Восточно-Прусская операция-1-8-5-7-4

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев «Восточно-Прусская операция. Краткая хроника»–1-8-5-7-4.

Немецкие оборонительные сооружения в Германии, Польше и Восточной Пруссии (приграничные укрепления, укрепрайоны, бункеры, форты, полевые укрепления).


Городские ворота Кенигсберга. Продолжение.


Трагхаймские ворота были построены в 1850-х годах на месте одноименных ворот первого вального укрепления. Оформление их фасада объединяло элементы Штайндаммских и Россгартенских ворот, отсюда можно сделать вывод, что внешний вид их фасада был вычерчен тайным верховным советником Августом Штюлером. С инженерной точки зрения эти ворота, как и все части второго вального укрепления, были спроектированы генералом фон Астером.
Трагхаймские ворота не дошли до нашего времени - они были снесены в 1912 году при превращении части городских укреплений в парковую зону. Сейчас на их месте находится пересечение улиц Баранова и Горького. (51).

Штайндаммские ворота были построены в 1850 году как часть второго вального укрепления на месте старых одноименных, изображения которых до нашего времени не дошли. Здание возведено в стиле неоготического романтизма из неоштукатуренного кирпича, как и все кёнигсбергские ворота. С 1880-х годов через них проходили пути конки (а потом и трамвая) до кольца около Луизенкирхи. Украшением ворот служила статуя короля Фридриха Вильгельма IV, установленная на консоль с внутренней стороны.
К сожалению, Штайндаммские ворота до нас не дошли. Несмотря на свое прекрасное оформление, в 1912 году они были снесены совместно с частью городских укреплений, мешавших дальнейшему развитию города. Сейчас на их месте находится площадь Победы. (51).

Штайндаммские ворота входили в состав первого оборонительного вала вокруг города. Своё название они получили от улицы Штайндамм (каменная дамба) и располагались в конце этой улицы ( ныне площадь Победы). В начале XX века Кёнигсберг начал активно отстраиваться и включать в себя пригородные районы. Одним из таких районов являлся район Хуфен. Он располагался сразу же за воротами и по этому ворота были разобраны в 1912 году. Крепостной вал был полностью срыт в этом месте, осталась только часть рва, по дну, которого была проложена железная дорога.
Трагхаймские и Штайндаммские ворота не сохранились — к 1911 году уже были снесены. (120).

«Фридландские ворота». 1857-62 г.г. Автор неизвестен. Пр. Калинина, 6. (119).

Фридландские ворота (проспект Калинина). Построены в 1862 г. Их особенностью можно считать сохранившиеся казематы, остатки моста и предмостового укрепления, частично примыкающий оборонительный вал. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословения короля»).

Фридландские ворота — были построены в 1862 году и названы по выезду к городу Фридланд (ныне Правдинск). На внешней стороне сохранилась безголовая статуя Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фейхтвангена (год рождения неизвестен, умер в 1311 году). Это он в 1309 году перенес столицу Ордена из Венеции в Мариенбург. Все скульптурные работы на воротах выполнил превосходный мастер Людвиг Вильгельм Штюрмер (1812—1864). На всех воротах над проездами с внешней стороны помещены гербы — «Прусский Орел». Внимательно присмотревшись, их можно увидеть и сегодня. Во внутренней части Фридландских ворот, усилиями краеведов и любителей старины устроен культурный центр с небольшим музеем. Их современные координаты — пересечение проспекта Калинина и улицы Дзержинского. (http://www.klgd.ru/city/history/gubin/k31.php).

Фридландские ворота. Новые Фридландские ворота были построены немного южнее одноименных ворот первого вального укрепления (весь "южный фронт" укреплений был перенесен с современной улицы Ольштынской в парк "40-летия ВЛКСМ"). Архитектор постройки неизвестен. Их строительство закончилось в последнюю очередь, когда все остальные части оборонительного пояса были уже готовы - в 1862 году. (51).

Фридландские ворота. Ворота получили название от города Фридлянд (ныне Правдинск), в направлении которого шла дорога. Строительство ворот закончилось в 1862 году. С внешней стороны в нише была установлена статуя великого магистра тевтонского ордена Зифрида фон Фейхтвангера. Статуя сохранилась, но без головы. Потом её убрали совсем. С внутренней стороны - статуя комтура Фридриха фон Цоллерна. Сейчас ниша пуста. В настоящее время во Фридланских воротах работает частный музей антикварных вещей и археологических находок. (www.konig750.narod.ru).

