Псевдосоветы и утешения-штампы

- Да-да, можете войти, я сейчас свободна. - сказав эту фразу, психолог как всегда поудобнее устроилась в кресле своего кабинета, сохраняя абсолютно невозмутимое выражение лица. Такой она была с каждым своим клиентом вот уже не один год и не видела смысла менять что-то в своем привычном поведении.
Дверь открылась, и в кабинет вошла девушка не старше 24-25 лет. Вежливо поздоровавшись, она осторожно присела напротив своей нынешней слушательницы с ее молчаливого согласия и начала разговор.
- Так вот, понимаете, в чем все дело... Я... вот уже очень давно чувствую себя такой одинокой, у меня нет близких друзей или подруг, с которыми я могла бы поделиться своими переживаниями и проблемами, ведь сейчас большинству людей плевать на всех, кроме себя. Также я никак не могу встретить человека, с которым у нас было бы взаимное чувство и... Не знаю, порой я просто впадаю из-за этого в отчаяние!
Начав тихо всхлипывать, девушка полезла в сумочку за носовыми платками, после чего негромко высморкалась. Психолог не обращала на слезы клиентки никакого внимания, продолжая сохранять невозмутимое спокойствие.
- И поэтому я теперь не представляю, что делать и как жить дальше, - продолжила девушка, немного придя в себя, - Прошу вас, подскажите мне. Мне это очень сейчас нужно.
- Что ж, - ответила женщина, привычно войдя в роль утешительницы несчастных, - на мой взгляд, основная ваша проблема заключается в том, что вы слишком остро реагируете на ваши жизненные трудности. Не переживайте из-за них так сильно, и все. Вот увидите, у вас еще все наладится, у вас вся жизнь впереди...
- Простите, а что значили ваши последние слова? - переспросила девушка, заметно изменившись в лице.
- Я имела в виду то, что вы еще такая молодая, у вас все еще будет, поверьте. Ведь вам еще нет двадцати пяти, правда же?
- Да, это правда, - голос девушки стал заметно тверже, а недавние слезы словно исчезли, - Однако как вы можете точно утверждать, что у меня еще вся жизнь впереди? Откуда вы знаете, что она будет долгой, вы что, ясновидящая? Вы психолог, а не прорицатель будущего, если я не ошибаюсь. Значит, вы не можете с уверенностью об этом говорить.
- Возможно, но я имела в виду, что вы еще молоды и поэтому...
Девушка внезапно презрительно засмеялась.
- Ну да, разумеется, это ведь известный стереотип: если человеку нет тридцати, значит, у него еще все впереди! Вот только вы не учли одну вещь: далеко не все люди умирают в глубокой старости в окружении внуков и правнуков. Верно? Мало ли что может произойти с человеком: несчастный случай, болезнь или даже убийство - кто знает! Вот вы сейчас говорите, что у меня еще все впереди, а мне уже сегодня или завтра может, например кирпич на голову упасть или машина насмерть сбить. Разве я не права? И где тогда правда в ваших словах?
Неожиданный ответ девушки, в котором чувствовалась откровенная язвительность немного смутил психолога. Однако женщина не растерялась.
- Ну зачем сразу придумывать такие ужасы для себя? Нужно всегда верить в лучшее, милая.
- Увы, я не оптимист и смотрю на вещи реально, а не как всевозможные "любители жизни", которые считают, что наш мир прекрасен и в нем чуть ли не живут розовые пони, что едят радугу и, извините, гадят бабочками! Уж извините, я не Поллианна, которая будет радоваться даже тому, что у нее сломаны ноги. Своими словами я просто хотела доказать то, что ваши утверждения по поводу будущей долгой жизни абсолютно беспочвенны. Да, некоторым людям кажется, что они будут жить вечно, что они чуть ли не бессмертны и умрут еще очень нескоро. А в действительности это происходит гораздо раньше, чем им казалось: не успеешь оглянуться, и все. Поэтому вы не можете говорить о том, что у меня еще все впереди, ни один человек не может даже с точностью сказать, что произойдет завтра, не говоря уж о более долгом периоде времени. И вообще, завтра может и не наступить в жизни людей: упадет на Землю, скажем, метеорит, как 65 миллионов лет назад, и все! И не будет больше ничего, никакой дальнейшей жизни. Именно поэтому нужно думать о том, что происходит именно сейчас, а не откладывать на потом, ведь этого самого "потом" можно никогда и не дождаться.
- Пожалуй, здесь вы правы, - сдалась наконец психолог. - Просто это была обычная фраза, чтобы вы не так сильно отчаивались, я же не говорила, что видела ваше счастливое будущее.
- И не скажете. - во взгляде девушки промелькнул вызов. - Хорошо, допустим, с этим мы разобрались. Но так что же мне именно сейчас нужно сделать? Как мне найти друзей и любимого человека, если мои интересы не совпадают с большинством. Я же не могу ходить по улицам с табличкой "Ищу родственную душу!"
- Не переживайте, все образуется. Вы найдете себе близких друзей и, я уверена, и любимого тоже: где-то точно есть такой человек, которого вы ищете.
Девушка вновь начала как-то странно похихикивать, и это не было похоже на нервный смех.
- "Где-то", "где-нибудь", если обойти весь земной путь... То есть, если я вас правильно поняла, вы хотите сказать, что где-то на земном шаре есть человек, который предназначен мне судьбой, верно? Логично, но тогда сразу возникает вопрос: а где конкретно он сейчас находится, а? Это мне что теперь, нужно обойти всю нашу планету, побывать в каждом ее уголке, в том числе под водой и на полюсе что ли? А вы знаете, чему равна площадь Земли? Нет? Скажу сразу: не одному квадратном километру, и чтобы совершить Полное кругосветное путешествие, требуется не один месяц, а если еще нужно посетить абсолютно каждый город, деревню и все прочее, даже пещеры и норы на всякий случай, то... А что? По-другому нельзя, я ведь не Супермен, чтобы за пять секунд побывать сразу везде, переместиться во все точки мира. И как тогда, спрашивается, мне найти любимого?
- Я... - неуверенно начала психолог и тут же запнулась.
- Вот, вы не знаете, что теперь на это ответить. И правильно. Если бы вы сами лично знали нужного мне человека, вы бы сразу конкретно сказали, где мне его найти. А так, вы не можете назвать даже близко на него похожего, и потому говорите всякую абстракцию, что где-то якобы он есть, пусть на острове Пасхи! На самом деле вам просто нечего больше сказать, и все. Потому что как и в предыдущем случае вы утверждаете то, в чем не уверены и никогда не сможете увериться. Поэтому и повторяете очередной штамп-утешение, за неимением другого.
Психолог окончательно растерялась. Ни один ее клиент прежде не говорил ей ничего подобного, никто не приводил в редких спорах столь сильные аргументы. Однако женщина еще не была готова сдаться, поэтому продолжила борьбу.
- Я всего лишь пыталась убедить вас в том, что все еще у вас будет хорошо! Просто поверьте в это и немного подождите.
Теперь девушка уже не только смеялась, она начала издевательски аплодировать.
- Браво! Браво, уважаемый доктор, именно эту фразу я и надеялась от вас услышать! Она поистине гениальна, не правда ли? Да... За все время существование человечества кому ее только ни говорили, это уже всемирная цитата! Вот только от того, что ее скажут, ничего в жизни не изменится, потому что слова никогда не помогут в решении материальных проблем. Нельзя просто сидеть и ждать неизвестно чего, будучи уверенным в том, что все само собой решится. Так не бывает в жизни, только в детских сказках: просто так ничего с неба не свалится. Чтобы чего-то добиться, нужно самостоятельно приложить к этому усилия, одному или с помощью друзей. А цитировать эти избитые три слова и безмозглый попугай может, разве что прока никакого не будет. Вот и все.

