Из записок о нашей семье. Ляпины, главы 21-25
Старшая дочь Николая и Ефросиньи Ляпиных Ксения родилась в 1905 году. Ей было 14 лет, когда отец ушёл в неизвестность, и на её долю выпали все тяготы послереволюционной жизни.
До 1918 года Ксения училась в гимназии. “ Отец хотел учить всех своих детей, но Ксении отводил особую роль. Он мечтал открыть собственный обувной магазин, где бы Ксения вела финансовые дела, как он говорил “сидела бы за кассой”. - вспоминала наша мама, младшая сестра Ксении.
Ксения любила читать, хорошо шила и вязала, а вышивала гладью и особенно ришелье так, что трудно было поверить, что перед вами ручная работа, а не машинная. Моя младшая сестра Светлана рассказывала, какой восторг вызывали подшорники для окон, выполненные Ксенией. Во время войны она по поручению тёти разносила эти подшорники по домам заказчиц.
Небольшого роста, большеглазая, с высоким открытым лбом, прямым носом и слегка сжатыми тонкими губами, она, казалось, была закрыта для лёгкого общения даже с родственниками. Серьёзная и умная она была непререкаемым авторитетом для сестры и братьев.
Революция изменила жизнь родителей и внесла много трагического в судьбу этой девочки. Ксения стойко переносила удары судьбы, но душу свою никогда никому не раскрывала. В юности она пережила большую любовь. Сын мясного торговца Саша Александров был пылко в неё влюблён, и она отвечала на его чувство. Тайно от родителей молодые люди дали друг другу клятву никогда не расставаться. Но наступило время НЭПа, власть денег и богатства вернулись. Родители Саши сосватали ему невесту по своему разумению - дочь богатого нэпмана. Ксения же в это время вместе с матерью боролась за выживание семьи, спасала младших братьев и сестру от голода. Как безутешна она была в своём горе, когда узнала, что назначена свадьба, как бегала на речку Чаган встречаться с любимым, и как окаменело её сердце после того, как парня женили.
Вскоре к Ксении посватался Пётр Соколов, сын обедневших уральских господ. Пётр был образован и очень хорош собою. Высокий, с густой копной курчавых волос, он выделялся своей осанкой и породистостью. Один из его братьев когда-то служил в Царской Армии, а другой, Константин, был регентом Спаса–Преображенского собора, хор которого был лучшим из хоров четырнадцати церквей, действующих в то время в городе.
Ксении было всё равно за кого выходить замуж, и она дала своё согласие стать женой Петра Соколова. Молодые поселились во дворе Ляпиных в «палатке», но жизнь их не заладилась с самого начала. Высокий красавец, каким был Пётр, не составил счастья Ксении. Он был во многом противоположностью своей серьёзной жены. Пётр воспринимал жизнь легко и просто, любил веселье, застолье, людей. Он замечательно играл на струнных инструментах и мало обращал внимания на недовольства своей жены. Легкомысленный и простодушный, Петр слыл среди родных человеком с “простинкой”.
В двадцатые годы прошлого столетия в моде были вечера "на дому". Парни на общие деньги арендовали (снимали) дом, нанимали двух-трёх музыкантов, приглашали девушек и устраивали танцевальный вечер. Пётр обучил братьев Ксении игре на гитаре и мандолине и нередко вместе с ними играл на таких вечерах. Ксения не разделяла увлечения мужа и на вечера никогда не ходила.
Брат Петра Константин любил устраивать застолья для служителей церкви в доме Ксении и Петра. “Бывало попы, уже разгорячённые спиртным возлиянием, засунут полы своих ряс в сапоги и, айда отплясывать с девицами из хора “, - вспоминала наша мама. Для Ксении всё это было чуждо, она иронично воспринимала поведение мужа и его брата.
Когда Пётр стал работать в УГРО (Уголовный розыск), в семье Соколовых появился достаток. Молодые стали приобретать мебель, одежду и даже купили швейную машинку, что по тем временам было большой роскошью. Но лада в семье по-прежнему не было.
Стоило Ксении поссориться с Петром, как всё, приобретённое для дома, она продавала. Как родные узнавали о разладе в семье Соколовых, рассказывала наша мама. “Если видим, что по двору к воротам идёт соседка с машинкой или трюмо, значит у Соколовых разлад - Ксения всё распродаёт. Но когда молодые мирились, Ксения выкупала свои вещи, и уже сама несла машинку или трюмо через двор в палатку. Покой ненадолго воцарялся в семье”.
