Первый раз в первый класс

  Первый раз в первый класс!

      «Первый раз в первый класс!» Почему первый? У всех нормальных детей бывает первый.  А вот у Лидки было два первых  раза в первый класс. У неё всё выходило шиворот на выворот, как говорила её мама. Все дети, как дети, а она « не от мира сего».
     Когда готовили её в школу, примеряли форму, выбирали бантики в косы, Лидка не разделяла радостные хлопоты с домашними. Она убежала на поскотину, спряталась за болотными кочками, лежала и смотрела в небо на облака. Она думала о том, что облака странные, они  живут всегда и с неба не уходят, только движутся куда-то. То туда, а то обратно. С верху им всё видно. Как в поле на комбайне сосед дядя Саша работает, как коровы пасутся, как тётка Василиса в огороде грядки полет, как дед Гриша поехал на телеге в лес. Видят улицы, кур и петухов. Ваньку, паршивого, подглядывающего за ней из-за кустов. И вообще, облака видят, наверно, всё. Интересно, а Боженька с них за людьми приглядывает? Бабушка часто её стращает, показывая пальцем в небо. Мол, смотри, проказница, Бог –то всё видит! Но, толи бабушка не так строго говорила, толи видела по этому поводу реакцию родителей, как они ухмылялись, переглядываясь друг с другом, только Лидка не боялась Боженьки. Она думала, что он в сказках живёт, которые ей  рассказывают на ночь. А вот небо, облака, солнце, откуда-то берётся  всё это? Вот пойдёт Лидка в школу и узнает. Там многому научат. Только из-за зануды Ваньки пойдёт, назло ему. Он ещё сопляк, ему в школу через год, поэтому Лидка с ним дружить не будет! Завтра придет машина и, её увезут в город, домой. Лидка большую часть своей жизни жила у бабушки и деда, в деревне. Здесь ей нравилось всё, а дома с ней заниматься и водиться, у домашних не было времени. Но папа сказал, что Лида стала уже большой девочкой, пора пришла идти в школу и быть самостоятельной. Бабушка всё чаще вздыхала: « И, как ты только там жить будешь, без присмотру-то?» Но с папой не спорила. Поэтому завтра Лидка уезжает. Ей  вдруг стало жаль Ваньку, жаль бабушку  и деда, эту поскотину и облака. Интересно, а там облака эти же или другие?
      Первого сентября в доме была суматоха. Все собираются, кто куда: мама с папой на работу, старшие брат и сестра в школу. Мелькают фартуки, галстуки, брюки. Заворачиваются замысловатые букеты цветов. Лидка тогда ещё не знала, что они ни кому не нужны, грудой сваленные на учительский стол, они выбрасывались за школу, на свалку в тот же или на другой  день. Её одевали, наряжали, крутили, как куклу перед зеркалом. О, в зеркале взрослая девочка – школьница! Неужели это она? Лидка засмеялась от радости. Жаль, Ванька не видит, вот бы она прошлась перед ним!
      Школа была в центре города, на площади. Деревянное здание с  большими окнами и крыльцом по середине. Школьники выстраивались во дворе школы по классам. Мама подвела Лиду к старенькой учительнице. Лидка спросила:
- А что, других не было? - и кивнула головой в сторону молодой, красивой женщины.
- Тихо, ты! – урезонивала её мать,- и прошу, тебя, Лида, не болтай лишнего. Помолчи!                Запомни, это Анна Александровна, твоя учительница. И ты должна её слушать во        всём.               
