мы были свободны, предоставлены сами себе до завтрашнего дня, чем заполнить время до вечера, ещё было проблемой, нужно вначале привыкнуть к совсем иным условиям проживания.


              Для первого раза решили немного познакомиться с городом, а здесь было куда пойти и на что посмотреть.

                Тем более имелись пусть небольшие, но свои карманные деньги, которые можно потратить по своему усмотрению, а соблазн имелся, самое доступное из всего первого пришедшего  нам на ум:
                «Кина и мороженного».

              Кинотеатр мы уже присмотрели, когда проезжали на трамвае по проспекту.

             Поэтому шагая  обратной дорогой, вышли к трамвайным путям, на остановке сели в подошедший трамвай, проехали до проспекта, перешли пути и дорогу, вышли на бульвар и решили пройти по нему до кинотеатра.

           Шли по бульвару и рассматривали старинную архитектуру, познавательная как оказалась экскурсия.

          Дошли до кинотеатра, углового здания через дорогу в небольшом разрыве зданий, к своему удивлению немного в глубине увидели архитектурную арку, вход в городской парк.

          Посмотрели афишу, ещё чувствовалась диковатость нашего поведения, засомневались, что фильм хороший, да и достаточно было впечатлений на сегодняшний день, не дойдя до Цветника, уехали на квартиру.

               Второй день учёбы прошёл более насыщенно, много чего нового мы узнали на занятиях, присмотрелись к ребятам, уже можно было определить, кто решил серьёзно заниматься учёбой, а кто просто пришёл, чтобы провести весело время и быть вроде бы при деле.

                Но большая часть оказалось середнячков, выше полученных знаний на уроках, не проявляли интереса.

           После занятий решили доехать до моста, сходить в «гастроном», в котором отоваривались местные жители, посмотреть и чего ни будь купить для себя, а затем пройти пешком через весь мост, который протянулся солидно от одного берега реки к другому.

              Шли медленно, часто поглядывая вниз, высота впечатляла, течение реки  в русле оказалось не равномерным по глубине.

                Основной поток жался к левому берегу, а правый пологий берег был усыпан галькой, которую добывали здесь в промышленных масштабах, черпая её из русла драглайном.

                В самом высоком месте, постояли,  поглазели вниз, поплевали с моста, следя за падающей слюной,  для надёжности посчитали время падения, оценили масштабность строения, продолжили движения по мосту и испытали тряску проходящих мимо трамваев.

             На этом закончилось знакомство с городом, пришли на квартиру, отобедали, повалялись в кроватях, чтобы потом вечером выйти и пройтись, подышать свежим воздухом,  по короткой улице, на которой проживали.

            А следующий день был пятница, а это значило, что после обеда можно будет уехать на выходные домой, как ощущалось, уже  успели со скучится по родному хутору, дому и родителям.

               А вот с отправкой автобусов с автовокзала в сторону дома немножко не везло, получался большой перерыв, а ждать не хотелось, можно было брать билет на станичный автобус, но ещё от станицы до дома стоило добраться.

               Проще добираться было с пересадкой, доехать до Георгиевска, куда автобусы отправлялись каждые пятнадцать минут, а там по приходу автобуса сразу покупался билет на автобус до Курской.

            Будем со временем пробовать добираться различными вариантами, и потом выработается определённый маршрут, которого и будем придерживаться.

              Моё появление в пятом часу вечера дома, воспринято было родителями с удивлением, уж не позабросил ли я обучение, что возможно было ожидать или ещё хуже, выгнали с позором.

                Но когда я объяснил, что у нас два выходных, тем самым успокоил родителей.

             Отец всё продолжал подшучивать надо мной:
                Не успели проводить из дома, как сынок стучится в ворота, вернулся за харчами.
        А что так не учиться,
                продолжал отец,
                я бы тоже с удовольствием поехал учиться,  на автобусе уехал, на автобусе приехал, а дороги? Сплошной  асфальт, ездить один комфорт.
      
         Вот  у нас до войны через дорогу жили два брата, старший из них  выучился в Георгиевске на тракториста, потом через несколько лет поехал учиться младший брат.
            
           Это уже при мне было и хорошо я это помню, как он пешком выходил в воскресенье после обеда, чтобы дойти до Новопавловки, транспорт тогда если и ходил, то очень редко, да и денег на дорогу не было.

            В Новопавловке на станции Аполлонской просился на проходящие поезда, народ тогда был понимающий, пускали, высаживался в Георгиевске и оттуда пешком до училища.
         
          Приходил домой в субботу после обеда, мать пекла ему пирожков на неделю, он ночевал в субботу  дома, чтобы потом после обеда с рюкзаком за плечами идти учиться, приходил по любой погоде.

              Когда выучился, работал у нас вместе с братом  на мощном тракторе ЧТЗ, тогда на «Дружном» была у нас солидная МТС.
                (Что даже зафиксировано на немецкой военной карте).

           А сейчас, что не учиться, все удобства, одеть и обуться всегда есть, деньги тоже имеются, с продуктами вообще нет проблем, в наше б время такое.
                А что мы видели тогда, голод да война, затем снова голод, а как работали, только жилы трещали.

                После обильного  домашнего ужина, как только стемнело, в клуб к товарищам, сюда к  моему удивлению зашёл и Шурик, он тоже успел в этот день приехать домой.

            Как водилось у нас в те времена,  приезд домой молодёжи сопровождался хорошей выпивкой.

             Выходные пролетели на удивление быстро, в воскресенье в обед собирались у плиты на горе, чтобы оттуда проследовать к трассе.

04 фев 2016 г.


Рецензии