Наш приезд в Казахстан- 7- Долгожданная встреча

 (Это продолжение) Начало см. ниже по списку произведений(Наш приезд в Казахстан 1,2,3,4,5,6.)               


                Долгожданная встреча.

       Было уже  где– то начало мая 1954года.Мы с мамой уже около трёх месяцев живём у дедушки с бабушкой в Байбеке. Степь уже вовсю зеленела ,колючий чингиль весь покрылся розовыми цветочками, распространяя вокруг приятный нежный аромат. Цветы  чингиля очень похожи на цветы акации, и весной они придают степи особую неповторимую прелесть.

    Мы с мамой, по-прежнему, каждый день уходили далеко в степь пасти наших коз. Возвращались домой  перед заходом солнца.

      Однажды, возвращаясь  со своим небольшим стадом, мы увидели перед нашим  двором  людей на лошадях. Любопытство и какая-то смутная догадка погнала нас с мамой впереди   нашего стада,  и мы уже ,как называется, «бежали со всех ног».

        Подбежав поближе, я увидела среди этих людей своего папу. Самого родного и любимого   человека  на свете, которого я ждала каждый день  всё это время!
 
        Папа быстро слез с коня, и  широко раскрыв руки , уже  бежал  мне навстречу. Мгновение! И я  уже ,подхваченная его ловкими  руками, взлетела  высоко над землёй. Это были незабываемые минуты! Только мой папа мог так кидать меня вверх и подхватывать! Только у него была такая широкая улыбка на всё лицо  и весёлый задорный смех! Папа поймал меня и крепко прижал к себе. Радостная от этой внезапной  встречи,  я ошарашено  сидела на папиных крепких руках, смотрела на него и не верила , что  это всё по-настоящему. Моё  маленькое сердечко часто  билось, и я уткнувшись  в папину грудь, уже ничего  не хотела  видеть вокруг.

        Но вдруг я услыхала , как запричитала бабушка, обняв нас с папой, и я будто очнулась. Мама тоже стояла рядом ,но папа только посмотрел на неё и тихо ей что-то сказал , но я заметила, что он не обнял  её  как меня.(Это я теперь поняла почему: потому что по обычаю нельзя обнимать при родителях  свою жену).Папа ,опустив меня с рук , стал обнимать   бабушку ,которая крепко висела на его шее и громко плакала. Бедная моя бабушка  не видела своего сына  с того самого времени, как он ушёл на фронт воевать с фашистами!( Я описывала  в предыдущих главах -почему папа не мог вернуться домой сразу после войны)

    Дедушка тоже был рядом, но он о чем-то разговаривал с приезжими, искоса поглядывая на папу.   Помню хорошо, как   зарезали козу , и один  мужчина палил её голову на костре. Мне почему-то стало страшно это видеть , и я убежала в дом. Видать , от  неожиданной радости  и  переживаний ,  я устала и сразу уснула.

        Уже было темно, когда  меня разбудили ,чтобы я поела. В углу горела керосиновая  лампа ; все наши  и приезжие   уже сидели за достарханом и ели бешбармак. Я примостилась возле   папы ,который  стал кормить меня , набирая  рукой мясо со сваренным  тестом  из  большой деревянной  чашки ,стоящей посередине достархана.

      Постепенно, приехавшие с папой люди ,стали шумно уезжать на своих конях, и дома остались только мы. Папа всё разговаривал о чём-то с дедушкой и бабушкой, мама  убирала с достархана  и мыла посуду .Счастливая моя мамочка, уже не скрывала слёз и от радости тихо плакала. Я лежала головой на папиной коленке и уже понимала, что всё - жизнь наша уже изменится и будет что-то другое, но обязательно хорошее. Потому что с папой всегда было весело и интересно. Для меня он был самый  лучший из всех людей , и если он смеялся , то смеялся от всей души громко своим раскатистым смехом , который   было слышно очень далеко.

   Наверное, я так и уснула на его коленке. Только , когда наступило утро, почему-то было всё тихо, и я лежала одна на корпеше в углу. Неожиданная тревога  осенила и заставила меня резко вскочить. И точно: папы с мамой уже дома не было.Бабушка сказала, что они ушли в город– Калага кетт1, и стала судорожно вытирать слёзы концом своего большого белого платка.

     Это «Калага кетт1» продолжалось для меня целую вечность, так как родителей не было почти всё лето. И только где-то к осени, приехал на коне папа один , чтобы забрать  меня , так как мне нужно было в тот год идти в школу в первый класс.