        Вокруг стояли дети с огромными букетами цветов в руках, из-за которых не было видно  ни одного лица. Лидку поставили в строй  последней парой с рыженькой девочкой, у  которой всё лицо было покрыто веснушками. В Лидке всё бунтовало: « Ну, вот ещё! Учительница старая, сразу придралась: «Почему опаздываем?»  Разве может она понять, что мама очень занятой человек? Делает замечание маме при детях. Ужас! Втолкнула меня в последнюю пару, да ещё  не в первый ряд. Ничего не видно, впереди маячит  какая-то рыжая с бантами, да ещё этот дурацкий букет,  все руки от него устали».  Лидка отстранила девочку рукой и встала демонстративно вперёд. Сзади послышалось хныкание, затем плач, всё громче и громче. Это ревела рыжая. Лидка стояла не шелохнувшись, как будто всё, что творилось вокруг, её не касалось. Подошла учительница из другого класса и стала выговаривать Лиде, что она плохо себя ведёт. Взяла её за руку начала проталкивать её обратно назад. Лида молча пыхтела, всем своим маленьким телом упиралась. Чтобы не привлекать внимание, так как выступал директор школы и все уже стали оглядываться, учительница поменяла её местами с мальчиком из другого, такого же первого класса. Это он сказал:
- Можно я стану сзади, пусть она  тут стоит.
Он встал на её место, позади рыжей, уступив Лидке место в первом ряду. Рядом  хлюпала носом рыжая:
- У меня мама работает в школе, доктором. Вот. Я ей всё расскажу.
Лидка показала ей сжатый кулачок. Рыжая замолчала. Внутри всё негодовало:«Какая нудная  эта учительница, моя хоть и старая, а всё же лучше. А, рыжую подкараулю как-нибудь, если ещё будет лезти ко мне. Надо посмотреть, что за пацан мне место уступил?»
Лидка искоса взглянула назад, благодарно растягивая улыбку. Навстречу ей глянули весёлые голубые глаза, задорный, вздёрнутый нос и…  мальчишеское лицо в веснушках.
« Рыжий,- с презрением отвернулась Лидка,- Они, что, тут все рыжие? Ну и попала я! Он не просто рыжий, он огненный какой-то. Жаль, Ваньки нет, мы бы с ним посмеялись в волю.» И Лидке стало так грустно, она взглянула  на облака, они плавно передвигались по небу. «Вот бы с ними улететь!»
     После линейки первоклашек повели строем в классы. Рыжие ушли в другой класс. Мальчишка приставил ладонь к носу и помахал  Лидке, дразня её. «Он  похож на Буратино из сказки».- подумала Лида. В классе ей досталась последняя парта, на которой она сидела одна и у самой двери. «А, что если встать и уйти? Пожалуй, пора прогуляться!» Дверь в коридор была открыта, Лидка незаметно юркнула в неё и пошла по школе. Никто её не остановил. Она прошла по широкому коридору, с высочайшими потолками, заглянула в буфет и вышла из школы.
     Город  поразил  широкими улицами, большими аллеями деревьев с деревянными тротуарами. Кругом были нарядные люди, не по – деревенски одетые: женщины в узких юбках, в туфлях на шпилечках, причёски –валики. Так в деревне одевалась только её мама и Нюрка – продавщица. А здесь все. Мужики в костюмах, белых рубашках и галстуках. «В городе все, наверно, в конторах работают».-думала Лидка шагая по улице к дому. Утром, когда они шли с мамой в школу, то проходили мимо большого  сада, вдоль деревянного забора, за которым росли высокие кусты с крупными гроздьями красных ягод. Лидка не знала что это за ягоды. Мама ей пояснила, что это парк культуры и отдыха, вход в него с другой улицы, а деревья называются «бояркой» и ягоды у них съедобные. Вот туда и направилась Лидка. Она думала, что этот двух метровый забор для неё не помеха. Они с Ванькой не только заборы, но и все  деревья и крыши в деревне облазили, не такой ещё высоты.
