Дорога к Богу

       Пару дней назад ко мне в друзья постучался молодой человек! Я добавила его в друзья так,как видела его коммент в одной из групп.
      И вот я получаю от него сообщение,которое начинается со слов:"Здравствуй ,сестра!" Я ответила ему:"Здравствуй брат!"  В следующем сообщении он спросил меня давно ли я с Богом? И я честно ответила ему ,что всю жизнь  иду к нему,что путь тернист и труден и не знаю,хватит ли моей жизни на то,чтобы дойти.
Он ответил,что обязательно дойду и в конце пути мне воздастся.
      
     А мой путь к Богу начался с детства,когда мама возила нас детьми к себе на малую Родину,к своей тёте,которая не оставила её в её сиротские годы.Чистота реки,лесов,край которого еще не коснулась цивилизация.
До деревни надо было добираться 4 часа на лодке.Лодки в тех краях плоскодонки. Борт высотой где-то 15 см.А за бортом чистейшая река.Такая чистая,что видно камешки на дне и проплывающих рыб.
      
     В первое мое посещение тех мест мне было лет шесть. В деревне не было еще даже электричества.
   Бабушка Домна была верующая.В просторной избе в углу висели иконы.
Самобытный уклад деревенской жизни,глиняные сковороды,шаньги из русской печи из ржаной муки.Одевалась она в старинные северные одежды.На поясе носила мешочек с костяным гребнем.И каждое утро,расчесывала свои волосы этим гребнем,а потом складывала каждый волосок аккуратно в мешочек.Я удивлялась,не понимая для чего она это делает? Потом позднее,когда она повела меня в амбар и показывала праздничные наряды: сарафаны,приталенные кофты с баской,пимы,украшенные бисером,оленьи шкуры и вязанные варежки и носки с северным орнаментом, показала носки в которые были ввязан женский волос для того,чтобы они не промокали.
 Музей деревянного зодчества в Малых Карелах ,не имеет наверное столько экспонатов,сколько довелось видеть мне.Прилет вертолёта в деревню был сенсацией и мы дети побежали за деревню,встречать его.То была этническая экспедиция из Ленинграда.Студенты ходили изучали уклад деревенской жизни.Они попросили бабушку сфотографироваться.Бабушка в стариной одежде ,а вокруг неё разная утварь,глиняная посуда...
   
    В первый же день по приезду я отличилась))) Северные края,знамениты ещё и тем,что много легенд,историй о колдовстве, бабках - икотницах. Ни мне судить на сколько они правдивы.
    Получилось так,что нас детей накормив отправили на улицу поиграть,а мама с бабушкой остались в кухне и разговаривали.Думаю поговорить им было о чем ведь столько лет не виделись.А я, с детской игрушечной посудой, расположилась "варить кашу" на лавочке под окном той самой кухни.И вдруг слышу звук ,похожий на петушиный .Я не знаю,почему "сьимитировала" его.))))))И тут я из окна услышала ворчливый голос бабушки.Вышла мама ко мне и отчитала меня, зыркнув своими черными глазами.)))А мне хоть и досталось было смешно и сейчас смешно,когда я вспоминаю эту сцену))))) Мама объяснила мне ,что бабушке посажена икота.Мне было не понятно и ужасно интересно,как это так? Утром на второй день ,когда мы проснулись нас ждал пир.Да,настоящий пир.) На столе стоял самоварище. А вокруг него миски с морошкой,черникой.Черные глиняные сковородки с жареной картошкой с грибами,с запеченной семгой, дичью. Ржаные шаньги с черникой,с картошкой стояли стопками на столе.Варенье разных видов.Из магазинных продуктов только сахар и мелкая сушка.         

    Хотя я и была мала но знала,что в лесу ещё нет ни чего,а тут такое изобилие.
Я спросила от куда все это. Бабушка и мама засмеялись и сказали,что пока мы спали бабушка сходила в лес. Не смотря на то, что я так не красиво поступила в первый же день, но то ли от того,что я похожа на маму,то ли от того,что росла без отца,то ли из-за моего любопытства, бабушка выделяла меня.Нет она не ласкала, не жалела меня,даже была строга со мной. Но когда отправлялась то в один амбар,то в другой,то в ледник под домом, просто брала с собой.Может от того,что я была слишком любопытна )))) И вот в таких походах я попадала словно в сказку.Подойдя к очередному амбару,бабушка доставала из под передника связку с ключами.Ключи были большие с разными завитушками. Мы поднимались на мостки амбара и она открывала этими волшебными ключами двери...
   
