Причёска

Однажды графини Варвара Николаевна Головина (1766-1819) и Анна Ивановна Толстая (в девичестве Барятинская, 1774-1825) готовились к вечеру у императрицы. Толстая сделала Головиной очень красивую причёску с повязкой, которая проходила под подбородком.
К Головиной подошла графиня Екатерина Петровна Салтыкова (в замужестве Шувалова, 1743-1817) и грозно спросила:

- Что это у вас под подбородком? Вы знаете, эта повязка придает вам вид, будто у вас болит лицо?

Следует заметить, что графиня Салтыкова была весьма высокого роста, выглядела очень внушительно и имела мужские манеры.
Головина скромно ответила:

- Это графиня Толстая меня так причесала, и я подчинилась её фантазии, у нее больше вкуса, чем у меня.

Салтыкова продолжала:

- Не могу от вас скрыть, что это очень некрасиво.

Головина почтительно, но твёрдо, ответила:

- Что делать! Я не могу сейчас ничего переменить.

Вскоре вышла Екатерина II, заиграла музыка, великая княжна Елизавета исполнила какую-то арию и т.д.
Через некоторое время Екатерина II подозвала Головину, а Салтыкова сидела рядом с императрицей, и поинтересовалась:

- Что это у вас под подбородком? Знаете ли, что это очень красиво и очень идет к вам.

Головина расцвела:

- Боже мой, как я счастлива, что эта прическа нравится Вашему Величеству. Графиня Салтыкова нашла это таким некрасивым и неприятным, что я была совсем обескуражена.

Императрица продела свой палец под повязку, повернула лицо Головиной к Салтыковой и сказала:

- Ну, посмотрите, графиня, разве она не хороша?

Сконфуженной Салтыковой ничего иного не оставалось, как ответить:

- Действительно, это очень идет к лицу.

Императрица незаметно подмигнула Головиной, а та почтительно поцеловала руку Екатерины II и возвратилась на своё место.

Коллаж: графиня Варвара Николаевна Головина, графиня  Анна Ивановна Толстая, графиня Екатерина Петровна Салтыкова


Рецензии