Фридландские ворота (1860 год). Ворота стоят при выезде с бывшей Австрийской улицы (пр. Калинина) на пересечении с Шёнфлиссераллее (ул. Дзержинского). Первое упоминание о них относится к 1657 году, именно в этом году Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши. На окраине города, недалеко от скотского двора, у дороги, которая вела во Фридланд (Правдинск), был выстроен вал с воротами для прикрытия города с юга. Это было первое вальное укрепление города. Поводом к этому послужила угроза со стороны Швеции и захват крепости Пиллау (г. Балтийск). Однако серьёзной проверке эти укрепления подверглись лишь в период наполеоновских войн. Попытка французов сходу взять Кенигсберг не удалась. Оборонительные сооружения, оснащённые хорошо вооружённой артиллерией, выдержали, но этот факт является исключением, так как первое вальное кольцо показало свою несостоятельность при наступлении врага и уже в середине XIX века началось строительство нового второго оборонительного кольца вокруг города. Фридландские ворота были построены последними в этом оборонительном кольце и вошли в систему укреплений Хабербергского фронта. Старые ворота были разобраны и на их месте в 1862 году были выстроены новые. Имя архитектора, создавшего проект Фридландских ворот, неизвестно, правда иногда авторство приписывается Августу Штюлеру, но скорее всего это были инженеры, которые переняли некоторые элементы его строений. До наших дней ворота сохранились только благодаря заступничеству жителей Кёнигсберга, так как их хотели снести ещё в начале XX века, в связи с тем, что окрестности вального укрепления были выкуплены властями, и их оставили как памятник архитектуры. Движение через них было прекращено и поток транспорта направили сбоку, снеся часть вала. После войны ворота выполняли роль складских помещений, уникальные керамические кирпичи неоднократно белились, красились и в итоге разрушались. Ворота поросли деревьями и начали разрушаться. В 1988 году ворота были переданы парку имени «40-летия ВЛКСМ». На пожертвования частных лиц и общественных организаций Фридландские ворота удалось отреставрировать и открыть в них музей Восточной Пруссии. При очистке прудов парка были найдены различные предметы, которые и составили первую экспозицию музея. Здесь собрана коллекция оружия XIX - XX веков, коллекция винных и пивных бутылок, кузнечный и плотницкий инструмент, кирпичи с отпечатками лап животных и клейм мастеров. В конце 2005 года была отреставрирована скульптура Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фейхтвангена. Министерство культуры Германии выделило на реставрацию скульптуры и освещение музея около 20000 евро.
С внешней стороны Фридландские ворота были украшены статуей великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена, которая была установлена в нише между двумя проездами ворот. Статуя сохранилась, но у нее, как и у большинства немецких скульптур, была отбита голова. С внутренней стороны ворот, в аналогичной нише, стояла статуя комтура Фридриха фон Цоллерна. Сейчас эта ниша пустует. В настоящее время во Фридланских воротах работает небольшой частный музей антикварных вещей и археологических находок. (51).

Фридландские ворота. С внутренней стороны на них помещена фигура комтура Фридриха фон Цоллерна, который отважно нес знамя в битве под Танненбергом. С внешней стороны — фигура хохмейстер»а Зигфрида фон Фейхтвангена… Автором горельефных и скульптурных изображений на всех воротах является Вильгельм Штюрнер. (120).

Спустя некоторое время после войны были утрачены украшавшие ворота статуи гроссмейстера основателя замка Мариенбург Зигфрида фон Фейхтвангена (с полевой стороны), и комтура замка Бальга Фридриха фон Цоллерна – главного знаменосца Тевтонского ордена в битве при Грюнвальде (с городской стороны). Благодаря усилиям сотрудников музея, работающего в помещениях ворот, первая скульптура уже восстановлена, ожидается и появление второй. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословения короля»).

Крепость (позднее — форт) Фридрихсбург — крепость, существовавшая в Кёнигсберге (нынешнем Калининграде). Единственный сохранившийся до наших дней элемент крепости — её ворота, которые теперь являются одной из городских достопримечательностей. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).

В 1848 году на месте старого Фридрихсбургского форта построены ворота… (120).

Фридрихсбургские ворота. Местонахождение г. Калининград, ул. Портовая, 39. (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Крепость_Фридрихсбург).

«Фридрихсбургские ворота». 1858 г. Автор: Август Штюлер. Ул. Портовая, 39. (119).

Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor)… не имеют отношения к городским воротам Кёнигсберга, так как они вели не в город, а в небольшой форт… (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).

Фридрихсбургские ворота - единственные исторические ворота в Калининграде, которые вели не в город Кёнигсберг, а в одноимённую крепость. (http://konigsberg.ucoz.com/index/fort_fridrikhsburg/0-73).

Фридрихсбургские ворота были построены в 1858 году, после того, как форт Фридрихсбург был окружен валом и обновлен. Эти ворота не стоят на дороге, ведущей из города, а располагаются перед въездом в форт Фридрихсбург.
Ворота разработаны неизвестными военными инженерами, а архитектурное оформление фасада выполнено тайным верховным строительным советником Фридрихом Августом Штюлером.
Постройка имеет массивный и внушительный вид, готическое оформление выполнено с помощью кирпичей темного цвета. После снесения цитадели ворота потеряли свое оборонительное значение. Одной из своих четырех башен они лишились после войны во время киносъемок. С "городской" стороны ворот до сих пор можно разглядеть изображение прусского орла и надпись "Fort Friedrichsburg". (51).

Фридрихсбургские ворота (улица Портовая). Построены в 1862 г. Когда-то они дополняли ансамблю крепости «Фридрихсбург», до наших дней не сохранившейся. Там обучался фортификации и артиллерийскому делу первый российский император Петр I. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословения короля»).

В 1697 году крепость посетил Пётр I. Царь изучал в ней сведения по артиллерийскому делу и был так впечатлён военно-техническим устройством форта, что велел соорудить по его образцу знаменитые укрепления острова Котлин. Как Кронштадт защищал северную столицу с моря, так и крепость Фридрихсбург служила заслоном на пути враждебных флотилий, которые вздумали бы напасть на Кёнигсберг с залива.
В 1697 году крепость посетил и изучал здесь бомбардирское дело Пётр I. После возвращения в Россию по приказу Петра I на острове Котлин было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец), образцом для которых служила крепость Фридрихсбург. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).

Во время пребывания в 1697 г. Великого русского посольства в Кенигсберге, под именем урядника Петра Михайлова русский царь Петр I проходил артиллерийскую науку  во Фридрихсбургской и Пиллауской крепостях. Обучение проводил бранденбургский специалист в этой области — полковник фон Штернфельд. Он отметил способности своего 25-летнего ученика. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника». (Н. Устрялов «История царствования Петра Великого», СПБ, 1858, т.1, стр. 32—33). (121).

Упоминается цитадель Фридрихсбург в хронике Семилетней войны 1756—1762 гг. Тогда русская армия, одержав ряд побед над прусскими войсками, овладела Кенигсбергом. Свидетельствует главнокомандующий русской армией В. В. Фермор в реляции о взятии города: «В то же самое время принесены ко мне от здешняго правительства ключи от здешней цитадели Фридрихсбурга и Пилавской крепости». (http://forum-kenig.ru/viewtopic. php?f=40&p=67420).

Ключи от Фридрихсбургских ворот до сих пор хранятся в музее Казанского собора в Санкт-Петербурге, напоминая о Семилетней войне, когда в 1758 г. русская армия овладела Кенигсбергом. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословения короля»).

Во время Семилетней войны 1756-1762 гг. в цитадели располагались российские воинские части. (51).

Работы по модернизации сооружений крепости велись русскими фортификаторами в 1758—1762 гг. — в то время, когда провинция Пруссия входила в состав Российской империи. (121).

К середине XIX века цитадель вошла в состав Второго оборонительного обвода и стала называться фортом. Тогда же были построены ее новые ворота, которые с небольшими потерями конструктивных и архитектурных элементов дошли до наших дней. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).

Со всех сторон крепость была окружена широким рвом, который сообщался с Прегелем и сужался только у единственного въезда на территорию форта, со стороны Банхофштрассе. Там в 1850-е годы построили ворота в неоготическом стиле, которые сохранились до наших дней. Сейчас это отделение Музея Мирового океана. Сами ворота… восстановлены в первоначальном виде.
Перед мостом в 1852 году были возведены Фридрихсбургские ворота. (http://www.roadplanet.ru/home/ reports/513/).

В 1852 году в форту Фридрихсбург возведены кирпичные ворота. Автором проекта этих ворот был Август Штюлер - придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV. (http://konigsberg.ucoz.com/index/fort_fridrikhsburg/0-73).