       И в самом деле, на забор она быстро взгромоздилась, уселась на столбик и стала пробовать ягоды. Они оказались на удивление сладкими и вкусными. Лидка наслаждалась едой, смачно сплёвывая косточки вниз на тротуар. Мимо проходили прохожие, удивляясь, как это, такая маленькая девочка  залезла на такую высоту. Из школы двигались ученики. Кое - кто из старших мальчишек тоже залез на забор, весело ели боярку, перепираясь с Лидкой словами. Спрашивали, как её зовут и где она живёт. С мальчишками она всегда общалась лучше, чем с девчонками. Своим поступком она видимо заслужила их доверие.
Вдруг её окликнули. В метрах пяти по тротуару шла Лидкина мама. Её  суровый вид ничего хорошего не предвещал. Лидка решила поспешно покинуть забор и убежать. Она начала сползать с забора и повисла. Дернувшись ещё раз,  услышала треск платья. Мама подойдя к ней вплотную сняла  с забора,  крепко держа за руку. Лидка опустила глаза и увидела на своём новеньком, белом фартуке огромную дыру. Мама не успела сказать даже слова, Лидка дёрнула из всех своих сил ручонку и вырвавшись побежала домой. Сбросив школьную форму и одев, домашнее платье, она спряталась за сараями во дворе, забравшись на большой стог сена. Лидка лежала, смотрела на облака в небо и  думала: «Почему Боженька сверху не видит, что взрослые её не понимают? Почему  родители думают, что ей пора идти в школу? Вот убегу обратно в деревню. Ванька подрастёт, и мы с ним пойдём вместе в школу. С Ванькой будет лучше, веселее. Он настоящий друг, мы с ним всем  рыжим «дали бы шороху»! Хотя рыжий, вроде и ничего, место мне уступил...»
Под яркими солнечными лучами и от тяжёлого первого школьного дня Лидкино тело разомлело, и она уснула. Сквозь сон она слышала, как её звали брат с сестрой, а  с облака ей махал  рукой Ванька, за спиной которого были белые крылья. «Здорово! - восторгалась Лидка,- Спускайся ниже, и мы улетим!»
      Лидка проснулась на своей кровати, в доме. В гостиной тихо разговаривал с кем-то папа. Другой голос был незнакомый, но очень мягкий. Лидка прислушалась, говорили о ней. Она выглянула и узнала в гостье старенькую учительницу. Анна Александровна, увидев ученицу, ласково произнесла:
- Ну, иди сюда, школьница! Куда же ты подевалась? Я всю школу обошла, а тебя нигде нет? Потом уж мне сказали, что ты в другой класс попала, вместо Миши Павлова, а он к нам. Вот я и пришла к тебе, чтобы сказать, что завтра приходи в первый «А». Мы с твоим папой договорились, он завтра тебя сам приведёт.
- А где будет моя парта?- спросила Лидка.
Мама  укоризненно на неё взглянула, как бы говоря: «Ну, помолчи, хоть сейчас!»
Учительница  заулыбалась:
- А где бы ты хотела сидеть?
- У окна,- не задумываясь,  ответила Лидка.
- А почему?
- Хочу видеть облака.
- Ну, хорошо, завтра  решим, куда тебя посадить,- внимательно взглянув на неё, сказала учительница.
Папа вышел проводить Анну Александровну, и они ещё долго о чём-то разговаривали у калитки. Лидка ждала, что с ней будет «крупный разговор», как говорила бабушка, но папа  прошёл к маме, на кухню и они  весь вечер беседовали о  Лидкином  воспитании. Да, не повезло маме, «крупный разговор» произошёл с ней. Папа говорил, о том, что не нужно было девочке так долго жить в деревне, что она, значит Лидка, не подготовлена к школе, и вообще, выросла не девочка, а сорванец. Мама перепиралась с ним, тихонько плакала, в конце концов,  он успокаивал её, говоря, что это его вина.
    Наутро, Лидке опять всучили в руки букет, и она второй раз пошла в первый класс, но уже за руку с папой. У соседнего класса стоял рыжий Мишка и улыбался ей. «А он, вроде, ничего! Может мы с ним, и подружимся!»- подумала Лидка и помахала ему рукой.


Рецензии