      Амбаров было несколько,каждый имел свое назначение.На берегу амбар с рыболовными принадлежностями.Недалеко от дома амбары для продуктов , вещевой ,скобяной амбар.Я понять не могла почему в амбаре с продуктами столько мешков с крупой и солью.Только намного позднее до меня дошло ,почему деревенские жители были такими запасливыми.
      Когда бабушка показывала мне предметы одежды и спрашивала нравится ли мне я фукала,чем огорчала её. А это отношение к тряпкам осталось у меня на всю жизнь.
Но зато в скобяном и амбаре с рыболовными снастями мне было по-настоящему интересно.  Когда я на повети увидела жернова(диаметром где-то около метра) ,и когда перемалывали рожь на этих жерновах,меня было не оттащить.Мне позволяли засыпать зерно в отверстие в центре жернова,я была счастлива от этого.А караваи черного хлеба,которые пеклись из этой муки были настолько вкусны и ароматны.Подвал с ледником потряс меня окончательно.Чего там только не было .Морошка,черника,грибы,рыба,дичь и все это хранилось,с прошлого года ,а то и больше.И ещё в большом туесе было заготовлена какая-то зелень .Позже я узнала,что это зелень дудок(названия растения не знаю)Поветь дома была устроена таким образом,что можно было заехать на телеге.Все в доме было предусмотрено для жизни и ведения крестьянского хозяйства.На повети стояли широкие охотничьи лыжи ,обитые оленьей шкурой.На стене весели снегоступы.Бабушка зимой ходила на них и ставила силки на дичь.Короба ,берестяные туеса ,украшенные северными узорами.Мы дети подражая деревенским ребятам жевали серу лиственниц,которую деревенские жители тоже заготавливали и держали в избе,как антисептик.
           Рожь,лен выращивали за короткое северное лето.Пшеница не успевала созреть.Два или один раз в неделю привозили продукты и белый хлеб.
           И вот в такие дни у сельпо собирались люди со всей деревни.Нам детям строго, настрого  было наказано не брать ни у кого угощения ни конфет,ни шанег, разговаривать с незнакомыми старушками,держа за спиной руку со скрещенными двумя пальцами.А от одной бабушки вообще держатся подальше.Так я столкнулась второй раз с суевериями северного края.
        А я была настолько любопытна,что меня с раннего детства тянуло ко всему не понятному.
Конечно же я всякий раз оказывалась там где нельзя.Я с любопытством смотрела на эту старушку.Надо сказать,что от неё и правда веяло каким-то ужасом.К толпе около сельпо она не подходила,да и понятно ,если вся деревня сторонилась её зачем ей лести к людям.Мало того,что я крутилась около неё я ещё и побывала около её дома и разговаривала с ней о чем ни помню,только после того я уже её не боялась...
        Так прошло мое первое посещение малой Родины мамы.Мы добирались до ж/д станции уже не на лодке,а меня мама одну с какими-то знакомыми отправила на вертолете.Два пилота ,два пассажира и я.Описывать полет не буду так,как и так понятно какое впечатление он произвел на меня...
     Второй раз я была в тех краях в десятилетнем возрасте.Тогда я уже познакомилась с троюродными сестрами и братьями ,с другими деревенскими детьми и мы ходили на речку, в лес, к школе. Жизнь в деревне уже изменилась,но в бабушкином доме все осталось по-прежнему.Появилось электричество ,стало больше приезжих из города.Смотрели фильмы в церкви,что я не могла ни как понять.
   Мама рассказывала мне ,что один из братьев скидывал купол и колокол с церкви,а второго раскулачили.Только я так и не поняла тогда о своем ли дяде и отце она говорила или в общем о том времени.Она и сама толком ни чего не помнила,так как была ещё мала.Мне нравились здания церквей ,купола и я не понимала ,как можно такую красоту разрушать.К тому времени я уже видела развалины церквей и в Емецке,где был наш пионерский лагерь.И всякий раз дух захватывало от великолепия этих строений даже и полуразрушенных.
    Старушка,что жила на отшибе у деревни,видимо умерла к тому времени и нас уже ни кто,ни чем не пугал.
    Бабушка по-прежнему ходила зимой на охотничьих лыжах и ставила силки на дичь,  а летом ловила бреднем мелкую рыбешку.Семгой,щукой на зиму её снабжал сын,который приезжал из города.Я уже самостоятельно молола муку жерновами.Днем до обеда с деревенскими девчонками ходили работать на колхозные поля,а старшие ребята уезжали на машине в тайгу, высаживать сосенки.
   Вечерами ходили к школе играть в волейбол.Школа стояла в живописном месте,окруженная лиственницами.От деревни её отделяла небольшая речушка,в которую впадали многочисленные ключи и родники.Ходили за ключевой водой,чистой как слеза младенца и такой холодной,что сводило зубы.Меня поразило в этот приезд в деревню,то что на дверях изб не было щеколд,а не то,что замков.Если у двери стояло помело то,значит хозяев дома нет и ни кто в дом не заходил.И в этот раз я сделала для себя ещё одно новое открытие.Бабушка показала мне церковные книги и я пыталась их прочесть.Когда я брала их в руки,было такое чувство,как будто бы я прикасаюсь к какой-то тайне.Книги на старославянском ,с немногочисленными иллюстрациями,пожелтевшие от времени.