В 1852 г. со стороны города (с востока) в форту «Фридрихсбург» возведены кирпичные ворота. Автором проекта этих ворот стал Август Штюлер, придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV. На земляных валах по периметру форта сооружена каменная оборонительная стена. (121).

Ворота крепости Фридрихсбург, также известные как Фридрихсбургские ворота — единственный сохранившийся элемент бывшей крепости. Эти ворота были построены в 1852 году по проекту Ф. А. Штюлера. По своей архитектуре они напоминают городские ворота Кёнигсберга. Как и городские ворота, ворота крепости были построены из обожжённого фигурного кирпича в неоготическом стиле.
Ворота состоят из центрального проезжего портала в виде арки, по сторонам от которого симметрично расположены казематы для гарнизона. По сторонам прохода расположены четыре круглые башни. Ворота украшены декоративными зубчатыми парапетами и ложными готическими окнами. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).

Фридрихсбургские ворота были построены в 1858 году, после того, как форт Фридрихсбург был окружен валом и обновлен. Эти ворота не стоят на дороге, ведущей из города, а располагаются перед въездом в форт Фридрихсбург. Ворота разработаны неизвестными военными инженерами, а архитектурное оформление фасада выполнено тайным верховным строительным советником Фридрихом Августом Штюлером. Постройка имеет массивный и внушительный вид, готическое оформление выполнено с помощью кирпичей темного цвета. После снесения цитадели ворота потеряли свое оборонительное значение… С "городской" стороны ворот… - изображение прусского орла и надпись "Fort Friedrichsburg". (51).

В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота. Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор – английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, - в крестовом. Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись «Friedrichsburg» и горельеф прусского орла.
Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна - бойниц. (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).

Диагональ форта Фридрихсбург (без учёта рвов) насчитывала около 350 метров. О его восточной границе мы можем судить по сохранившимся воротам. Внешняя черта рвов проходила на юге около дома №72 по ул. Железнодорожной, на западе — под домами улицы Портовой, №45-45а.
Гарнизонная кирха форта, сооруженная в 1671 году, и арсенал, построенный в 1796 году, были разобраны еще в 1892 году. Уничтожить Фридрихсбургские ворота тогда рука не поднялась, и они остались как памятник истории и архитектуры для потомков.
(http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).

Крепость Фридрихсбург снесена в начале ХХ в. при строительстве городской ж/д сети. Остались только ворота. (7).

23 августа 1910 года форт Фридрихсбург был исключен из состава оборонительных укреплений Кёнигсберга и продан Имперской железной дороге. Валы были срыты, рвы форта Фридрихсбург засыпаны. Основная часть его сооружений разобрана. По территории, ранее занимаемой этим фортом, были проложены железнодорожные пути. От строений форта сохранились только ворота и казарма у восточной оборонительной стены юго-восточного бастиона. (http://konigsberg.ucoz.com/index/fort_fridrikhsburg/0-73).

В 1910 году крепость Фридрихсбург перестала быть военным объектом и вскоре была полностью снесена. Её рвы были засыпаны, а бастионы и валы — срыты. Сохранились только ворота. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).

От строений форта сохранились только ворота и казарма у восточной оборонительной стены юго-восточного бастиона. С северной стороны ворот было пристроено офисное здание. (121).

Форт Фридрихсбург был снесен в 1920-х годах. Остались лишь Фридрихсбургские ворота, которые сохранились до наших дней. (51).

В 1920-х годах при строительстве железнодорожного моста крепость была снесена, остались лишь ворота Фридрихсбург, которые сохранились до наших дней. (http://www.roadplanet.ru/home/ reports/513/).

Во время апрельского 1945 года штурма Кенигсберга район бывшего форта Фридрихсбург стал ареной ожесточенных боев с фашистами воинов 11-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Н.Г. Цыганова. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).

Во время штурма Кенигсберга в апреле 1945 г. подверглись разрушению и эти постройки. Фридрихсбургские ворота утратили юго-восточную башню. В послевоенное время в воротах располагалась полевая военная типография, потом - автоколонна. На месте разрушенной части казарменных помещений в 70-е гг. ХХ в. была построена столовая для железнодорожников. В уцелевшей средней части казармы разместилась электрическая подстанция. В архивах имеется фотография 2009 г. с изображением сохранившейся части казармы. (121).

После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности. (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).

