К Поясу Богородицы или первые уроки паломничества

Осень 2011 года                Москва, Крымская набережная               

       Последние дни ноября – скоро зима и хотя календарная осень еще идет, но холодное дыхание зимы уже вплотную приблизилось к нам, людям, собравшимся вместе в великую и бесконечную вереницу, целью которой была Святыня – Пояс Пресвятой Богородицы.
       Она привезена в Россию монахами монастыря Ватопед со Святой Горы Афон впервые за  две тысячи лет. Ковчег с поясом побывал в нескольких российских городах, но вот, теперь Он в Москве. 
       Христиане,  следившие  за перемещением по стране Святыни, во множестве стекались к ней, стремясь  взглянуть  на неё и поклониться. Много Благодати получают люди от этой Святыни – от Самой Богородицы. Этот пояс Она сплела своими руками и носила его всю свою жизнь и, когда носила под сердцем Своего Сына, Иисуса Христа, и когда кормила его своим молоком и Богомладенец касался его своими пречистыми руками и тогда, когда, в страшном горе снимала Своего Сына с Креста и хоронила Его. Он опоясывал Богородицу всю ее жизнь и хранит Ее чистоту и бесконечную любовь к нам, людям.


        Это был мой первый опыт паломничества. 
        Часто слушая в новостях о том, что в тот или иной Храм привезли Святыню, я воспринимала это спокойно, просто принимала это к вниманию и не более того. Но к известию о прибытии Честного Пояса Богородицы, во мне, словно включился некий тумблер и в душе затеплился огонек, поддерживаемый неведомой мне силой. И где-то в сознании зародилась мысль – «Я должна быть там». 
        Конечно, я понимала, что это будет нелегко и надо стоять в очереди, как в Пушкинский музей или, как раньше, в дни моего детства, стояли в мавзолей на Красной площади. Но это, почему-то, меня совсем не пугало. Была во мне некая уверенность и не прошла даже когда я узнала, что люди стояли по 10 часов.  Ничего, думала я, прорвемся!  Только надо будет выбрать день, когда схлынет народ и можно будет быстрее пройти очередь. Но тут мне позвонила подруга из «Моего Мира» и предложила присоединиться к ней, что бы пойти вместе. Я, сразу согласилась…

      И вот в 8 часов утра 22 ноября – мы вышли из метро Фрунзенская  и отправились искать «хвост» очереди к храму. Еще было совсем темно, люди неслись на работу, указателей никаких нет, спросить не у кого и мы приставали, то к одному, то к другому, и в ответ они пожимали плечами и мотали головой и единственное, что мы почерпнули, так  это то, в каком направлении идти к набережной.  Мы отправились туда, куда показал нам очередной прохожий.  Через 15 минут мы увидели набережную Москва-реки.  Ураааа! Быстро нашли очередь и пристроились в «хвост».
 
      Ощущение удовлетворения не покидало нас довольно долго, потому что мы двигались очень интенсивно и, считали, что при таком темпе к Храму мы подойдем к обеду, ну, в крайнем случае, чуть позже. Люди много говорили, рассказывали, кто и откуда приехал, где они остановились и наше общение было легким и веселым и немного напоминало мне первомайскую демонстрация, участником которой я часто бывала в советское время.
 
      Но через пару-тройку часов мы здорово поубавили скорость передвижения и вскоре просто встали. Стоять приходилось по 30-40 минут на одном месте вплотную друг к другу и топтаться на одном месте, чтобы не примерзнуть ногами к асфальту.  А люди все подходили и подходили к «хвосту» очереди и мы на себе чувствовали давление массы людей, таких же, как мы. Но мы еще крепились и не падали духом, считая, что это просто заминка в движении и разговоры  продолжались, но они уже были другими. Примерно такие: что за безобразие, почему стоим, когда пойдем и что за причина такого стояния?
 