   Мама показала мне свой двухэтажный дом на другом конце деревни и со слезами на глазах говорила,что все в её жизни сложилось бы иначе,если бы родителей не раскулачили.Уезжая на этот раз домой я увозили с собой книгу подаренную бабушкой,то было Евангелие от Матвея.Из которой я запомнила ,что относись к людям так,как хочешь,чтобы они к тебе относились.Да и то не до словно. Когда начались занятия в школе ,я взяла книгу с собой ,надеясь почитать на переменке и навсегда лишилась её.Учительница отобрала её у меня и вызвала в школу маму . Вот такое мое первое знакомство с Богом! А когда я летом была в пионерском лагере(только не помню в каком году) мама приехав на родительский день сообщила,что срочно уезжает к тете,что она очень больна и зовет попрощаться.А мне потом часто снилось,что я пролетаю над островком,где стоит школа,снились лиственницы вокруг неё и амбары на берегу реки.
               Книгу я больше не видела.((( А дома от мамы получила хороший нагоняй.Мама ведь, хотя и жила временами у тети,временами в детском доме,где был её брат-близнец Эрик, воспитана была в духе атеизма и ей в голову ни когда не приходило заглянуть в теткины книги.
   Читаю все подряд. Журналы:"Наука и религия","Семья и школа","Польша","ГДР" ,художественную литературу- все, что под руку попадет.Правдами и не правдами нахожу и церковные книги,читаю их тайком,чтобы мама не видела.
Как-то стала и книги на старославянском немного читать .Не все понимала,но смысл улавливала.
    Информация о сектах,вызывает бурю негодования.Тополиные толки, поклонение березе-мракобесие,язычество. С интересом читаю все что попадает под руку о староверах,силюсь понять почему произошел раскол. Подруги приходят сидят,болтают,смеются,а я читаю.Они дергают меня,говорят,что скучно,просят поговорить с ними ,а у меня не дочитано несколько страниц.показываю,что вот немного осталось,разговаривайте я вас слушаю.И действительно, слушаю их краем уха ,погруженная в чтение)))
    Чем больше читаю,тем больше противоречий.На пасху все атеистическое общество не забывает красить яйца и печь куличи.))) Идем в деревню посмотреть крестный ход.Молодежи собирается больше,чем верующих.Как-то в толпе теряю подруг и оказываюсь в церкви.Конечно церковь громко сказано.Нет того величая,что исходило от развалин церквей в Емецке,от церкви-клуба в деревне.Нет росписи на стенах,старинных икон.Скорее молитвенный дом.И все же витает дух тайны,замешанный на запахе ладана и запахах исходящих от горения тонких восковых свечей. Время до начала службы остается немного .Старушки ропщут на молодежь и выгоняют всех из церкви.Меня ни кто не трогает,рядом со мной оказывается деревенский парень,который учится с моим братом в одном классе.В руки кто-то сунул зажженную свечу.Появляется батюшка и служба начинается.Я не крещусь, так как я не крещенная, только стою, слушаю и смотрю во все глаза.Ни кто не шикает и не гонит нас.Идем в толпе молящихся на улицу обходим церковь несколько раз...При обходе церкви боковым зрением, замечаю, что молодежи уже нет ни кого, что улица пуста. Светит луна и горят звезды...
   Одноклассник брата проводил меня до дома.Дорога длинная болтали о чем-то всю дорогу. Когда сказала ему, что я сестра Кости, удивился.
  На другой день, зашли подруги и сказали, что приезжал наряд милиции и разогнал всю молодежь.Так и получилось, что нас из молодежи осталось только двое в церкви. Почему нас не прогнали ? Не понимаю...
    Так и повелось,что вперемешку с классиками, писателями советского периода, журналами читала церковные книги.
   В пионерском лагере молодая вожатая(студентка) рассказывала о типах характеров. Меня это заинтересовало, стала читать, что находила про В Н Д (Высшая нервная деятельность).
   На другое лето в лагере, работала молоденькая мед.сестра(практикантка). Проводили занятия по гражданской самообороне,учились накладывать повязки -бинтовали голову- шапочка гиппократа,чепец и др., руки-рыцарская перчатка, накладывали жгут ,бегали с носилками. А на день самообслуживания мне доверили весь медпункт.За день только одному парнишке обработала рану и перевязала.)))Так горда довольна была))))
   Потом уже когда закончила школу,познакомилась с верующей женщиной. Она ни когда не говорила о Боге, но книжки мне приносила читать. Довелось не сколько раз присутствовать при споре коммуниста с этой женщиной на тему :"Есть ли Бог?"
  Я слушала и думала о том, что аргументы образованного атеиста, читавшего библию, конечно перевешивают полуграмотные аргументы верующей. Не порядочно было это со стороны коммуниста потешаться над чувствами верующего человека. Спора,как такового не было.Было не прикрытое издевательство и насмешки.
  Где -то в конце 70-х первый раз была на Волге, в г. Тутаев. Гуляя , выходили на берег Волги. Насчитала 14 церквей по берегам реки. Хотела сходить в храм,но сказали, что храм закрыт. Батюшка арестован по подозрению в шпионаже против СССР, с колокольни якобы сняли передающую антенну . Опять это в голове не укладывалось, как так могло получится,что православный священник работал на ЦРУ?
   А уже потом после перестройки, приезжая каждый год в Тутаев обязательно посещала храм. И ни когда не было ни какого негатива со стороны верующих из-за того, что с непокрытой головой и не крестимся.Когда подросла немного дочь , решила окрестить её. Спросила у церковного старосты как это сделать. На что он ответил, что обязательно мать должна быть крещенной. А я не чувствовала в себе безоговорочной веры, те противоречия, что терзали меня в библии не способствовали признать Бога, да и грехов не мало , считала, что не могу принять веру.


