История. Театр и кино в Бийске

Году Кино в России посвящается.

Когда заговорил Великий Немой

  Кино никогда не было принципиально немым. Вначале существования кинематографа были распространены кинодекламации: артисты читали текст, скрывшись за экраном. Фильмы с первых же сеансов сопровождались музыкой, исполняемой пианистами-таперами, ансамблями, оркестрами. Да и слово, речь присутствовали в немых фильмах в виде титров-надписей. В 1928 году американское кино решительно перестраивается на звук. Режиссер Рене Клер писал тогда: "Звуковое кино - это страшное чудовище... экран превратится в жалкий театр". Но спустя два года он снимает первый звуковой фильм "Под крышами Парижа", прославивший его в веках.

   А мы предлагаем вам, дорогие читатели, на мгновение оказаться сначала в девятнадцатом, а потом - в двадцатом столетии и стать свидетелями приобщения бийчан к искусству театра и кино.
   По данным 1825 года, в городе Бийске Алтайского края действовало два рынка, а на их территории - театральные балаганы. Причем в 1847 году их было уже четыре, а в 1851 - семь. Каждый балаган представлял свою разновидность представлений: в одном из них зрители могли увидеть драматические постановки, в другом - музыкальные, давались и цирковые шоу. Со временем отдача городских земель под ярмарочные балаганы становится доходной статьей бюджета.
  По свидетельству историков, театральная жизнь в Бийске началась в 1887 году, когда живший в городе на "вечном поселении" по решению Петербургского военно-окружного суда тридцатилетний народоволец Л.П.Ешин организовал театральную труппу и ставил пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского. Актеры под руководством этого высокообразованного и культурного человека работали на профессиональной основе, и поэтому началом Бийского театра можно считать этот временной период.
  Позднее театральные труппы исчезали и создавались, но театральное искусство все более становилось достоянием передовой общественности. Залы со сценами появились в катехизаторском училище, мужской и женской гимназиях, в Доме купца Васенева и в Доме купеческого собрания.
  Бийское благотворительное общество только в 1894 году израсходовало на устройство увеселительных мероприятий 87 рублей 52 копейки. В те времена на такие деньги можно было содержать театральную труппу. А уже с 1908 года в Доме купеческого собрания постоянно действовала драматическая труппа. Известно, что в начале двадцатого века в Бийске гастролировали артисты разных жанров, в том числе из Малого театра и коллектив под руководством В.Ф.Комиссаржевской.
  Полицейский исправник Бийского уезда  В.Штейнфельд утверждал, что в те годы немногие города Сибири имели театральную труппу. Возникла необходимость строительства в городе специального здания для театра.Городская Дума согласилась с проектом А.Копылова (наследника большого купеческого состояния, который предложил на постройку здания Народного дома 100 тысяч рублей). В постановлении от 14 января 1913 года говорится: "Народный дом должен быть одним из лучших зданий города... вместе с тем и городским театром". Постройка здания Народного дома в 1916 году была завершена, и здесь постоянно начала работать театральная труппа.
  Еще в конце девятнадцатого века на бийских ярмарочных аттракционах можно было увидеть "живые фотографии" - крошечные киноленты на несколько минут экранного времени. Они, конечно, приводили многих в восторг и большое изумление. Консервативная же часть населения тех лет считала кинематограф пустым, никому не нужным и даже вредным развлечением. В городе не разрешалось открывать кинотеатры вблизи церквей и часовен.
  В столичном журнале "Театр и искусство" за 1906 год есть корреспонденция из Бийска. В ней мы читаем: "Наш город малотеатральный. У нас есть собрание (ужасно скверное), где имеется небольшая сцена и никуда негодная декорация. В этом собрании даются спектакли. Большею частью играют любители, потому что актеры боятся заезжать к нам. В нынешний зимний сезон приехала малороссийская труппа под управлением В.Ф.Волынского... Затем приехал электробиограф, дал три сеанса и уехал, взяв почти все полные сборы... Затем приехали лилипуты, поставили один спектакль, построили балаган и играют в нем до сих пор..."
  По примеру лилипутов стали строить балаганы или, вернее, сараи заезжие кинопредприниматели, громко именовавшие себя электробиографами. А первые кинотеатры называли еще синематографами или иллюзионами. Но организация подобных театриков была тогда делом нелегким. Гонения на кинотеатры поддерживали и пожарные.
  В 1906 году разрешено было открыть первый киносарай только в заречной части Бийска, на теперешней Краснооктябрьской улице, в районе тогдашней паромной переправы. Жителей за рекой тогда было мало, и предприниматель,
 разумеется, прогорел. В 1907 году этот балаган переместился в центр города и стал называться "Каскад". А в 1908 году был построен деревянный кинотеатр "Косморама". Он находился на том месте, где сейчас вход в городской сад. Существовал и возрастной ценз. "Живые картинки" показывались бийчанам от 25 лет. Кинотеатр "Фоторама" находился рядом, около типографии в переулке.
 Как рассказывали очевидцы, программа кинотеатров тех лет была сборной. Вначале - всегда так называемая "комическая" часть, где показывали фильмы с участием артистов немого кино. В России, например, тогда героем коротких эксцентричных комедий был незадачливый Глупышкин, а во Франции - щеголеватый красавец Макс Линдер. Затем демонстрировались "сильная драма" в трех или четырех частях, "видовая" картинка, кинохроника. Заканчивался сеанс рекламными роликами. Впрочем, тогда понятие "сеанс" было относительным. После каждой части устраивался антракт (перематывалась кинопленка) и зрителей на время выпускали из зала. "Косморама" просуществовала долго, до 1930 года. Фасад ее, выходивший на теперешний Мопровский переулок, можно увидеть на открытке, репродукция с которой имеется в фондах Бийского краеведческого музея.
  14 февраля 1913 года открылся народный электротеатр "Мир". Он помещался на другой стороны улицы напротив "Косморамы". Билеты в "Мире" были намного дешевле, репертуар чуть получше (шли, например, киноинсценировки классических произведений. Изредка для учащихся проводились сеансы "просветительского кинематографа".
  В обоих кинотеатрах показывали так называемые "уголовные" или "великосветские" драмы, "пикантные фарсы". Листая сохранившиеся в городском музее программки первых кинотеатров, можно найти интересные свидетельства пристрастий кинематографистов тех лет. А безусловными кумирами публики были тогда актеры российского немого кино импозантный Иван Мозжухин и неподражаемая Вера Холодная.
  В марте 1918 года бийский Совдеп национализировал "Мир" и "Космораму" и установил контроль над репертуаром. Известно, что в двадцатых годах прошлого века бийчане смогли посмотреть киноленты советского периода: "Красные дъяволята" и "Броненосец Потемкин". "Великий немой" кинематограф стал звуковым для жителей Бийска лишь в 1932 году. Бийчане увидели фильм "Путевка в жизнь". Он демонстрировался около месяца, и зал неизменно был переполнен.

(Очерк подготовлен по материалам Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки)

Фото Бийского драматического театра - из Интернета


Рецензии