Красота увянет, счастье не обманет

               

     Молодых изыскателей расселили в номерах гостиницы небольшого городка. Строительство ГРЭС привлекало специалистов, поэтому проживающих, причем длительно, было не мало. Номера дополнили спальными местами в расчете на шесть человек. 
     Второй этаж оказался заселенным  полностью: геологами, геодезистами и буровыми мастерами,  прибывшими в командировку из Проектного института. Остальные штатные сотрудники поселились на третьем этаже.   Им по должности положено, «быть выше»!
Общая трудовая деятельность, совместный досуг быстро сближают, особенно в  молодом возрасте. Вскоре друг о друге знали всё: кто чем, так сказать, дышит, кто кем увлечен, и кто чего стоит на данном этапе жизни.
Если в коллективе появлялся новый  сотрудник, всеобщее внимание переключалось на него. Когда на базу прибыл  дополнительный транспорт, водитель оказался, многим уже знаком, так как приехал из Константиновки, где тоже базировалась наша экспедиция. Такая кочевая жизнь: нынче - здесь, завтра – там!  Романтика – страсть для любителей обновлений во всем, и натура человека подвластна ей.
    Видимо, звезды были благосклонно расположены, когда мы встретились на гостиничной лестнице. Николай  не мог бы остаться  незамеченным  для любой девушки. Выше среднего роста, статный светло русый юноша остановился от неожиданности, чуть не столкнувшись со мной. Я только начала спускаться вниз, а он поднимался на этаж. Его серый пронзительный взгляд, казалось, проникал  внутрь. Он смотрел прямо в мои глаза,  изучающе, заинтересовано – открыто так, что я  ощутила себя крольчихой, загипнотизированной факиром.
«Ничего себе!!! Что ж такой смелый? Для водителя ты слишком хорош. Красивый! Казанова наверно, однозначно», - подумалось мне.  «На актёра Олега Видова похож, точно! – обрадовалась я своей сообразительности в определении образа.
Николай  многозначительно улыбнулся, несколько смутив меня, все-таки мы впервые видели друг друга, и, вежливо обойдя, продолжил подъем. Правда, теперь быстро, ловко перепрыгивая сразу через несколько ступенек.
Я же, наоборот, замедлила свой  шаг, еще находясь под впечатлением и, посвятив всё свое внимание мысленному раздумью.  «Так это про него здесь рассказывают печальную историю  неразделенной любви….  Отчего же неразделенной?  Такой интересный образ, проникновенный взгляд... Какая она, если не отвечает ему  взаимностью?»
    Не для красного словца упомяну о зодиакальной благосклонности  к нам.  Мы вскоре совершенно непринужденно подружились, как - то само собой сложилось. Много беседовали до позднего времени вдвоем, пристроившись в гостиничном коридоре, чтобы не мешать, отдыхавшим  в номерах, коллегам. Полушепотом  рассказывали  каждый о себе, делились новостями, мнением. Какое-то время, я не спрашивала его о той любви.  «Пусть Николай сам поделиться со мной  причиной своей грусти, когда посчитает нужным»,- надо относиться к новому другу  доброжелательно.
        Николай все-таки догадался, что мне не только всё известно, когда весь мир вокруг в курсе, но и  интересно, понять подробности. Так я узнала, что её зовут Матильда. Она прекрасная, как оперная героиня*, но он - не Роберто, к его великому огорчению.
-Понимаешь, она не говорит мне  «нет», только смеется, когда шепчу ей о своих чувствах. Нет, она  не насмехается, и смех её какой-то печальный.  Ничего не обещает, не отталкивает, но и не приближает. Ничего не могу понять! – Безысходно вздохнул Николай. – Такое чувство, что я - «на коротком поводке». Сказала бы, что я не нужен, не нравлюсь. Прогнала бы, посмеявшись надо мной. Тяжело, но от досады, наверно, не так обидно  было, как от неопределенности. Понимаешь, о чем я?
-Конечно, понимаю... Не маленькая. Да, и у меня сейчас не лучшие времена. Отношения недавно разладились. Правда,  причина ясная. Есть  третий  лишний. Жаль, не могу тебе ничем помочь.…  Только понять, посочувствовать.… Крепись, ты мужчина. Вдруг все не так печально, как ты думаешь.…  Поиграет и сжалится.…  Впрочем, жалость вряд ли заменит желаемую любовь. Так ведь?
       Лето в полном разгаре. В это время года всё складывалось и решалось,  как-то легче, проще, чем в иное. Может быть, только мне, так  тогда  казалось.  Неожиданно меня отправили в командировку  в Константиновку. Появилась возможность, воочию встретиться с Матильдой. Уезжая, пообещала Николаю, познакомиться с «предметом его воздыхания» и разведать, что и как.
- Но, имей ввиду! Ничего приукрашивать не стану. Правда порой бывает горькой, но это лучше, чем сладкая ложь. Не я придумала,  до меня ещё  умные люди пришли к такому выводу, - строго предупредила друга, чтобы не очень-то расслаблялся в ожидании чудес.
