Жизнь и гибель текстильного Титаника

 
            
Что имели - не хранили, потеряли – плачем

   В советские времена легкая промышленность была в стране отнюдь не самой передовой. Тем не менее, были предприятия, которые по технической оснащенности, производительности труда, социальной защите работников и культуре производства шокировали даже японских специалистов. Таким предприятием был Барановичский хлопчатобумажный комбинат, на котором автор отработал 29 лет. В Европе более крупного предприятия по выпуску готовых хлопчатобумажных тканей не было. И все же в СССР подобных предприятий было более десятка.
   На площади в 20 га находились 4 фабрики. Две прядильные, ткацкая и отделочная, где были заняты 12-10 тысяч человек. Суточный выпуск тканей составлял 150-200 км, которые поставлялись  кроме Союза, еще в 89 стран.  При рентабельности 5-7% комбинат имел прекрасную социальную базу. А именно: 5 столовых, 3 общежития, 25 жилых домов, 5 детсадов, 2 базы отдыха, - одна на Черном море. Санаторий, грязелечебницу, медсанчасть, 2 подшефные школы; дворец культуры; клуб детского технического творчества "Космос " и  2 спортивных зала.

   Условия труда. Для прядильщиц, ткачих, отделочников, механиков, слесарей, поммастеров и электриков, они были идеальными. Микроклимат в цехах поддерживался промышленными кондиционерами с камерами  аэронации и подогрева. Запыленность, влажность, температура и освещенность контролировались специалистами лаборатории. Круглосуточно работали медпункты и три столовых. При плохом самочувствии или получении микротравмы, дежурным фельдшером оказывалась помощь. Обязательная  20-ти минутная производственная гимнастика в средине смены. Хлеб во всех столовых  бесплатный, а в одной столовой бесплатно можно было получить комплексный завтрак и ужин. В цехах идеальная чистота, на территории - оазис из кустарников, роз и плодовых деревьев. Его обеспечивал цех зеленого хозяйства.

 Социальная защита рабочих. Со всеми работавшими на комбинате заключался бессрочный  договор трудового найма. На защите трудовых прав и свобод стояли: профком цеха, профком фабрики, профком комбината с правами райкома профсоюза, комиссия по трудовым спорам  фабрики и комбината. Во всех этих структурах  рабочих  не менее 50%. Уволить даже лодыря или пьяницу для начальника цеха было достаточно сложно. Во время профсоюзных собраний и конференций, модус представительства рабочих не мене 50%. Любые критические высказывания участника собрания или делегата конференции, заносились в протокол, и на следующем собрании давался ответ, о принятых мерах. Особенно ответственно администрация относилась к конференции по принятию нового коллективного договора. Обычно там были: министр или зам, губернатор области, мэр, города, не говоря уже о партай геноссах. Среди делегатов-рабочих находились довольно эрудированные и грамотные, которые позволяли себе указать на недостатки в работе генеральному директору, губернатору, секретарю горкома или обкома.  О гонениях за критику не могло быть и речи. 
Технический прогресс и модернизация. С ноября 1963 комбинат возглавлял Георгий Цапаев. Прошедший с 41-го по 45-ый ВОВ, он и производственную «лестницу» прошел  от поммастера до генерального директора. Особенность характера Цапаева – это никогда не прекращающаяся  жажда новизны и создание достаточно комфортных условий жизни для работников комбината. Особенным вниманием пользовались ветераны ВОВ, дети и школьники. Цапаев считал, что  без постоянной модернизации и обновления, технического прогресса нет. Не успели отработать пятилетку кольцепрядильные машины, а уже составлялся план замены их на безверетенные, пневматические. Самодвижущиеся стульчики для мотальщиц и прядильщиц, цепные и подвесные конвейеры, роботы манипуляторы, промышленное телевидение. Через 15 лет   4000 ткацких станков АТ-120, которые имели высокий уровень шума и низкую производительность, были заменены на СТБ-120180. Станки малошумящие, бесчелночные с высокой производительностью, кстати, выпускало оборонное предприятие. О новинках можно говорить бесконечно. Главное, в то время, благодаря неоконченной косыгинской реформе, комбинат имел большую самостоятельность.