У Ксении и Петра росли два сына Виктор и Юрий - наши двоюродные братья. Оба мальчика были красивы, и я помню, как им шли матроски, модные в то время.
В ”Ежовщину"(массовый террор периода 1937-1938 гг. в СССР был назван по имени народного комиссара внутренних дел Николая Ивановича Ежова) Пётр был арестован.
Случилось это так. Однажды утром на работе в отделе УГРО его спросили:
“ Ну, что там, Пётр, по радио говорят?”
И Пётр доверительно, - ведь вокруг все свои, ответил:
“Да болтают разное”.
Этого было достаточно, чтобы посадить его на 10 лет. Никогда не проявлявшая чувства любви к Петру Ксения вдруг обнаружила необыкновенную преданность мужу. Отказывая себе и своим сыновьям во многом, она собирала посылки и ездила передавать их в тюрьму.
Именно в это время Ксения стала работать в буфете Обкома партии. Я запомнила её буфетчицей, молодой и проворной. После концерта самодеятельности, в котором участвовали и мы, мама привела нас в просторное фойе, где работала тётя Ксения. Она дала нам по стакану лимонада и коврижке, необыкновенный вкус которых, я помню до сих пор. Вероятно, лимонад мы пили впервые. Запомнились проворность и быстрота, с которой она обслуживала людей.
Можно предположить, что работа Ксении в Обкоме партии помогла Петру провести заключение не в лагере, а на поселении, а затем и досрочно освободиться. В начале 50-ых годов Ксения заняла место буфетчицы в единственном в городе ресторане на Советской улице. В те голодные годы вряд ли можно было устроиться на такое «хлебное» место без помощи соответствующих органов.
И всё, что происходило с ней дальше, было не случайным. Неожиданно получает срок заключения в детскую колонию её младший сын Юрий. Его судили за безобидную мальчишескую драку. Никто в драке не пострадал, и все надеялись, что суд будет воспитательным для пятнадцатилетнего пацана, который рос без отца. Каково же было потрясение, когда объявили, что из всей группы он один осуждён на год колонии.
С окаменевшим лицом Ксения приняла несправедливый приговор. Все родственники с трудом осознавали, что произошло, и только сама Ксения знала, что она окончательно попала в ловушку, и ей не оставляют выбора.
Ксения очень изменилась. Она редко общалась с родственниками, стала замкнутой, не отвечала на попытки сестры вернуть прежние отношения. Новым ударом для неё стал ещё один суд - суд над мужем Петром.
После возвращения из заключения Пётр работал счетоводом на одном из предприятий города. Внезапная ревизия обнаружила недостачу в бухгалтерском учёте, и Петра осудили. Поговаривали, что начальницу отдела заставили свидетельствовать на суде против Петра. Присутствующие, а среди них была и наша мама, заметили, что свидетельствовала она не по своей воле; говорила неуверенно и вяло, не поднимая глаз.
Сам Пётр не защищался, он был окончательно сломлен и приговор принял равнодушно. И снова посылки регулярно отправлялись Ксенией в тюрьму, а она сама всё больше и больше отстранялась от родственников. Все попытки помочь ей, встречали без объяснений отказ.
Наш отец Михаил Яковлевич Тишин догадывался, что суды над Петром и Юрием были средством вовлечения Ксении в орбиту действий НКВД. НКВД в то время остро нуждался в информаторах в весьма трудной области, а именно, в баптистском движении в СССР. Неожиданно Ксения становится баптисткой. Пётр и Юрий досрочно освобождаются.
22. КСЕНИЯ У БАПТИСТОВ
О том, что Ксения стала баптистской, мы узнали от бабушки Ефросиньи (в то время она жила с Ксенией). Родственникам трудно было в это поверить. Никто не мог представить Ксению молящейся, тем более, в молельном доме баптистов. И дело было даже не в том, что советское общество строилось без Бога, и большинство граждан объявило себя атеистами. Ксения воспитывалась матерью - православной христианкой, но, став женой Петра Соколова и наблюдая его брата Константина и церковнослужителей Спаса-Преображенского собора, перестала верить в искренность попов и нередко высмеивала их.
”Cкажи, Наталья, почему попы не разрешают прихожанам завтракать, когда те идут на утреннюю службу?- спрашивала она свою младшую сестру. И тут же сама отвечала: “ А чтобы не портили воздух во время службы”. ( это было сказано другими словами).
