Школьная история Сорочинской ярмарки

         Глава 12. Трактат о породах людей.

  Начав писать эту повесть, автор(авторша), верная своему женскому обыкновению, отпустила мысли на волю, и они, без руля и без ветрил,совершают свободное плавание, не спотыкаясь о литературные каноны. Но внутренний голос пытается призвать автора к
 порядку:
  -Ты ведь повесть пишешь?
  -Да, повесть.
  -А при чём тут научный трактат?
  -Мне так захотелось!
  -Это уж слишком по-дамски!
  -Но ведь Лев Николаевич тоже в свой роман вставил целый философский трактат! Я тоже хочу!
  -От скромности ты точно не умрёшь. "Ай,моська! знать она сильна!..."и т. д.
  -Да я просто хочу ,так сказать, подвести научную базу под весь тот вздор, с которым
читатели встретились в предыдущих главах!
  -Ну и ну!- изумился внутренний голос.- Пусть так. Но что это за "породы" людей?
 Не о лошадях ведь речь ведёшь. Может имеется в виду национальность или расовая принадлежность?
  -Не мной придуман этот термин, а Львом Николаевичем Толстым. И совсем не важно, какого цвета или национальности человек.Не будем определять эти породы, как Толстой.
 Мол, существуют люди истинно русские, психологически совпадающие  с большинством нации, живущие одной жизнью со своим народом. И существуют  "национальные трутни",
паразитирующие на псевдопатриотическом  чувстве, стремящиеся только к личному  успеху: к деньгам,к власти, к собственному благополучию.

  Давайте,уважаемый читатель, взглянем на человечество с позиции Н.С.Лескова, поведавшего о людях с "очарованной душой", которые свыше наделены  способностью подниматься над суетой обыденности и следовать зову сердца. Эти люди свято верят, что человек - творение божие, поэтому прекрасен, а безобразные экземпляры - патология,ненормальность.

  "Очарованные"очень непрактичны, не умеют обделывать с выгодой свои дела, часто
 "шёлкают клювом"(как выражаются люди практичные), что в переводе означает
"упускают удачу". "Очарованные" всегда недовольны собой, страдают от своего несовершенства и винят себя в своих и чужих неудачах и ошибках.

  А "практичные" с младых ногтей исповедуют мысль о том, что своя рубашка ближе к телу, что руки у человека не зря устроены так, что гребут не от себя, а к себе...
 И множество столь же полезных советов  таких же практичных предков
ведут по жизни их рассудительных потомков. "Практичный" легко прощает себе большие и малые грехи, обвиняет в неудачах кого угодно, только не себя. Зато беспощадно
 судит других.

  Не будем давать оценки этим двум "породам". Наверное, Господь ведал, кого и с какой целью сотворял. Мы лишь констатируем факт существования "очарованных" и "практичных". Скорее всего, именно о первых  сказал М.А.Шолохов как о людях с чудинкой, а В.М.Шукшин прямо назвал их "чудиками".

  Такая концепция позволяет нам определить героиню нашей  повести как "чудика",то бишь "очарованного" человека. В народе о таких говорят "христосик" или юродивый.
  Трудно сказать, какой из синонимов в большей степени может относиться к Елене Ивановне и её единомышленнице Затумановой Нелли Антоновне.

  Ну, что этим двум дамам не живётся спокойно? Как хорошо было бы! Дом - школа.
Школа - дом. Выходной. Развлечения. Зарплата. Скромные обновки. Семейные радости и скандалы.Это ли не счастье?
 Нет, они из кожи лезут, выполняя работу,которую им никто не поручал и за которую ничего не получат,кроме эфемерного чувства удовлетворения. И смешнее всего то, что
эти "очарованные" счастливы, несмотря на бедность, на косые взгляды " практичных",
 которым они не дают спокойно жить. Счастливы тем, что,выражаясь патетически,
 выполняют высокую миссию - "сеют разумное,доброе, вечное".


  Можно ли "чудика"обнаружить с первого взгляда? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения самого "чудика". По каким приметам он узнаёт себе подобного? Во-первых, по глазам. У "чудика",то есть "очарованного", они тёплые и являются таковыми независимо от того,кто перед ним: свой или чужой, начальник или подчинённый,богач или бедняк, русский или "лицо какой-то национальности: чёрный, белый,красный,жёлтый или серо-буро-малиновый. Если у встречного тёплый взгляд и мгновенно вспыхивающая ответная улыбка, то это свой, " очарованный".
  Во-вторых, "чудик" чудика" идентифицирует по поступкам. Например, если идущий впереди человек придержал дверь, чтобы она не хлопнула тебя по носу,
похоже, он "очарованный".

 Если весной на вечно затоптанном и захламлённом уличном газоне копошится какая-то невзрачная фигура, старательно рассаживая какие-то растения, а летом рыхлит под ними землю, поливает их, огораживает это местечко колышками,палочками, то это опять же он,"очарованный". Чудик!

"Практичный" же человек  презрительно усмехнётся при виде такого бесполезного 
времяпрепровождения, да и машину свою поставит так , что она займёт половину импровизированного цветника. Глаза этого человека не зеркало его души, а зеркало, отражающее внешний мир. Они, словно локаторы, фиксируют удобные  или неудобные
ситуации, выгодные или невыгодные обстоятельства. И уж можно быть уверенным, что их обладатель не будет "шёлкать клювом", а схватит самый жирный кусок, даже если для этого надо его вырвать изо рта у другого.
  И дверь этот человек откроет решительно, возможно , даже ногой,и ничуть не озаботится тем,кого она шарахнет по носу. "Это ваша проблема!"- скажет такой в ответ на сетования по поводу причинённых другим неудобств.

