Мысли после просмотра фильма Иные берега

Мысли, навеянные фильмом Марины Цурцумия "Иные берега"

Суббота. День только начался, утренняя суета, хлопоты, на включенном ноутбуке что-то тихо бормочет спокойным тоном телевидение. Канал «Культура». Голос, немного отстраненно, почти без эмоций  озвучивает исторические кадры. И вдруг, сознание выхватывает ключевые фразы: «Принц Ольденбургский, Гагры».
В конце девятнадцатого века в окрестностях Воронежа, в Рамони был выстроен прекрасный замок Принцессы Евгении Ольденбургской, в котором она жила вместе со своим мужем Принцем Александром. Несмотря на царское происхождение, они были прогрессивными людьми, много сделали в своем имении,  подняли производство сахарной свеклы, выстроили сахарный завод, образовали кондитерскую фабрику, на оборудовании которой потом была открыта фабрика в Воронеже, правда уже другими людьми. Школа, больница для крестьян, рабочие места, говоря современным слогом, всё это послужило толчком к развитию, изменило жизнь воронежцев. По-немецки педантично, требовательно Евгения Максимилиановна выстраивала дела и подавала пример своим работникам. Надо сказать, что до сих пор жители Рамони с благодарностью хранят память об  этой чете.
Муж Евгении Максимилиановны Александр Петрович  своим детищем считал создание курорта в Гаграх. Это его замок высится по сей день, это благодаря ему возникла российская Ницца, божественно красивое место для отдыха на берегу моря с пальмами, целебными источниками, морским воздухом. Такие вот были  царские особы, принцы по крови, элита, представители высшего общества. Когда вижу дворцы  наших теперешних буржуа, то поневоле сравниваю их деятельность с  тем вкладом, что был внесён Ольденбургскими в жизнь России.   
Эти мысли со скоростью звука проносятся в голове, и я начинаю внимательно всматриваться, вслушиваться в действие на экране. А там разворачивается история жизни одной семьи, рассказанная автором, Мариной Цурцумия. Это и жизнь семьи, и их друзей, соседей, жизнь курорта Гагры. Расцвет и падение, радость и горе, история нескольких поколений некогда огромной страны.  «Национальность не имела значения, хотя в паспорте стояла эта графа» - говорит голос за кадром. Да, это правда, это так.  Звучат грузинские песни,  как наши сердца соскучились по их многоголосью. Глаза людей, чья жизнь за такой маленький промежуток  времени фильма стала и для нас близкой, дорогой, смотрят, как сквозь века. Их жизнь достойна, чтобы о ней помнили: как надо любить, как надо растить детей и внуков, что самое ценное в этой жизни. 
Камни дышат историей, они стойкие хранители времени. Замечали, как камни заставляют вслушиваться в вечное? Удивительно, но старинные ступеньки замка принцессы Ольденбургской, стремительным потоком уходящие вниз по крутому склону воронежского холма, так похожи на ступеньки в Гаграх. Они  неизменно вызывают видения дам в шляпках, мужчин с тростями и в соломенных канотье, смеющихся детей, стучащих каблучками башмачков по камням. Они позволяют схватиться за ниточку истории и держаться за неё, как за спасительный канат.


Рецензии