Свадьбы брата Петра регента Константина были одним из ярчайших воспоминаний детства нашей мамы. Константин женился пять раз и каждую свою свадьбу проводил согласно православному обряду. “Подводы с украшенными цветами лошадьми и развевающимися лентами проносились по городу в храм, звучал хор, служители церкви были одеты в расшитые золотом рясы, в церкви толпился народ. А Константин, когда свадьба была уже в самом разгаре, за столом, милуя свою новоиспечённую супругу, украдкой обнимал новую пассию из только что поступивших хористок хора”, - рассказывала мама.
Ксения в церковь не ходила, и в то, что она увлеклась баптистами, никто не хотел верить. Однако факт оставался фактом - Ксения стала активной баптистской; свой дом сделала молельным, а сама вскоре заняла лидирующее положение среди малограмотных “сестер и братьев”.
Всё чаще и чаще мы узнавали, что Ксения уехала в Харьков, Винницу, Казань или на Кавказ. С удивительной лёгкостью она получала разрешение на эти поездки от руководства ресторана, где продолжала работать.
Светлана, моя младшая сестра, вспоминала, как однажды она застала четырёх баптистов в доме тёти. На столе лежала Библия, и Светлана стала перелистывать её. Ксения в присутствии баптистов предложила Светлане взять Библию домой, при этом она сказала: ‘Это умная книга”, но впоследствии к теме о Библии в разговорах не возвращалась и не делала никаких попыток вовлечь в секту кого-либо из родственников.
23. КСЕНИЯ – ОСВЕДОМИТЕЛЬ НКВД
Наш отец догадывался, что Ксения принудительно участвует в баптистской секте, выполняя задания НКВД. Однажды он получил подтверждение своей догадке. Случилось это летом. Отец работал в Областном Военкомате водителем военкома. После поездки по районам Западно–Казахстанской области он поставил машину в гараж и пешком возвращался к себе домой. Шёл он по Советской улице. Рассвет едва начинался. Темнота сменилась утренней серостью, и стали хорошо видны: дорога, деревья, дома. Улица была пустынна. Проходя мимо магазина Военторг, отец бросил взгляд на противоположную сторону и увидел там две фигуры - мужчину и женщину,которые медленно прохаживались по тротуару. Что-то знакомое показалось ему в маленькой фигурке женщины. Отец юркнул в первые открытые ворота и остался там наблюдать за парой, так рано гулявшей по улице.
В мужчине он узнал старого работника НКВД, а в его спутнице-Ксению. Было видно, что Ксения о чём-то рассказывала мужчине, а тот, склонив к ней голову, слушал её.
Они довольно долго ходили по тротуару. Отец понял, что Ксения отчитывалась о своей очередной поездке.
Становилось светлее. Боясь обнаружить себя, отец нашёл момент выйти из двора, завернул за угол улицы имени Маншук Маметовой и быстрым шагом пошёл домой. С тех пор наши родители уже определённо знали, что Ксении выполняла задания НКВД и понимали её замкнутость и отчуждённость. Тайну о сотрудничестве Ксении с НКВД никому не открывали.
Когда писались эти записки, мне стало интересно узнать, как Советская власть относилась к баптистам в 1950 – 1960 годы. У Бориса Перчаткина в работе « Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и евангельское движение в Советском Союзе 1956 -1965 годов» я прочитала, что в годы Великой Отечественной войны церкви всех конфессий были настроены патриотично. С 1943 –го года в Советском Союзе разрешили открывать и регистрировать церкви и религиозные организации. Смерть Сталина и последующая борьба против культа личности способствовали возвращению религиозных деятелей из ГУЛАГа. Количество обращений об открытии храмов и регистрации религиозных объединений стало расти особенно быстро. Появились организации баптистов и в Уральске.
Из детства помню, как сразу после войны к нам в дом приходили две баптистки стегать одеяла. Эти женщины стегали одеяла для всех семей двора Ляпиных, переходя из дома в дом, а затем пришли и к нам, на Пролетарскую улицу, дом 9.
Запомнилась одежда баптисток: длинные черные юбки и свободные чёрные кофты, а на головах, завязанные особым образом, кипенно-белые платки. Родители с уважением относились к стегальщицам, их верой не интересовались, и они её не навязывали. Услуги баптисток принимались спокойно и с благодарностью. Одно одеяло, стёганное ими, до сих пор сохранилось и служит нам на даче.