  Технический прогресс на комбинате осуществлялся по следующим направлениям.
- Техническое перевооружение – это когда, заменялось оборудование всего цеха. Обычно это направление финансировалось кредитованием из госбюджета.
- Техническая модернизация. Замена одиночных  машин и линий, средств механизации и автоматизации,  энергетического, испытательного и лабораторного оборудования. Финансирование осуществлялось за счет прибыли комбината.
-  Изобретательская и рационализаторская деятельность рабочих и инженерно-технических работников. Внедрение инноваций из родственных и зарубежных предприятий, а так же технических изданий. Изобретательской и рационализаторской деятельностью на комбинате занимались 2537 рабочих и ИТР. На это направление технического прогресса администрация ежегодно тратила  от 120 до 230 миллионов рублей. Руководство и координацию осуществляли специальные отделы – БРИЗ и БТИ. Ежегодно выпускались тематические сборники с «указанием узких мест» и предполагаемый экономический эффект на каждую разработку.   Молодым рационализаторам выплачивались премии за 1-ое, 10-ое и 100-ое предложение. К примеру, в цеху КИПиА из 60 работающих  52 занимались техническим творчеством.

   На комбинате работали линии и машины из  Японии, ФРГ, ГДР, Франции, Румынии, Англии и даже США. Оборудование и приборы разрешалось закупать только в том случае, если в Союзе такое оборудования не выпускалось. Если на нашем комбинате появлялась импортная машина или линия, можно было быть уверенным, что максимум через 5 лет, подобная будет выпускаться в Союзе. Посещение родственных предприятий, отраслевых и тематических выставок, являлось одним из катализаторов технического прогресса на предприятии.  Генеральный директор и я имели допуск на предприятия особой государственной важности. Поэтому все, что разрешалось, из оборонки тащили на комбинат. С 70-х на  предприятиях оборонки были созданы склады неликвидов и изоляторы брака. К примеру, гидростанция французского каландра  стоила 40 000 уешек, а самолетная от «сушки» 14000, в восемь раз легче и в10 раз надежнее. 

   В 1979 году  трое японских специалистов два месяца осуществляли шефмонтаж отделочного оборудования фирмы «Киотомашинери». Главный инженер Кураяма,  гл.  механик Ибараки и механик Кавасима под впечатлением западной пропаганды ожидали увидеть допотопное оборудование и текстильщиков в лаптях. В первый же день работы на комбинате,  они были просто ошарашены увиденным. Первое, что их поразило, так это функциональная музыка, физкультпауза, чистота в цехах и настоящий оазис на территории. Дальше,  больше. Придя в лаборатории цеха КИПиА, они увидели советские современные поверочные установки, приборы, а слесари и наладчики работали в белых халатах. Приборный «парк» составлял 15130 единиц.  Удивленно показывая на гидропресса, разрывные машины, климатические камеры спрашивали: «Русска»? Второе слово их словарного запаса было: «Добро»! Когда же их регуляторы не прошли государственную поверку из-за высокой погрешности, Кураяма перестал задавать вопрос «русско». В отделочной фабрике 8 лет работала красильная линия фирмы «Сандо». За эти годы линия непрерывно  подвергалась модернизации, но использовались не японскими узлы и детали, а советские. И когда Курояма увидел линию, он несколько часов писал в блокнот иероглифы. Кстати у него было 10 патентов и более 100 рацпредложений.