        Позднее, Константиновку мне пришлось узнать в разные времена года, но летом она произвела особенное впечатление. Начиналось поселение на возвышенности, недалеко от междугородней трассы, а затем улицы «убегали» вниз по довольно крутому склону и заканчивались на высоком берегу реки. Поперечная улица как бы «запечатывала", сползающие, грунтовые ленты». Дома располагались вдоль улиц сверху вниз и по берегу. От этого наблюдался своего рода порядок, в отличие от деревень, где жилье строят вразброс, ш«как бог на душу положит».
        Надо отдать должное величию реки. С этого  берега  была хорошо различима деревушка, потому которая  ютилась на горе,  окруженная садами с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками. Паром, снующий через реку несколько раз в день, курсировал по канату, рассекая водные потоки поперек, взбивавшиеся в белопенные  буруны по правому борту, если рейс туда, и левому, когда паром возвращался.
        На уроках географии мы читали  характеристики рек, но даже частично не имели возможности,  представить, как же они величавы в своем естестве  на самом деле. Стремительные потоки холодных вод  проносил Буг мимо. Омывал огромные порожистые валуны, разбиваясь о них на взлетающие ввысь, крупные сверкающие брызги; и дальше вспениваясь,  шумным  бурлящим потоком продолжал свой путь, теряясь за изгибами берегов  из вида вовсе, прятался за темными от растительности, горами. Таким Бугом я восторженно любовалась тогда. Насколько изменило эту картину время, судить мне сейчас сложно.
         Освоившись на новом месте, решила, что пора заняться выполнением миссии, возложенной на меня Николаем.  Пятничный вечер вполне подходил для такого  рода занятия. Через, открытые настежь, ворота вышла к реке. Экспедиционные вагончики, огороженные забором из рабицы, расположились на берегу, рядом с причалом  для  парома. Солнце катилось на закат, того и гляди спрячется за гору, курчавую от крон деревьев.
        Непривычная для меня картина. На деревянных подмостках местные женщины, опустившись на колени, склонялись к воде. Они  полоскали белье. Подошла ближе, присела на траву и с интересом стала наблюдать, как они ловко управлялись. Студеная быстрина подхватывала полотнища и вымывала остатки моющих средств. Река поглощала и уносила их вниз по течению, растворяя в мощном потоке. Из-за быстрого течения вода в реке была настолько прозрачной, что сверху были видны каменистые пороги и рыбины, таящиеся в тени камней.  Мне говорили, что здесь обилие речного хищника. Усатый сом – любимец местных рыбаков, которого они подкармливали ранним утром макухой*, а потом с азартом вылавливали.
Немного в отдалении от всех, на плоской площадке огромного валуна я увидела черноволосую девушку. Она грациозно проделывала ту же процедуру стирки. Ветер шаловливо трепал волнистые пряди её волос.   «Матильда….   Нет сомнений! Такая Наяда  здесь, может быть только одна»».
        Девушка улыбалась, возвращая прядки в прическу, ловким движением рук, но ветер снова озорничал, и ей, видимо, была приятна эта игра. Матильда, мило откинув голову назад, подставляла лицо лучам ласкового солнца и порывам ветра. Над речным шумом раздавались звонкие перекликающиеся голоса. Шутки – прибаутки, вызывающие всеобщий смех, возникали по причине присутствия девушки. Ох уж, эти женщины, острые на язычок и умудренные житейским опытом. Любят они, посмаковать пикантные темы, иронизировать, вспоминая добрым словом мужчин, да поучать наивных молодух.  Матильда беззлобно и весело отмахивалась от назойливых тетушек, возвращая назад «колючки».
Она сразу заметила мой изучающий взгляд - пристальное внимание к своей особе.  Вскоре, Закончив стирку, подхватила плетеную корзину, ловко перепрыгнула с камня на берег и оказалась рядом. 
- Привет, незнакомка! Я так понимаю, что моё имя ты уже знаешь….
Я назвала свое. Знакомство состоялось. Девушка, отставив в сторонку корзину с бельем, прилегла на траву возле меня и, прикрыв ресницами черные очи, какое-то время молчала.
         Матильда, действительно, была безупречно хороша, но какой–то роковой красотой. «Что делает здесь это милое создание?»   
Одно могу сказать, что, несмотря на её образованность, я знала, что она заканчивала учёбу на последнем  курсе института, девушка отличалась от городских красавиц, как мне показалось, женской мудростью. Она угадывалась с первого взгляда во всем её облике; в манере двигаться, в тембре её голоса. С этим понятием, надеюсь,  согласятся многие. Мудрость сельских женщин продиктована им  Свыше при рождении, передается с молоком матери и «расцветает», подпитываясь от Природы - матушки.
- Привет привезла, - Матильда первая нарушила молчание. Она не спросила, была уверенна, что это так.
