Мотивация - основа качественной деятельности

       Одинаковость, однообразие, повтор, неизменность, клише, штампы действуют на людей угнетающе.
       На разных людей это действует по разному: одному и сто повторов - разное, а другому и три в тягость...
       Людям с "живым" характером, склонным к творчеству, поиску, креативных, как сейчас выражаются, ситуаций  - однообразие, повторы, неизменность действий и событий как ножом по стеклу. Быстро надоедает и вызывает оскомину. Для других неизменность и монотонность процесса - самое то! Люди разные.
       Есть люди,  которые не могут долго сидеть на месте, делать одни и те же телодвижения, изо дня в день выполнять одни и те же функции, разговаривать об одном и том же одинаковыми словам, жить в не изменяющейся окружающей среде и с не изменяющимися людьми.
       Такие люди чаще разводятся.  Всегда разводятся с теми, кто склонен к неизменности бытия. Такие люди стремятся к большему числу связей с другими разными людьми, стремятся к изменению статуса своей деятельности или меняют место работы,   место жительства, машину, гаджеты, стремятся к путешествиям, предпочитают экстремальные виды хобби и виды спорта...
       И есть люди, для которых  однообразие, неизменность, повторяемость и даже "застой" - это  вполне приемлемое состояние бытия. Отдельный вопрос - они к этому приспособились или это их некое имманентное качество. Можно, конечно,  вспомнить о различных классических темпераментах  - холериках, сангвиниках,   меланхоликах, флегматиках, - но это совсем другое в контексте нашего рассмотрения предпочтений человека. И холерик, и сангвиник, и меланхолик, и флегматик могут одинаково и по разному относится к разнообразию, изменчивости, развитию, интересности внешней жизни.
       То,  о чём я сейчас говорю, к сути человеческих темпераментов, в существующем их понимании, на прямую отношения не имеет -  понятие "темперамент" отражает психическую (душевную)  интенсивность, степень проявления эмоций, скорость с какой будет реализовывать человек те или иные свои проявления и, в том числе, своё негативное отношение к одинаковости, однообразию, повторам, неизменности, клише, штампам в своей жизни и при  общении с людьми и природой.
       Мы рассматриваем скорее то, что характеризуют словами  "скука", "обыденность", "тошно",  "интерес".  Люди всегда бегут от скуки к интересу или мирятся с обыденностью. Различными способами. Секс, алкоголь, наркотики, азартные игры... 
       Как писал великий Гёте:
"К высокому, прекрасному стремиться
Житейские дела мешают нам,
И если благ земных нам удалось добиться,
То блага высшие относим мы к мечтам.
Увы, теряем мы средь жизненных волнений
И чувства лучшие, и цвет своих стремлений.
Едва фантазия отважно свой полет
К высокому и вечному направит, -
Она себе простора не найдет:
Ее умолкнуть суета заставит."
       И эта бытовая "суета" и перманентная "обыденность" со "скукой"  угнетает  любого человека, независимо от его темперамента.
       Одинаковость, обыденность происходящих событий, неизменность жизненных коллизий, повторы ситуаций и слов, фильмов, книг,  однообразие окружающей обстановки вызывают у людей сильнейшие  негативные эмоции под названием "скука" и "тоска". От "скуки" и "тоски" совершаются преступления! Уверен, что вы знаете много примеров этого...
       Скучно - это  значит не интересно, тягомотно, обрыдло, нудно, тоскливо, тошно, отстойно... 
       Скука порождается отсутствием изменений, которые человеку определённо  интересны. Вызывают любопытство.  Интерес - это главный движитель человеческих действий, поступков, устремлений, чаяний... Человек всегда стремится к тому, что "интересно"! Или "любопытно".
       Человеку приятнее, комфортнее и легче делать то, что ему интересно. Любая работа или дорога оказывается легче и короче, если есть интерес в конечном результате.
       У человека всегда возникает чувство внутреннего напряжения, если то, что он делает не представляет для него интереса. Независимо от того по внутренним обстоятельствам (для себя) или по внешним (для общества). Без интереса любая деятельность превращается в муку: и работа и учёба.  Первый и необходимый шаг к дружбе или любви - это интерес к человеку. Без интереса ни то, ни другое, ни третье  не возможно.