      Среди нас было много пожилых людей и даже детишки, приехавшие вместе с родителями из многих мест центральной России. Для них такое стояние было особенно тяжелым.  Соседи старались, как то поддержать их, пропускали их вперед себя, чем-то помогали и развлекали детишек, понимая, как им тяжело.  А время шло!
 
      Но  вот первый «шлюз» был открыт. Люди понеслись, сломя голову, обгоняя один другого, в первое замкнутое пространство между ограждениями, в котором были туалеты, теплые автобусы, двигатели которых не выключались, создавая внутри себя комфортное тепло и палатки с горячими напитками и едой.  Это было, по сути, - место для передышки, подготовка нас для следующего броска.
       
      Но броска нет и нет и снова час ожидания! Люди понимают, что что-то идет не так! И к обеду, как мы  раньше рассчитывали, вряд ли попадем к заветной цели.  А ГЛАВНОЕ – ЧТО ПРОИСХОДИТ?  Никакой информации нет!  Пристаем с вопросами  к полицейским, а они сами ничего не знают и говорят – «Приказа пока не поступало, что бы пропустить очередную группу паломников. Получим приказ - пропустим». В общем – полный тупик!
 
      Многие уже решают выйти за ограждения и их выпускают на все четыре стороны.  У нас с подругой такого желания нет – мы ждем и двигаемся дальше. И таких переходов со стоянием в течение часа было много – не сосчитать.

      Крымский мост маячит перед нами уже 10 часов и приближается к нам со скоростью черепахи. Но пока светло,  люди еще надеются на хороший рывок и,  даже промозглый ветер от Москвы-реки не устрашал нас, а только заставлял укутаться плотнее в то, что было взято с собой.

      Но вот наваливается  темнота, зажигаются фонари, освещая  огнями всю набережную и мосты, кругом красота, а мы все еще на том же месте – храм  от нас  очень далеко, его не видно совсем, но зато изваяние Церителли - корабль, под командованием Петра I, виден отовсюду и он нам сильно поднадоел.
 

      Люди стали возмущаться  организацией такого масштабного мероприятия.  Уже в полный голос звучат проклятия городским властям и правителям,  да и мэру Москвы только что избранному досталось.  Дескать, они там дома сидят в тепле, и может это из-за них, таких важных персон, храм не работает, а нас держат тут, на холоде. Некоторые люди, задубевшие от холода, усталости и полной не информированности роптали уже не только на власти, но и на сам храм, который не обеспечил проходимость такого количества людей.

      Поселился в нас дух какой-то безвыходности. В 20 часов вечера, ровно через пол суток, мы поняли, что не пройдем и к полуночи, а это значит, что в метро мы уже не успеваем. Ноги у нас у  обеих сводило от холода, они ныли, ломили и распухли от долгого стояния. Мы решили, пусть мы пропустим свою группу, с которой шли все это время, но должны отогреться и отдохнуть в автобусе – иначе не выстоять! Так мы понемногу стали приходить в себя. Тогда нам казалось, что еще чуть-чуть, и мы сломаемся, но эти передышки давали нам шанс дойти.

      Я удивлялась поведению пожилых женщин – многие спотыкались, падали под ноги других от усталости, но им помогали встать и они снова безропотно шли дальше к Храму. Со мной рядом стояла женщина, явно не москвичка, покрытая простым легким  платочком, это в ноябре то, в легком пальтеце и тихо шептала молитву Богородице. Она ничего не видела вокруг, она молилась! Очень надеюсь, что она дошла!  Я так, как она, не умею!   

      Мне, на сотовый, все время, звонили мои дети и предлагали свою помощь, но я отказывалась от их предложений и оставалась на своем месте. Но самое большое искушение в том, чтобы мне выйти из «игры» было в первом часу ночи. Позвонил мой сын.  Он говорил со мной очень строгим голосом и настаивал на том, чтобы я приняла его помощь в доставке меня домой, потому что в доме никто не спит.  Все переживают за меня, как я там стою в ночи и на холоде и, что я, больная пожилая женщина, могу не выдержать такого испытания, а  лечение будет тяжелым и дорогим.
 