  Однако, если потребуют обстоятельства, практичный человек может быть поразительно гибким. Как ласков его взор! Как мягок, даже нежен голос! Как уступчив и услужлив такой человек, если его локаторы правильно оценили обстановку, а биокомпьютер(практичный мозг) верно выбрал режим поведения. Когда же практичный человек ещё и женщина с невинными глазами Мальвины, с тоненьким, каким-то детским голоском, со стройной фигуркой и удивительной способностью к перевоплощению, то нет
преград, которые помешали бы достижению цели, поставленной практичным мозгом.

  Автор трактата не берётся утверждать с уверенностью, что младодиректор "революционерка" Ансимова относится к породе "практичных", но и отрицать это тоже затрудняется. Предоставим же читателям идентифицировать по глазам, поступкам и
 по результатам поступков "породу", к которой принадлежит Алина Петровна.

  Рождается ли человек с принадлежностью к той или иной "породе"? Становится  ли
 "очарованным" или "практичным" в силу жизненных обстоятельств? Хотя автор слышал
 кое-что о генах, против которых не попрёшь, всё-таки склоняется к тому, что человека формирует среда: семья, школа, друзья, круг общения.

  Представим, что родители сумели внушить ребёнку:"Возлюби прежде всех самого себя, и дела  свои обделаешь к собственной выгоде, и жить будешь припеваючи". И "припевает" их взрослое чадо, забыв и о  долге перед родителями, и о любви к ближнему; шагает такой "практичный" по головам( а иногда и по трупам!), шагает к заветной цели: приспособить окружающий мир  "к собственной выгоде".


  Страшно, если такой человек  - с холодным сердцем и изощрённым умом- придёт в школу, к детям. Вместо "разумного, доброго, вечного" сеет он цинизм, чёрствость,
потребительское отношение к окружающим.

  Счастливы дети, к которым пришёл учитель с горячим сердцем, с тонкой внутренней
организацией. Такой не повелевает детьми, а слушает,слышит, чувствует каждого ребёнка, живёт в мире его мыслей, представлений, эмоций, ведёт его по дороге  добра
и высоких помыслов. Счастлив и учитель счастьем своих учеников. Он принимает их в своё сердце и сам входит в их сердца. При этом рождается такой свет и такое тепло, которые могут расплавить, свести на нет любые нехорошие "генные" задатки. И эти тепло и свет остаются на всю жизнь в душах детей. Вот почему "очарованных" Учителей
 мы помним до старости и пишем их звание с большой буквы.


   Кто-нибудь(кого автор  с удовольствием признает мудрее себя), возможно, скажет,что в человеке должны гармонично сочетаться  тонкость чувств, высокие душевные порывы с трезвостью ума и расчётливостью. Возможно, есть такие гармоничные люди даже и в школе. И, может быть, они и рады были бы  всё это сочетать в работе с детьми. Но "прогрессисты" из высшего руководства образования, восхитившись заокеанским вариантом образования, цыкнули на школьных "очарованных":
  -Наша задача-давать знания, отвечать на вызовы времени; сделать наших выпускников
 конкурентоспособными на рынке труда". Можно подумать,что суродовав  из ребёнка счётно-решающее устройство, мы повысим его  шансы быть счастливым и успешным во взрослой жизни.
  - А творческие задатки своих детей,- предлагают " прогрессисты",-пусть развивают родители в "центрах воспитания".
  Это всё равно, что сказать  ученику:
  -Здесь, в школе, ты должен развивать и обогащать свой ум, твои же чувства никого не интересуют. Чувствовать учись дома, у своих родителей. Или в "центре воспитания", если захочешь." А если не захочет?

 А теперь наши "прогрессисты " ужасаются:"Откуда это у нас такой всплеск детской преступности, беспризорности,жестокости?!"
  -Да потому что разделили неразделимое: обучение и воспитание.
 А в "досюльные" времена? Тогда Елена Ивановна вместе со своими учениками билась над  постановкой "Сорочинской ярмарки", и дети, увлечённые творчеством, изумляли
взрослых  изобретательностью в решении, казалось бы, неразрешимых задач.
 Тогда Брадулина Таисия Фёдоровна, Учитель словесности из Самары, разжигала в детях
страсть к познанию, к поиску, собирая материал для музеев  Неверова и Алексея Толстого.
  Тогда Туманова Нелли Антоновна очаровывала детей и взрослых Пушкиным, проводя ежегодно поэтические вечера 19 октября, в день Лицея, и 10 февраля, в день памяти  поэта.
 Эти и другие самарские "чудики" были универсальными "центрами"  образования и воспитания. И сотни теперь уже взрослых бывших учеников вспоминают их с благодарностью и думают:
  Пусть я не смог стать таким, как они, но я знаю, что есть люди с высокой нравственной планкой, с которых можно "делать жизнь свою". И я хочу, чтобы мои дети и внуки  встретили в школе именно такого Учителя, а не училку!
 
 
         Продолжение следует.


 


   

    


Рецензии