     Папа  сказал , что у нас в посёлке теперь есть своя квартира, и они с мамой устроились на работу. Помню, как было запричитала бабушка, как  насупился  дедушка, как  я их всё уговаривала  не плакать  и обещала скоро вернуться.
               
    Вскоре  , мы с папой ,вдвоём на коне ехали на наше место жительства в посёлок Казалинск в новую неизведанную жизнь.

       Но это уже другая история, о которой я, быть может, и напишу ещё.

                *****

     А пока предлагаю Вашему вниманию некоторые мои стихи:

              Подражание стиху Беллы Ахмадулиной " Это Я"


Это я,в доброй Пензе бутоном взращенный,
В казахстанские степи попавший цветок…
Надо мной колдовали Аташка с Ажешкой*,
Согревая  и гладя  каждый мой лепесток.

Это  я, с моей мамой в казалинском  Байбеке ,
За аулом  в степи коз прыгучих пасла,
И с надеждой ждала  и грустила о папе…
И исполнилась скоро моя  эта мечта.

Это я, с заплетённой  тугою косичкой ,
В первый класс в Казалинске  пошла,
Не всегда у меня было всё на «отлично»-
Озорною и вольной девчонкой росла.

Это я, от восторга выбивала чечетку,
Когда мама сестричку мне принесла,
И качала,и пела ей колыбельную песню,
Заливаясь от радости,как шагнула она.

Это я ,в день  Великой Победы,
Со всеми вместе кричала «Ура!»,
Красный галстук носила примерно
И военные песни пела я у костра.

Как гулял наш народ разноплемённый!
Тому времени я  очевидцем  была:
Общим горем и радостью ,объединённый,
Танцевал, веселился всю ночь  до утра!

Это я, восемнадцать с половиной от роду,
Одна поехала в ВУЗ поступать в дальний край,
В стройотрядах работала в те учебные годы
И  стране помогала собирать урожай.

Это я,  дочку и трёх мальчишек
С моим мужем растила на радость семьи…
А теперь вот пестую их ребятишек,
Согреваюсь  и млею от их ответной любви.

Это я, полуночной бессонной сиделкой,
Тишиной наслаждаясь,строки с рифмой вяжу,
Ну, а днём колесом кручусь,словно белка:
То варю,то пеку,то внуков  жизни учу.

Это я, в своем скромном саду не жалея,
Лепестки своих лет  добавляю в цветок,
Пусть от каждого года цветёт он пышнее
И пребудет прекрасным в мой назначенный срок!



Аташка с Ажешкой*-Ата с Аже- дедушка с бабушкой (ласкательно)

                ***


КАЗАЛИНСК,ЗОЛОТЫЕ ПЕСКИ...


Перевод на казахский язык внизу

Казалинск, мой родной,золотые пески,
Как живёшь ты, цветёшь , обитаешь?
О тебе  вспоминания и  думы мои,
На высоты ты  меня вдохновляешь!

Оглянусь я назад, снова вижу парад
В дни весеннего  Первого  Мая,
И всегда  на себе ощущаю твой взгляд
И вопрос : «Как живёшь ты  родная?»

Без тебя я живу, но тобой я томлюсь,
Ты хранишь мою детскую  младость…
Оглянусь я назад и чуть-чуть прослежусь -
Я чувствительной стала под  старость.

Казалинск , нас  дорога святая свела,
С тобой спаяны  мы воедино,
Вспоминаю тебя, и  где б я не жила-
Твоё сердце во мне невредимо.


Мой же  перевод на казахский язык:

Казалым- алтын кум шуагым

Казалым- алтын кум шуагым, оскен жер,
«Ос1м-т1рл1г1н калай?»-деп эн шыркаймын,
Кун-тун1 ойларым касында конып жур,
Би1кт1кке  нурынмен  шабыттаймын.    

Артыма карасам- ког1лд1р  Б1р1нш1 Май
Боп  жалау устап  думандап  мейрамдайсын…
Корганынды маган  ешкашан токтатпай
«Карагым,калын калай?»-деп  назарлайсын.

Турмысым сенен  эр1, б1рак  жаным сенде,
Калды 1ш1не с1н1п жалан аяк балалыгым.
Артыма карасам ,  жас  кысады коз1мд1-
Улкейген сайын сез1мш1л боп барамын.

Казалым, киыскан  жолымыз касиетт1,
Эр кашан да турмыз  косарланып.
Кай жерде турсамда , ес1мнен кетпейс1н,
Сен1н журег1н  1ш1мде тур сакталынып.


Рецензии