      Я выслушала его. Мне было приятно слышать его голос и чувствовать неподдельную заботу обо мне, но тогда, ничего не решив, я сказала, что в случае чего, я перезвоню ему. Он сказал, что будет на связи и отключился. На том мы и порешили. Во мне шла борьба – пойти на поводу у детей или нет (мне их было очень жалко, зная, что они действительно все не спят). Мы в это время сидели в автобусе и грели свои застывшие члены. Взглянув на бледное, уставшее лицо подруги, зная ее состояние  здоровья, я решила пересказать ей содержание разговора с сыном и о его предложении  помощи нам  для возвращения домой.
   
      Когда она выслушала меня, то, подумав, спокойно сказала - «Ниночка, если мы уйдем сейчас, после стольких часов испытаний, мы никогда не простим себе этого. Нас отделяет от Храма и Святыни всего каких-то несколько часов,  другого шанса у нас уже не будет, потому что мы выложили все свои силы сегодня. Мы уже не сможет этого повторить. Но если мы уйдем – мы уйдем опустошенными. Давай идти до конца, чего бы это нам не стоило». 

      Боже!!!  Мне так стало легко! В глубине души я очень хотела услышать именно эти слова!               
      Все встало на свое место! Я почувствовала  крепкую поддержку подруги, когда  в последний момент, меня, поддавшуюся  великому искушению оказаться рядом со своими детьми, не спящими из-за меня и, которым завтра идти на работу, окунуться в тепло, вытянуться в чистой и удобной постели. Она смогла  укрепить  и убедить  меня выбросить из головы все пустое, сиюминутное, могущее подождать и сделать то, ради чего мы сюда пришли. 

      Спасибо Тебе, Господи!  Как хорошо, что Ты даешь шанс встретить в жизни человека, который может вот так поддержать тебя!

 
      И мы ВЫСТОЯЛИ! В буквальном смысле. С этого момента нас, словно какой-то волной, понесло к Храму!

      Мы продвигались так быстро, что замерзать уже было некогда.  Словно открывались перед нами все «шлюзы-преграждения». Мы в последние три часа преодолели путь, пройденный нами ранее за 18 часов черепашьего шага.  Мы только слышали предупредительные голоса полиции – «Осторожно, смотрите под ноги, не упадите»! 

      А нас уже несло к куполам Храма Христа Спасителя, открывавшемуся нашему взору. Такому прекрасному и величественному в своей чистоте на фоне ночи. Он был  похож на огромную горящую свечу, устремленную  в ночное небо и сам наполненный  огнем многочисленных  маленьких свечей. Этот свет манил нас к себе, он лился отовсюду, из каждого окна, из распахнутых дверей  храма.

      Сердце словно замерло, оно желало этой встречи, но еще не могло вместить в себя значение того, что происходит в данный момент.

 
      Было уже утро, пятый час начал свой круг на часах, когда  мы подошли вплотную к дверям храма. Повторяя про себя молитву «Богородице, Дево, радуйся…» (другие молитвы к Богородице почему-то все вылетели из головы) я уже не видела ничего вокруг. Нас передавали из рук в руки, уже по определенному маршруту внутри храма, а мы, словно малые дети, послушно протягивали руки к ним, доверившись им во всем – здесь не обманут – здесь нас встречает Богородица Ходатаица и Молитвенница за всех нас, христиан и Сын Ее Иисус Христос!


      В центре стояло много священников, читался Акафист Пресвятой Богородице, люди, находившиеся на чтении Акафиста, стояли на коленях в земном поклоне, мы же подошли к Святыне. Из-за огромного стечения народа нас благословили только на то, чтобы только коснуться ладонью к Поясу, на то, чтобы приложиться к Святыне не было времени, вереница паломников не прерывалась ни на минуту и, как ручеек омывает островок, так мы проходили с обеих сторон ковчега. Каждому давали конвертики с поясками,  приложенными к Святому Поясу Богородицы, и теперь уже эти пояски будут беречь нас от бед и болезней по великой милости Божией. 


