Реальная виртуальность

Я хорошо помню день, когда впервые узнала, что такое настоящий «компьютерный кайф», а если конкретнее, компьютерные игры на цветном мониторе. В нашей школе было программирование, но компьютеры в классе были черно-белыми бейсиками, и самым лучшим, во что можно было на них поиграть – это стратегия по управлению городом и извлечению прибыли. На небольшом выпуклом экране схематично отображался город, от которого все мальчишки класса были просто в восторге.

Моя мама в 90-х годах работала на предприятии с хорошим финансированием и стремлением к прогрессу. Однажды она взяла меня с собой на работу, наверно, был вечер или выходной, я не помню, но уж точно не рабочее время. У нее был отдельный кабинет, и когда я зашла туда, напротив двери я увидела красивый деревянный стол, справа от него шкаф для документов, а на столе, повернутый ко мне задней стороной монитор компьютера, большой, красивый, квадратный, белого цвета. Я обошла стол с левой стороны и уставилась на него в немом изумлении, будто узрела чудо из чудес. Я до сих пор помню трепетный восторг, с которым я села возле него. Мама мышкой показала мне, где папка с играми, и каждый щелчок, открытие, закрытие и перемещение мышки казался мне чуть ли не волшебством. Я помню несколько игр, тетрис, что-то с цветными шариками, карты, но больше всего игру, где было много уровней, где маленький мохнатый белый комочек ходил по экрану, съедая вкусности, виноград или ягодки, убегая от пауков, которых с каждым новым уровнем становилось все больше и больше. Кажется, это был какой-то лабиринт, замок, где нужно было собрать ключи, для того, чтобы открыть дверь на выход. Когда паучок съедал мохнатый милый комочек с большими глазами,  на его месте появлялся холмик с крестом. Это было так жестоко, я так искренне переживала за своего пушистика, что каждый раз, когда его съедал паук искренне расстраивалась, не желая даже смотреть на этот холмик. В моменты потери жизни моего героя, играла трагичная мелодия, что-то очень допотопное и простое, несколько нот, заканчивающихся на самую глухую их них.

И было в этой простоте по современным меркам восхода компьютерной цивилизации что-то волшебное. Все эти новые слова: «html код», разрешение экрана, процессор, папка, архивирование, бесконечное количество новых цифровых языков, изобретенных человечеством, за какие-то 20 лет.

Какой колоссальный прогресс, если вдуматься в то, что персональный компьютер получил свое тотальное распространение совсем недавно. А теперь все эти «iphone», андроиды, планшеты, 4g, face time, viber и скайпы. Всего каких-то 20 лет положили начало формированию новой идеологии общения, новой идеологии жизни, новой цивилизационной модели. Мы – те первопроходцы, которые открываем Америку. Наши дети быстрее учатся печатать, чем писать, учатся читать по сообщениям, всплывающим на экране телефона.

Но вспоминая тот день, в возрасте лет 7, когда мне впервые доверили компьютер,  я понимаю, что это был и один из самых радостных, и один из самых грустных дней в моей жизни. То количество информации, которое мой мозг учился фильтровать, мне вовсе не было необходимо. Постепенно всемирная паутина, социальные сети сделали невозможными простые чудеса жизни. Они заставили всегда быть на чеку,  проверяя, взяла ли я свой телефон, заряжен ли он, что выложил мой бывший в instagram, какие комментарии написали пользователи о ресторане, где я собираюсь поужинать. Я слишком много времени трачу на изучении того, что было придумано лишь для того, чтобы изучать. Мы усложнили свою жизнь до безобразия, раньше встретиться с другом не составляло проблемы, нужно было лишь договориться о встрече, которая сама по себе без смайликов и комментариев к фотографиям была полноценной. У меня не было нужды делиться с другими тем, что я ела на завтрак, а также смотреть, чем отобедали они. Теперь же наш мозг перегружен, направлен наружу, а не вовнутрь. Компьютеры и современные технологии заложили начало формированию общества потребления информации, теперь войны происходят в сети, в твиттерах или на оппозиционных новостных источниках. Охватить объем исходных данных невозможно. Зато можно узнать все и обо всех.

Когда мне было 15, в моем городе появился чат,  в котором люди в режиме реального времени под различными никами общались в сети. Это была как группировка своих и чужих, стареньких и новеньких пользователей. Были строгие «админы», которые могли навсегда стереть тебя, твой ник-нейм из виртуального пространства, поглотив вместе с ним всю твою историю общения, забрав имя, твой бренд, как нынче модно говорить, твой «товарный знак». Администратор мог забанить за нецензурные выражения или недостойное поведение. Бывало, пользователи ради прикола «кто кого», подставляли друг друга, отправляя жалобы или вырванные детали переписки администратору, устраивая тем самым инфо-войны в миниатюре, ради шутки, с тем, чтобы потом исправить ситуацию. Это был целый мир, населенный гномами, «Little_Хоbbitами», Bad_Girlami, Лисами, Принцессами111, Самыми_Красивыми, Donkey_Хotами и так далее. Где каждый мог удачно пошутить, удивить другого, завести роман и тут же расстаться. Где женились на сутки, и боялись встречаться вживую. Фотографий участников не было, в общей информации значилась только дата рождения. И когда с кем-то завязывалась интересная беседа, это было все равно, что дружба по переписке, общение вслепую. Зачастую удавалось узнать человека намного лучше, не видя его. Этот мир отличался от современных социальных платформ, он был на тот момент нов и свеж. В нем был дух бунтарства и новаторства. А люди, не избалованные медиа-возможностями, относились друг к другу по-человечески. В скором времени организаторы Чатландии стали устраивать совместные мероприятия в один из выходных. В городе назначалось место сбора, например, городская Ротонда в парке, куда мог прийти любой желающий житель Чатландии. Это было так волнительно собираться на встречу, знакомиться вживую с людьми, с которыми ты мог позволить себе нечто более дерзкое в виртуальном мире и стеснялся вживую. Но когда знакомство свершалось, впечатления были самыми настоящими, яркими и полными. Эта дружная компания, братство, из 20, иногда 30 человек, рассвета интернет-общения врывалась в ставший «своим» бильярдный бар, с множеством столиков, проводя вместе гораздо больше времени, чем требовал один вечер. Эта была интернет-связь, более реальная и более живая, чем когда-то потом.

Я вспоминаю эти времена с удовольствием и знаю, что сейчас такого уже не может быть. Возможно, в будущем нас ждет иная реальность цивилизации, другие технологии, а искусственный интеллект моего компьютера намного превзойдет меня, начав сочинять интересные рассказы, с лучшей подборкой слов и подачей информации.  Но что ж душа, так нелогично бьющаяся в теле?


Рецензии