Фридрихсбургские ворота были повреждены во время Второй мировой войны. После войны ворота не восстанавливались и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР им был присвоен статус памятника архитектуры и градостроительства. Несмотря на статус памятника истории, ворота фактически оставались бесхозными и продолжали разрушаться. Их спасло от разборки нахождение на закрытой территории грузовой железнодорожной станции. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).

В 1960 г. Фридрихсбургские ворота взяты под государственную охрану, как памятник архитектуры. (121).

Только в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР (№ 1327) ворота Фридрихсбург были объявлены памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения. Казалось бы, этим постановлением будет положен конец их бесхозному и бесконтрольному существованию. Однако этого не произошло. Именно после постановления памятнику был нанесен еще больший ущерб, чем в военное лихолетье. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).

В послевоенные годы здесь размещались, работали и оставили свой «след» автоколонна № 1114 (нанесла наибольший урон памятнику), специализированное управление ремонтно-строительных и реставрационных работ, студия «Ренессанс», ассоциация «Мир», с десяток киностудий страны, «доставалы» и заготовители бесплатных конструкций, коллекционеров массивной старины и другие. Не спасала памятник и эмалированная табличка на фасаде с надписью: «Фридрихсбургские ворота. Памятник архитектуры XVII века»…  Такая ситуация продолжалась вплоть до конца ХХ века. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).

В 1990 г. культурно-историческим центром «Пруссия», Калининградского областного отделения Российского фонда культуры, были начаты работы по восстановлению этого памятника — произведена консервация крыши и расчистка внутренних помещений Фридрихсбургских ворот. (121).

Фридрихсбургские ворота описаны в произведении Авенира Овсянова «В казематах королевского форта», Калининград: Янтарный сказ, 1999. С. 50-67. (121).

В 2002 г. Фридрихсбургские ворота получили статус объекта культурного наследия федерального значения. (121).

В 2003 г. ворота были переданы одной из фирм с обязательством провести ремонтно-реставрационные работы. Обязательство бизнесмены так и не выполнили, зато у ворот устроили автостоянку. В 2007 г. ворота передали Музею Мирового океана. Разработан проект их реставрации, которая обойдется в 30 млн. рублей. В 2008 г. ворота фактически представляли собой руины. Начаты работы по консервации и восстановлению башен. Определена и охранная территория памятника – 4000 кв. м. Из федерального центра пришел первый целевой транш в 4 млн. рублей. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословения короля»).

Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП «Культура» было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы. (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).

Реставрация ворот началась только в начале XXI века. После реставрации ворота станут ещё одним филиалом Музея Мирового океана. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).

Директор компании ООО «Азимут-строй», выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко говорит, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей. (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).

В марте 2007 г. Фридрихсбургские ворота переданы Музею Мирового океана. В настоящее время уже восстановлена разрушенная башня с юго-восточной стороны, а также винтовая лестница внутри нее. После проведения реставрационных работ здесь планируется создать экспозицию, посвященную истории самой крепости Фридрихсбург и царю Петру I — создателю российского флота. (121).

30-31 октября 2009 года: опубликован доклад по истории Фридрихсбургской крепости из сборника материалов V международной конференции "Оборонительные сооружения Европы и Восточной Пруссии: изучение, вопросы консервации, реставрации и возможности использования".
(http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).

Очень хочется надеяться на то, что обнаруженное в ходе реставрационных работ здание казармы юго-восточного бастиона форта «Фридрихсбург» будет сохранено и получит статус вновь выявленного объекта культурного наследия. После проведения историко-культурной экспертизы он станет памятником архитектуры и с Фридрихсбургскими воротами войдет во вновь образованный комплекс зданий форта «Фридрихсбург». (121).

Планируется, что музей в воротах примет первых посетителей в 2010 году, а полностью реставрационные работы должны быть завершены в 2012 году. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).

По завершению всех работ, ворота примут долгожданных гостей уже в статусе филиала Музея Мирового океана… (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).

Ворота Холлэндербаум (Hollaenderbaumische Tor) получили свое название от бонового заграждения, перекрывающего реку Прегель у форта Фридрихсбург - "Голландского бревна" (Hollaender Baum). Аналогичное заграждение ("Литовское бревно") через рукав Нового Прегеля, имелось и на востоке. Через эти ворота в Кёнигсберг входила улица Хольштайнердамм (сейчас Правая Набережная), идущая вдоль реки до замка Гросс Хольштайн (Gross Holstein, сейчас Прегольский). Эти ворота были снесены в начале XX века… (51).


Продолжение: http://proza.ru/2016/02/13/2401.


Рецензии