     Оглушенные всем происходящим мы вышли из храма. До нас донеслись слова, что всех желающих развозят до вокзалов, ведь многие приехали сюда издалека. Мы тоже воспользовались таким автобусом и доехали до Курского вокзала, где и разошлись с подругой. Она пошла к метро, которое через полчаса открывалось, а за мной приехали дочь и внук на машине, забрав меня из зала ожидания и доставив домой. По дороге было много вопросов и недоумения, что я смогла выдержать почти сутки на холоде, а мне было так хорошо, от того что они рядом и что в кармашке моей сумочки лежит частичка Святейшего подарка - Самой Богородицы – ЧУДА, доставшегося мне с таким трудом. Приехав  домой, я убедилась, что действительно все мои домочадцы не спали всю ночь, но никто меня не упрекал –  они поняли, что для меня эти сутки значили очень много.

      Напоследок, хочется заметить вот что! 

      Люди, пришедшие приложиться к Поясу Богородицы, были такими разными.  Одни, приходят из-за любопытства, а увидев такие препятствия, быстро теряют интерес и выходят «на волю»,  другие, не рассчитав свои силы вынуждены были тоже уйти, третьи не могут оставить свои ежедневные житейские заботы и возвращаются к ним, не завершив начатое, некоторые, а таких мало, уловками и хитростью хотят достичь желаемого (делают все, чтобы обогнать любыми путями честно стоящих людей), но я думаю, что они все равно ушли ни с чем, а если и подошли к Святыне, то  таким (мягко скажем – не честным стоянием) Благодати ждать придется долго, и то, если только после покаяния.
   
      Но в основной свое массе - паломники, пришли осознанно поклониться и припасть к Святыне и они претерпели за эти 22 часа множество испытаний: холод, неизвестность, ропот, возмущение, падения, боль, соблазн поддаться панике и уйти, но все равно, внутренний стержень Веры держал их на плаву, не дал потонуть  в жалости к себе любимому. Легче было тем, кто был в группах или с друзьями, там всегда поддержат и помогут в трудную минуту. А вот паломникам-одиночкам было тяжелее всех. Но тем, кто прошел  - поклон от всей души!

     И наконец, последнее.

     К вечеру этого дня мы узнали причину нашего долгого стояния без всякого движения.  К храму съехалось такое немыслимое количество автобусов с паломниками со всех сторон нашей Родины, а также ближнего зарубежья, которые без согласования перенесли поездку с дней, для них расписанных по определенному графику, на этот день, тем самым, создав угрозу полного затора на близлежащих к храму улицах, и для того, чтобы разгрузить этот поток, храм был вынужден пропускать сначала их и тем самым предотвратить полный автомобильный коллапс.  Они, приехавшие с комфортом, пробегали сквозь храм стремительно – их ждали автобусы, запрудившие собой все близлежащие улицы, а мы, так долго шедшие к своей цели, столько выстрадавшие, но окрепшие в своей вере, навсегда сохраним в своей памяти весь этот день – день встречи со Святыней!!!!

 
     Теперь, когда прошло трое суток после всех этих событий, я поняла, что мэрия Москвы, сделала все, от нее зависящее, чтобы при всей  драматичности событий и погодных условий, надвигающейся зимы, мы, христиане, смогли пройти эту дорогу к Храму, припасть к Поясу Пресвятой Богородицы и почувствовать всей своей душой  то, что ВЕРА дает нам радость, которая  не сравнится  ни с чем…

    Москва. Ночь на 26 ноября 2011 года – завтра Святыня покидает Россию.


Рецензии
Какая же Вы молодец, что рассказали об ЭТОМ.
В самом деле это испытание было не из лёгких
Но в жизни происходит только раз.
Душевного Вам равновесия, Ниночка.
Храни Вас Бог.

Галина Преториус   11.05.2016 23:43     Заявить о нарушении