                Социальные конфликты
 За 30 лет работы комбината, неужели не было на предприятии противостояний, забастовок, протестов? Генеральный часто говорил: « Ничего не боюсь, кроме забастовки, пожара - из хлопка делают порох и несчастного случая со смертельным исходом». И все же в декабре 1969 года забастовала ночная смена четвертого ткацкого цеха. Остановились 1000 ткацких станков. Причина забастовки – неправильное начисление зарплаты за работу в ночное время. В четыре часа утра генеральный директор вместе с Первым секретарем горкома парии Юрием Аджимамедовым были в фабрике. Забастовавшую смену пригласили в зал заседаний на переговоры. Выслушав претензии рабочих, генеральный признал их справедливыми, твердо пообещал разобраться с начальником  отдела труда и зарплаты фабрики. Одновременно сделал упрек, прежде чем останавливать станки, нужно было придти представителям к нему в кабинет и изложить суть требований. В шесть утра все станки фабрики работали. А утром был издан приказ о снятии с должности начальника ОТиЗ и объявлены дисциплинарные взыскания  руководству фабрики. Вечером того же дня, радио «Свобода» в программе на БССР, объявило о «забастовке» и ожидаемых репрессиях к бастующим. Благодаря тесному взаимодействию профкома и администрации комбината все трудовые конфликты решались мирно безо всяких забастовок до 1995 года. Сначала гласность, а затем «перестройка»  заставили комбинат «затрястись», а потом и «утонуть».
 
          Фонды общественного потребления
 Спустя 25 лет в сознании не укладывается, как при 4-7% рентабельности были такими огромными средства общественного потребления. Штаты ЖКО, дома культуры, баз отдыха, спортзалов, клуба детского технического творчества и все за счет прибыли. Комбинат строил жилье и бесплатно давал его рабочим и ИТР. В 1972 году была построена базовая средняя школа № 6 на 1200 учащихся. По техническому оснащении школа была лучшей в мире. О кабельном телевидении мечтали только военные учебные заведения, а в этой школе в каждую аудиторию можно было подавать видеозапись по любой учебной программе. Был специально разработан и установлен центральный пульт управления техническими средствами обучения. Каждый второй работающий на комбинате имел возможность отдохнуть толи по путевке за 30% стоимости, толи в собственной базе отдыха за 2-50 в сутки. При болезни, работнику, оказывалась денежная помощь по линии профкома фабрики, комбината. При тяжелом материальном положении директор имел право по ходатайству профкома, оказать помощь в размере 2-х среднемесячных зарплат. С 1980 года комбинат  предоставлял беспроцентный  кредит на покупку машины, ремонта или газификации дома. Оплата за жилье: 2-х комнатная квартира -11-00 – 12-50 за все услуги (вода, газ, свет), 3-х комнатная – 14 – 16 рублей. Оплата за детский сад и ясли – 8 рублей в месяц. За проживание в 2-х местной комнате общежития – 2-50. В год 65 –летия Победы российские власти со скрипом, но с шумной помпой обеспечивали оставшихся в живых ветеранов благоустроенным жильем. Какой позор! В год 20-ти летия Победы на комбинате работали 152 ветерана. В этот же 1965 год специальная комиссия обследовала жилищные условия всех ветеранов. В не благоустроенных жилищах проживали 32 ветерана, естественно с семьями. К 1967году все они были обеспечены благоустроенными квартирами. В то время самому молодому ветерану – сыну полка было 37, а самому «старому»51. Вот какой была истинная забота о тех, кто спасал мир от фашизма.

          Заработная плата и жизненный  уровень
Самая высокая заработная плата среди рабочих была у поммастеров ткацкой фабрики до 350 рублей в месяц, а самая низкая у уборщиков производственных помещений – 150 рублей. Начальник цеха имел 300 -350, мастера в пределах 200-300, директор фабрики – 400, генеральный директор имел 550- 600 рублей. Характерная особенность: вознаграждения, получаемые за изобретательство и рационализацию, никакими налогами не облагались, с них даже не платились проф и парт взносы. Заработная плата  выплачивалась два раза в месяц – 5-7 и 20-21(аванс).

