Однажды на юге Африки

   
Нынешняя водоплавающая молодежь и знать не знает ,что значит выездная виза...А без этой самой визы ,не то что в океан выйти,границу СССР пересечь было невозможно.Начиналось все с достаточно емкой анкеты,в которой обязательно указывалось,были ли вы или ваши родственники под судом или следствием,были ли вы или ваши родственники интернированы или пленены,проживает ли кто-либо из родственников ,не дай Бог,за границей и так далее ...Месяца три длились какие-то проверки.Хотя я до сих пор не понимаю чего было проверять у нас 17-18- ти летних пацанов,курсантов мореходки.Затем уже после учебы походили множество всевозможных полит и проф инструктажей и аттестаций. И вспомнил я об этом ,когда оказался один в аэропорту чужой страны, на юге Африки.
  В 1981-м году  довелось мне работать на судах Советско -мозамбиканского общества "Мосопешка".Ловили рыбу и креветку на шельфе индийского океана в районе Мозамбика .Во время одной из промежуточных стоянок в порту Бейра прибыл мне на замену 3-й механик.Дела я сдал оперативно и на следующий день получил билет на самолет.Валютой нас тогда не баловали,да и зачем она в море ,где накормят,напоят ,ну а спать в каюте ляжешь сам,в смысле один...Представитель компании-агента привез меня в аэропорт ,вручил билет на самолет Бейра-Мапуту и оставил на волю случая.Официальный язык в стране,португальский в Союзе был не особо популярным,я бы даже сказал редким,ну а с английским местное население особо не заморачивалось...В общем без языка ,денег,обладая номерами телефонов (мобил.еще не было)посольства СССР и представительства Минрыбхоза я полетел в Мапуту,в силу достаточно юного возраста полагая ,что советский гражданин и на Луне не будет брошен...
Полтора часа пролетели достаточно быстро,и даже как-то незаметно.
Мягко приземлившись Боинг про катившись положенное расстояние ,остановился неподалеку от терминала.Автобусов на взлетке не полагалось и пассажиры вытянувшись змейкой,как пионеры на прогулке ,не спеша ,потому как жарко ,зашагали  в сторону зоны прилета.Аэропорт в столице Мозамбика небольшой,потеряться там сложно.Я вышел в центр зала и огляделся.,мне нужен был телефон.У выхода из здания на стене в ряд располагались несколько телефонов -автоматов,увидев их издалека,я было обрадовался,однако приблизившись я обнаружил полное отсутствие трубок.Они были отделены от корпусов по-разному,на одном телефоне с полным знанием вандального  искуства с корнем, вместе с кабелем,на другом аккуратно обрезаны у самой трубки,на третьем кабель обрезан посередине и все аппараты обьединяла полная непригодность к использованию.Вот она ,освобожденная от колониального гнета португальцев Африка , подумал я и вздохнул.Для очистки совести ,прошагав по периметру, сравнительно небольшого зала,отметив по пути еще 2-3 группы таких же калеченных телефонов,я вышел на ступени аэровокзала.Время шло к обеду.Плотный завтрак на пароходе
уже давно переварился и молодой организм требовал подпитки...Кроме этого было жарко,хотелось пить.Осмотревшись я заметил неподалеку
служебное помещение у входа в которое стоял мозамбиканский солдат с автоматом Калашникова.К слову сказать ,армия Мозамбика слыла на тот момент самой дисциплинированной и боеспособной армией на юге
 Африки,конечно кроме ЮАРовской.Думаю ,благодаря кубинским офицерам да нашим советникам...Солдат думал о чем-то веселом,может о предстоящем обеде,на его лице блуждала довольная улыбка,палец лежал на курке.
Казалось ,крикни сзади "гав",раздастся очередь.На уровне подсознания,оказавшись в чужой стране,я первую очередь выучил ,как будет по португальски:добрый день и спасибо . Не торопясь,чтобы меня  хорошо видели,я подошел к солдату показывая руки ,на всякий случай ,и громко произнес ,разделяя фразы паузами:"Бон дия ,...руссо маринейро...,имбашаде советико...,телефон...!"-это было все,что я знал по-португальски на тот момент....В переводе это звучало: Добрый день ,русский моряк,советское посольство ,а телефон,как оказалось ,и в Африке телефон.Чтобы дождаться реакции,пришлось еще трижды блеснуть своими познаниями в португальском...Солдат сделал знак остановиться и бросив на ходу,"эшпера"(подожди)скрылся за дверью охраняемого объекта ...Минут через пять он появился вместе с офицером.Офицер был тоже мозамбиканец, хотя может и кубинец,судя по тому как с подозрением он окинул меня взглядом."Пасапорт ?"-сказал он и протянул руку.Вот тут-то я и вспомнил,что во время одного из инструктажей в отделе по работе с моряками загранплавания ,нам категорически запещалось передавать паспорт в руки кому бы то ни было ,кроме сотрудника пограничного миграционного контроля.Я сделал шаг назад,открыл паспорт и несмотря на протянутую руку,отступил еще на шаг,повторяя выше упомянутую фразу :"руссо маринейро ,имбашада советико,телефон".Понимая ,что паспорт я не отдам,офицер начал знакомиться с его содержимым на расстоянии...
После первого прочтения информации из паспорта,подозрение во взгляде исчезло,мне это напомнило"Стихи о советском паспорте"(Мояковского) "К одним паспортам -улыбка у рта.К другим -отношение плевое ..,глазами доброго дядю выев,не пере ставая кланяться....",изучение паспортных данных продолжалось минуты две-три,наконец когда все подозрения развеялись ,офицер дружелюбно сказал-"Вамуш"(Пойдем)Мы поднялись на второй этаж какого-то строения,зашли в комнату с телефоном в которой находились двое сотрудников