К концу 50-х годов число неправославных религиозных организаций в стране насчитывалось почти 11 тысяч, и только 40 % из них было зарегистрировано (Б.Перчаткин). Таким образом, вне контроля Советской власти оставалась жизнь и деятельность огромного числа граждан. Могла ли Партия допустить, чтобы её монопольное влияние на массы разделяла другая сила в СССР? Конечно же, нет. Сталинские идеи 30-х годов о строительстве общества атеистов взяли верх, и Никита Сергеевич Хрущёв обещал покончить с “религиозным дурманом” и показать всей стране “последнего попа”.
В газетах появились статьи, в которых развенчивалась деятельность баптистских сект. Такие статьи находили поддержку и у нас, школьников. Мы возмущались, что молодым членам этих сект внушают не брать в руки оружие и не служить в Армии. Это-то после кровопролитной войны! Читали мы и статьи, раскрывающие тайные связи сектантов с американскими евангельскими центрами. Из них мы узнавали, что для баптистов в СССР из Америки поступают посылки с продуктами и товарами, и что получение таких посылок унижает достоинство советского человека и т. д.
ЦК Партии требовал от советских органов контролировать деятельность религиозных объединений и их лидеров, а для сбора информации подбирать и вводить «нужных людей» в состав органов самоуправления этих объединений. Последнее - наши органы умели делать хорошо. Грамотная и умная Ксения, готовая на многое ради облегчения участи мужа и сына, вполне подходила на роль такого «нужного» человека. Сломанные судьбы Петра и Юрия были теми точками, на которые органы нажали, чтобы сделать её осведомителем НКВД.
24. РАЗЛАД С МАТЕРЬЮ
Ксения прекратила всякие связи с родственниками. Я помню, как однажды мама встретила Ксению на улице и пыталась поговорить с ней. Словно чужая Ксения слушала сестру, и, не вступив в беседу, простившись, ушла. С горечью и беспокойством мама переживала эту встречу.
У Ксении умер муж Пётр Григорьевич Соколов. Старший сын Виктор с семьёй уехал жить в Саратов, младший сын Юрий женился на девочке из детдома и тоже покинул дом. Ксения брак Юрия не одобрила.
Тяжело переживала бабушка Ефросинья появление баптистов в доме. Её пугали и тревожили молельные собрания, продолжительные беседы Ксении с “сестрами и братьями”, поездки дочери в другие города и её отсутствие по ночам. Истинно православная, она не могла понять, почему дочь приняла новую веру и почему так упорно и настойчиво участвует в секте. Однако говорить на эту тему было нельзя. Ксения не допускала, чтобы мать вмешивалась в её дела. Бабушка Ефросинья молча переживала, может быть, самое трагическое время в своей жизни. И только с младшей дочерью, Натальей, нашей мамой она могла поделиться своей бедой.
Наталья предлагала матери перейти жить к ней, но бабушка Ефросинья отвечала: “Нет, доченька, ещё не время. Я нужна пока там”. И, действительно, во дворе Ляпиных почти все нуждались в её помощи.
Мамина тётя Александра Степановна жила во дворе на крошечную пенсию инвалида и с благодарностью принимала от “Фросеньки” кусок хлеба, чай, сахар, которые та уделяла из собственного рациона.
«Наверху» большого дома жила пьющая семья младшего сына Ефросиньи, Ивана. Рассказывая дочери Наталье о первых размолвках с Ксенией, бабушка Ефросинья со слезами на глазах говорила: «Ну, как я откажу Ивану, когда знаю, что они уже второй день голодают?»
Внуки, сыновья погибшего на войне старшего сына Василия - Геннадий, Анатолий работали на заводе, но их маленькие зарплаты и дефицит продуктов в городе нередко заставляли их обращаться за хлебом, чаем, сахаром к бабушке Ефросинье. Та отказывать не умела, и молодые внуки порою брали всё, что находили в буфете в доме Ксении, где жила Бабушка.
Нуждался в помощи и сын Ксении, Юрий. Юрий и его жена работали токарями на заводе. Им пришлось снять квартиру, и денег на жизнь оставалось мало. Его крестная мать, наша мама, не только помогла ему сыграть свадьбу, что по тем временам было обязательно, но и настояла, чтобы Юрию отдали ”Низ” большого дома. Юрий переехал, но с рождением дочери Танечки трудностей в семье прибавилось. Бабушке Ефросинье пришлось помогать и этому внуку.
Работая в буфете ресторана, Ксения, даже при её щепетильной честности, могла иметь излишки и остатки продуктов. Как говорила наша мама: ” Плохой Торжок - не пустой горшок”. Ксения всегда возвращалась домой не с пустыми руками. Хлеб, сахар, чай, масло в доме не переводились. Но продукты исчезали быстро. Ксения нередко отчитывала мать за “ разбазаривание”. Та, молча, переносила попрёки, а Наталье говорила: “Ведь не чужим–же даю, а своим”.