          Предвестники гибели текстильного Титаника.

В спешном порядке 11 марта 1985 года Генеральным Секретарем ЦК КПСС избирается Михаил Горбачев.

   Георгий Цапаев – генеральный директор комбината, кроме таланта организатора и руководителя, имел еще некий дар предвидения.  Уже 15 марта в своем домашнем кабинете, при мне, он внимательно анализирует биографию нового Генсека.
  - Не понятно мне Его продвижение. За два дня работы на комбайне, 16- ти летнего ребенка  награждать Орденом Трудового Красного Знамени? Интересно, кто составлял и подписывал наградные документы? Кто их  рассматривал в Президиуме ВС? Ведь этот орден открывал дорогу Мише  прямиком «наверх».
  Вдруг вскакивает и почти кричит:
   - Смотри! Он же «меченый»!   И тычет пальцем в метку на голове Горбачева:
   - Михаил – меченый. В ранней юности  бабушка читала мне, кажется, пророка Даниила. Там было сказано о царе «Михаиле меченом». Все,  поговорили и забыли…
  Цапаев резко обрывает беседу, подходит к бару, наливает грамм 50 коньяка, выпивает и протягивает мне руку… 

  Горбачевская  «перестройка», гласность и разрядка, 1985 год. Зашевелилось всякое отребье: националисты, лодыри, пьяницы, тунеядцы, «униженные» и «обиженные». Создаются фронты, союзы и  суполки. Проанализировав «перестройку» Георгий Цапаев в сердцах  произнес свой последний вердикт: «Меня уже не будет, вспомни потом мои слова. «Перестройка» закончится перестрелками и разгромом СССР. Горбачев – враг СССР»!   Признаться, от слов Цапаева у меня по коже пробежал мороз. Промелькнула нехорошая мысль: - у генерального полный кавардак в голове». И это произносить,  когда комбинат находится в зените славы. По итогам работы за год комбинат был награжден переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС и ВЦСПС. Премии, почести и поздравления.
 
    Начало 1986 года, ознаменовалось включением «рыночных отношений». Наряды на реализацию тканей и текстильных изделий начали выдаваться в те районы, где их был избыток. Это мотивировалось необходимостью создания конкуренции. В то же время районы Сибири и Дальнего востока испытывали острейший дефицит в текстиле. На комбинате образуется «затоваривание» - миллионы метров тканей и изделий из них, скапливаются на складах. Цапаев  входит в Правительство Союза, с просьбой о свободной реализации продукции комбината. Разрешение было дано, но время упущено.

  Горбачев же и К*продолжали вакханалию разрушения промышленности СССР.  При посещении Горьковского автозавода, в отношении руководителей предприятий, Горбачев заявляет: --Вы давите ИХ с низу, мы будем ИХ давить с верху». Утверждается  выборная система руководителей предприятий, вплоть до начальников цехов. Появляется предписание об избрании на предприятиях СТК (советов трудовых коллективов). Промышленность СССР стала походить большой сумасшедший дом: митинги, выборы, собрания и конференции.

              Уберите капитана -- Титаник сам утонет

 В ноябре 1986 года областная «Заря» и республиканская «Звязда» наносят в один и тот же день «смертельный» удар по Георгию Цапаеву. «Заря» в фельетоне мешает его с грязью, как руководителя, а «Звязда», как никчемного коммуниста. Цель была достигнута. В тот же день Цапаев слег в больницу с гипертоническим кризом, а 10 января 1987 года ушел из жизни. Как велся «распил» и «раздрай» комбината тема отдельного повествования. Президент РБ  Александр Лукашенко несколько раз посещал комбинат, спасая его полного утопления. Сейчас это  уже «объединение», дрейфует в капиталистическом рынке. Да, и не забывает умерших пенсионеров, оказывая помощь на поребение в 2000 руб.ру.

  12.02.2016 года





 
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.