 в армейской форме...Перебросившись парой фраз с офицером солдаты  быстро встали и поклонившись ,вышли в коридор . Я был несказанно рад представившейся возможности наладить телефонную связь с соотечественниками ...Первый номер телефона,который я принялся торопливо набирать, принадлежал конечно же представительству МРХ(министерства рыбного хозяйства),все ж свои ...Но трубка издавала протяжные гудки..Покрутив диск телефона раза три,для очистки совести,безрезультатно,я решил позвонить в посольство .Ответили сразу:"Имбашада советико". "Здравствуйте"-Говорю ,радостным голосом.Сам себе думаю ,ну кончились мои мытарства.Накормят ,напоют,определят на постой..."Здавствуйте"-слышу в ответ как музыку и начинаю объяснять кто я ,откуда ,говорю быстро и лаконично,заканчивая тираду тем ,что очень хочу есть...Мне вежливо и так же лаконично предложили ожидать на ступенях аэровокзала,машину высылают...
Душа моя ликовала !Меня распирало чувство гордости за свою страну,за СССР,гражданином которого я являюсь.Ведь это только в нашей стране такое возможно, думал я , что человек даже на Луне не будет брошен.Выйдя в коридор,бросив на ходу спасибо,кажется на английском,я поспешил ко входу в аэропорт...
От посольства до аэропорта еще нужно было доехать,но уже через 5минут,я сверлил взглядом каждую подъезжающую машину...
Время перевалило далеко за полдень,однако ко мне никто не подходил и не о чем не спрашивал...Простоял я так часа три, может больше Начал нервно прохаживаться по  ступеням.Отойти боюсь,вдруг пропущу автомобиль из посольства...И уже начал терять веру,отчаиваться.
Вдруг вижу из глубины зала идут трое,не перепутаешь,наши.Европейцы,русоволосые,один с бородой,двое бритые ,лет 35-45 ,в руках и на плечах они несли какие -то деревянные ящики,я так и не понял с чем ,да это было и не важно.В общем бросился я к ним как родной к родным,парни даже оторопели от неожиданности.Здравствуйте,говорю и слышу в ответ на чисто русском языке,по которому я уже успел истосковаться,-"здорово коль не шутишь..."Начинаю быстро и сбивчиво объяснять ситуацию,но они видимо проходили в Союзе свои инструктажи.Посмотрели на меня с недоверием и отошли посовещаться.Совещались не долго,а я в это время стоял переминаясь с ноги на ногу,как подсудимый ожидая своей участи .Когда спасители повернулись в мою сторону,я понял,что спать сегодня буду в постели ,а не на ступенях аэропорта ,и скорее всего ,накормят ужином..."У нас джип,поехали,до посольства добросим"-я услышал то ,что услышать очень хотел,"Только оборудование по пути в лабораторию завезем",добавил один из моих спасителей.Разместившись в просторной машине,мы двинулись в сторону города.Через некоторое время,машина свернула с трассы на второстепенную дорогу.Еще через несколько километров дорога перешла в  проселочную...Время было вечернее.Остановились мы перед шлагбаумом,который охраняли солдаты.Ближайший из них,увидев машину вытянулся в струнку,отдал воинское приветствие и не проверяя документов ,освободил дорогу...Стемнело быстро,тропики.На грунтовой дороге потряхивало.Фары светили ярко.Впереди и справа стеной стояли джунгли...Слева ,поле -не поле, какая-то пазота,рукотворная равнина.Машина подъехала к непонятному строению, сложенному из кирпича,размерами с деревенский туалет.Мне было удивительно наблюдать,как мои соотечественники,вместе со всеми ящиками загрузились в этот самый "туалет"и закрыли за собой дверь.Сижу,скучаю.Фары горят,освещают пальмы и еще какую-то растительность.Опять я загрустил.Думаю ,попал из огня да в полымя...
И дернула меня нелегкая сесть в машину неизвестно к кому.Ведь предупреждали же в отделе по работе с моряками загранплавания о бдительности за  рубежом ,так нет же ,а мы еще с издевкой
называли это подразделение "отделом по БОРЬБЕ с моряками загранпаспорта плавания"....Вариантов у меня не много,прикидываю,или эти сейчас выйдут из "туалета" и вербовать начнут на вражескую разведку,или племя выскочит из джунглей и съедят без соли тут же...Где нахожусь не ведаю,куда бежать ,тоже...
Не представляю ,сколько я так просидел.Может много времени,может не очень.Однако открывается дверь и появляются мои попутчики.Напрягаюсь внутренне и жду ,что будет дальше...Как ни в чем не бывало,садятся они в машину.Сигарету хочешь?-спрашивают.Не знаю на что в этот момент похож был мой голос,но я выдавил из себя"Да".Завели двигатель,поехали в обратном направлении.Те же пальмы ,та же рукотворная равнина ,шлагбаум ,постовой ...При появлении первых домов,расслабился.Минут через двадцать,были около посольства.С великой радостью ,поблагодарив своих спасителей ,я ринулся в здание.Пропустили свободно.В просторном холе на широкой стене,висел огромный портрет "дорогого "Леонида Ильича Брежнева сверкая ,тогда еще,тремя звездами Героя.Ну вот и дома,подумал я и вздохнул с облегчением.


Рецензии
В случае размещения прозы для лучшей читаемости текста необходимо отделять абзацы друг от друга двумя переводами строк, чтобы между ними была пустая строка.

Приветствую Вас, коллега, на Прозе. Ру.

P.S. Плюс "красная строка". Удачи.

Роман Лебедев 3   21.03.2016 00:11     Заявить о нарушении
Благодарю,замечание принимается...

Геннадий Бородин 2   23.03.2016 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.