Психолог молчала - ей нечего было больше сказать, нечем возразить. Сама же девушка, продолжая криво улыбаться, поднялась с кресла.
- Видели, как я вас уломала меньше, чем за час? Не ожидали такого, как я погляжу.
- Н-но... Как вам удалось... Кто вы такая? - голос женщины дрожал.
- Кто я? На самом деле я обычная девушка, не считая моего поэтического дара - помните, я рифмовала некоторые свои фразы, пока говорила. Однако на самом деле у меня есть и друзья, и любимый - те проблемы, которыми я с вами делилась, были у меня раньше, несколько лет назад. Тогда мне тоже советовали сходить к психологу и излить ему душу, однако я отказалась. И теперь я убедилась, что поступила в свое время правильно: за весь наш разговор вы не сделали ровным счетом ничего, чтобы хоть немного мне реально помочь. Вы просто сидели с неизменным выражением лица и давали известные псевдосоветы и утешения-штампы, которые до этого говорили Абсолютно всем своим клиентам, даже не вникая в суть конкретно их проблем. Просто повторяли избитые фразы, которые говорят всем людям такие как вы и просто "доброжелатели", чтобы несчастные не вскрыли себе вены или не спрыгнули с моста от отчаяния. Вот только я сегодня с успехом развенчала каждое ваше слово, не имеющее за собой никакого основания для того, чтобы ему верить. А вот если бы вы вместо того, чтобы расписывать о моей жизни, которая еще не скоро закончится, оторвались от своего кресла и предложили мне помочь в поиске друзей и любимого - было бы гораздо больше пользы! Удивительно, что вы мне не посоветовали больше бывать на свежем воздухе и посещать парки, где растут красивые цветы и деревья - ваши коллеги часто говорят подобное, опять же, не понимая, что дерево не согреет меня ночью в своих объятиях и не проведет ласково рукой по волосам... А своего нынешнего мужа я отыскала сама, я не сидела десять лет, как Ассоль, ожидая, когда он сам ко мне придет. И, видимо, не зря. Теперь же я прощаюсь с вами, уважаемая, надеюсь, беседа со мной пошла вам на пользу, и вы задумаетесь немного о вашей профессии и, быть может, пересмотрите некоторые взгляды на то, как нужно помогать людям. Всего хорошего!
Решительно забрав свою сумочку, девушка твердой походкой вышла из кабинета. Психолог же некоторое время молча смотрела ей вслед, затем негромко произнесла в пустоту: "А ведь она была во всем права..."


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.