- Ты не любишь Николая, - в тон ей ответила я, уже прекрасно понимая, что предчувствие его не обмануло.
- Видишь большой дом там, - девушка взмахнула рукой, указывая направление.
Этот дом я, конечно, видела раньше. Его нельзя было не приметить. Добротный, красивый, огороженный аккуратным выкрашенным штакетником, он возвышался недалеко от реки. И я уже прослышала от своей хозяйки, что там живёт юноша. Рано остался сиротой.  Все село  поддерживало его, пока он взрослел.  Многие звали к себе жить, но покинуть родительский дом он отказывался наотрез.
- Свое сердце я хозяину того дома подарила. Ему моя красота в награду за пережитое предназначена. Окружу его своей любовью и заботой, и превратится он из «гадкого утенка в прекрасного лебедя». Всем на зависть.
-Ты уверена, что он примет твою красоту, как  дар? Он знает о твоих планах? И зачем тебе зависть людская? Ты меня удивляешь. Я так была уверена в твоей мудрости, Матильда, - не скрывая долю разочарования, забросала её вопросами.
- То ли ты меня не так поняла, подруга, то ли я неверно изложила своё представление о своем счастье?
- Нет, я, конечно, что-то поняла. Мне мама всегда говорила, что «красивый муж – чужой». Ты это имела в виду, когда речь зашла о Николае?
Матильда не ответила. И не надо... Причина стала явной.
Пока мы так мило побеседовали,  солнце все-таки закатилось за гору. Тени сгустились. Повело прохладой от реки. От перепада температур над стремниной повисло кисейное марево - легкий туман.
- Загулялась я, так опрометчиво… Белье не успеет проветриться до наступления ночи, а поверье не велит,   оставлять  его на улице после захода солнца. Люди разные, среди них  лихие в селениях бывают. Знаешь такое?
- Да,  слышала такое предупреждение от своей бабушки, - стряхивая  прилипшую  к одежде  траву,  ответила я Матильде.
- Чем  заниматься будешь вечерами? Приходи сюда чаще… Молодежи у нас много. Надо на острова тебя взять с нами. Там красиво. Картошку печь будем. Парни рыбешек наловят,  ушицей угостим. Договорились?
- Конечно. Я с превеликим удовольствием принимаю приглашение. Рада, что мы познакомились. До встречи! - Помахала ей на прощание рукой. Разошлись в разные стороны.
            Вернувшись  в хозяйский дом, я прошла в свою комнату. Меня ожидало приятное занятие. В здешней библиотеке нашла  залежи замечательных книг, которых в городе не застать, потому что они всегда «на руках». Драйзер, О’Генри, Золя, Мопассан, Джек Лондон, Хемингуэй.…  Да разве сейчас всех авторов вспомнишь, а тогда зачитывалась классикой. Под влиянием романтичных произведений, витала в облаках, ожидая встречи с Ним.
Расстелив постель, я машинально взяла с этажерки  первую попавшуюся книгу, продолжая вспоминать разговор с Матильдой.  Мне предстояло вскоре, разъяснить Николаю причину  отказа её словами. Встретиться им  больше не суждено – это было ясно.
«Матильда просто испугалась соперничества между двумя красивыми людьми: ею и Николаем, мудро рассудив, что жизнь, «как на пороховой бочке», может разрушить  семейную идиллию», - пришла я к выводу, не оправдывая девушку, просто пытаясь понять её поступок.  Не зря гласит пословица: «Красота увянет, Счастье не обманет!»
       Я и сама часто задумывалась, почему в большинстве своем, Красавицы в итоге  такие несчастливые по жизни. Их судьбы порой трагичны. Часто думала: «Как же им приятно просыпаться, понимая, что они прекрасны, и лицом, и телом». Видимо, Красота перенасыщает  восприятие её и притупляет чувственность наслаждения. Обладание Совершенством после продолжительного желания, как награда уже не ощущается, остается только  эстетическое послевкусие от выдержанного вина. Так устроен Человек: только достигнет желанной Мечты или покорит Вершину, интерес тут же угасает, и появляется желание, искать новую Цель, доказывать себе и окружающим, что способен, вновь покорять другую Высоту, какой бы недосягаемой она ни была в Идеале своем.
         Осенью сельчане отгуляли веселую свадьбу.  Константиновская Матильда вышла замуж за своего избранника.
«Был жених серьезным очень, а невеста - ослепительно была хороша!» - Эти строки, как нельзя точно, нарисовали образы этой пары.
Николай вынужден был, принять всё, как есть. Он уволился и вернулся в свой родной город.  Мое пребывание в Константиновке продолжалось до весны... Так что успела, сдружиться с местной молодежью и побывать с ними повсюду, куда приглашали.
         Моя жизнь тоже за этот период основательно изменилась, но это уже другая история.

   
*драма Генрика Герца, либретто П.И.Чайковского - опера "Иоланта"
*макуха-спрессованные в брикеты, шелуха подсолнечника после выжимки
*Наяда – речная нимфа
               
               

               




               


Рецензии