Ксения стала складывать продукты в сундук, который запирала на ключ. Когда отдавала ключ матери, непременно говорила: “Никому не давай”. Но сердце бабушки Ефросиньи не выдерживало и она, жалея сына, внуков, золовку, продолжала делиться с ними.
Однажды Ксения вернулась из поездки и обнаружила, что в доме нечего есть. Начался скандал. Не жалея мать, Ксения самыми несправедливыми оскорбительными словами обвинила её в расхищении своего дома и даже ударила её чем-то по голове.
Узнав об этом, наша мама была возмущена поступком сестры. Боясь, что в ссоре может сама ударить Ксению, она послала сына Бориса с тележкой во двор Ляпиных и велела привезти свою мать к себе.
Бабушка Ефросинья, не проронив ни слова, ни слезинки, молча последовала к тележке, куда Борис уже набросал её небольшие пожитки. Она села в тележку, обхватила голову руками и, раскачиваясь, как бы не веря тому, что случилась, доехала до дома младшей дочери. Там, на диване, она пролежала десять дней лицом к стене, отказываясь от пищи. И только когда рана зажила, она повязала платок и молча стала помогать дочери по хозяйству. Случилось это в конце 50 –х годов. Потребовалось немало усилий зятя, нашего отца Михаила Яковлевича, её внука Бориса и самой дочери Натальи, чтобы она пришла в себя и заговорила:
“Ну, дочка, теперь бери меня. Туда я больше не пойду”.
С тех пор и до конца своих дней бабушка Ефросинья жила в нашей семье. Обида на Ксению была так сильна, что в разговоре она называла её не иначе, как Соколова.
25. СМЕРТЬ КСЕНИИ.
Ксения осталась одна. Вскоре она тяжело заболела. Диагноз был поставлен страшный - рак кожи. Я помню своё последнее посещение её дома. Она лежала на железной кровати. Хлопья с сероватым оттенком сыпались со всех частей её пергаментного тела. Внучка Таня хлопотала вскипятить нам чай, а тётя Ксения оживилась и явно с радостью говорила со мной. Я старалась показать, что не вижу как она худа и бледна. Уходя, я наклонилась и поцеловала её в щёку. “Тамара, зачем ты меня целуешь?” Я не ответила. Это было последний раз, когда я видела её живой.
О смерти её я пишу по рассказу мамы. Она часто возвращалась к последним дням своей старшей сестры, которую любила и уважала. Зная её тайну, мама не отстранилась от неё. Не оставила она сестру и в болезни. Вместе с её внучкой Танечкой ухаживала за ней и делала всё, что могла, чтобы облегчить страдания сестры.
Накануне её смерти мама в доме Ксении застала уходящих “сестер”. В коридоре, прощаясь, они уговаривали маму отдать им Ксению, чтобы похоронить по обряду бабтистов. Мама категорически им отказала.
Едва за ними закрылась дверь, как Ксения сказала: “Не вздумайте отдать меня ИМ”. Мама поняла Ксению, но промолчала. А утром следующего дня прибежала внучка Танечка к маме и сообщила, что Ксения ночью умерла. Ефросинья молча приняла это известие.
Мама вспоминала: «Нищета в доме Ксении была такая, что не нашли в шкафу ни чулок, ни платья приличного, в котором можно бы было положить покойницу в гроб. Всю ночь вместе с Софьей шили платье из материала, купленного в магазине. Всё остальное я принесла из дому. Явились и “сестры” и стали снова просить отдать им покойницу, но я твёрдо отказала и выпроводила их из дому”.
Бабушка Ефросинья хоронить дочь не пошла, а только спросила: “Где Соколову-то положили?”. Умела наша БАБАНИЧКА не прощать!
Судьба Ксении, так много обещавшая ей счастья до революции, была испорчена Советской властью. Непосильные тяготы послереволюционных лет, незаслуженное заключение в тюрьму мужа и сына, двойственное существование на протяжении многих лет тяжёло сказались на её характере и подорвали здоровье.
Бабушка Ефросинья не узнала истиной жизни своей старшей дочери. Наталья пыталась раскрыть ей правду, объяснить принудительное участие Ксении в баптистской секте, но восьмидесятивосьмилетняя Ефросинья уже не могла усвоить этой правды и ушла из жизни, так и не примирившись с дочерью Ксенией.
Свидетельство о публикации №216020601371