       Что обуславливает "интерес"?
       Внутреннее состояние человека и внешние обстоятельства!
       Внутри человека есть набор жизненно выработанных программ поведения, выполнение которых воспринимается человеком как удовольствие, а не выполнение - как негативное переживание: набор инстинктов,  условных рефлексов и осознаваемых действий. Они формируют и определяют внутренний интерес и внутреннюю мотивацию поступков.
       Внешние обстоятельства жизни человека заставляют его вести себя определённым образом. Правила поведения, мораль, нравственность, законы, запреты, требования других людей. В этом случае главным движителем действий выступает понятие "надо". Надо, так надо! Деваться некуда.  Если человек поступает не как "надо", то ему же может быть хуже.
       Человек действует в условиях внешней необходимости и принуждения, а не внутреннего желания. А действия по принуждению не всегда приносят человеку чувство радости и, соответственно, счастья. Но к этому человек приспосабливается как к неизбежной необходимости - как к восходу Солнца или закату Луны. Это,  на определённом этапе его жизни, перестаёт оцениваться  психикой человека как хорошее или плохое. Оно есть. И всё. Далее игра идёт по  изменяемым параметрам существования человека, в рамках допустимого.  Какой-никакой, а выбор у человека есть всегда.
       Что делать, а что не делать человеку  определяется  желаниями человека  и обуславливается  внешними обстоятельствами (принуждением). Любое действие человека всегда  мотивировано. И степень мотивации во многом обуславливает насколько это действие будет выполнено в полной задуманной или требуемой степени.
       Мотивация определяет силу  желания что-то сделать. Это слово во многом, по смыслу, подобно понятию "воля", только имеет внешний источник.  Поэтому мотивация существенно влияет на  эффективность  выполнения каких-то действий человеком и особенно на эффективность  его обучения.
       При выполнении человеком каких-то действий сила мотивации обуславливается  пониманием человеком важности, значимости для него самого поставленных перед ним  целей, задач, результатов. 
       А вот при обучении  людей - детей, подростков, юношей и девушек -  значимость и важность обучения для них далеко не всегда очевидны и понимаемы в полной мере. А зачем мне всё это учить?
       Поэтому в процессе обучения  формирование внутренней мотивации обучающегося является важнейшей задачей как для самого обучаемого, так и для тех, кто должен его обучить.
       Без должной мотивации не будет ни эффективного и  качественного труда ни, тем более,  качественного научения!
       Степень мотивации  достижения результата обуславливается, в первую очередь,  силой заинтересованности человека в результатах выполняемых действий.
       Возвращаясь к началу этой статьи - "Одинаковость, однообразие, повтор, неизменность, клише, штампы действуют на людей угнетающе" - следует сделать вывод, что именно отсутствие одинаковости, однообразия, повтора, неизменности, клише, штампов в действиях человека могут обеспечить силу мотивации.
       И если человек сам умеет создавать мотивацию для своего обучения и для своей работы, то такой человек достигнет уровня, заложенного в него природой!
       Создавать мотивацию - это и означает формировать  в себе интерес к делаемому делу, к жизни.
       Кто умеет заинтересовать себя выполняемыми действиями - тот эффективный и счастливый человек! Независимо от выполняемой работы или учёбы.


Рецензии
Желания и потребности человека не совпадают. Случается, что с большим трудом добившись желаемого, не чувствуешь себя счастливым человеком ибо желал не того, что нужно.Согласна, что принудительное обучение без мотивации не эффективно и тяготит всех.

Светлана Самородова   13.02.2016 22:01     Заявить о нарушении
Да. Не всё вкусное полезно...

Александр Ивашкевич   13.02.2016 23:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.