1982 год. 10 октября.
  Вечером с нетерпением ждем концерта ко дню милиции.Как правило,концерты эти были самыми лучшими.Ждем встречи с любимыми певцами,юмористами.Выступления юмористов, сатириков, ждали больше, чем выступление других артистов.  Час ждем, два ждем... А по телевизору дают только классику,не помню точно с того ли дня пошла традиция гонять "Лебединое озеро" Да и не важно, обидно только за лебедей.) Ведь теперь такой прекрасный балет, не у одной меня ассоциируется с мутными этапами в жизни нашего государства( Так просидев допоздна и не дождавшись концерта разочарованные идем спать.
    С утра , на работе все недовольные тем, что по каким-то причинам не было концерта, обсуждаем последние домашние новости и хохочем. Вдруг резко открывается дверь и женщина из соседнего кабинета "выливает на нас ушат с холодной водой". Сообщает нам о том, что умер наш дорогой Леонид Ильич, включает динамик у нас в кабинете и убегает.
    Все притихшие ждем сообщения. Все думали об одном, уверена в этом, что ждет нас теперь. В день похорон Брежнева объявляют, чтобы все собрались в актовом зале на просмотр прямой трансляции похорон нашего генсека. Все притихшие, говорящие в полголоса, как близкие родственники в доме где лежит покойник, собрались у телевизора. Слушаем диктора, смотрим на первых лиц государства, провожающих в последний путь дорогого Леонида Ильича. Все чинно и важно. Все скорбят. И вот гроб с телом опускают в могилу. Напряженная тишина. И вдруг, как выстрел "Авроры", прозвучал удар, сорвавшегося гроба о землю.(Знамение или чей-то умысел?) И тут же загудели клаксоны всех машин, судов,фабрик, заводов, электровозов и паровозов по всем городам и весям СССР... В вечерних новостях  момент с падением гроба был вырезан.
   А мне вспомнился рассказ мамы о смерти И.Ф.Сталина и прочитанное в какой-то книге описание событий дня похорон Отца всех народов...
   Партия для укрепления своих рядов объявила набор коммунистов.Это был еще тот набор.))) Может те, кто видел фильм "Высота"помнит собрание, на котором рассматривалось заявление Катьки-высотницы с подмоченной репутацией? Теперь, дабы укрепить ряды партии, принимали всех. Меня тоже долго обрабатывали, чтобы я вступила в КПСС. Даже тот факт,что меня исключили из комсомола не мешал. Генсеки сменяли один другого с молниеносной быстротой, но при этом каждый успевал внести свою "неоценимую" лепту в дело построения коммунизма. Введение талонов учета прихода-ухода с работы.В рабочее время у кинотеатров, магазинов наряды милиции выявляли людей , которые должны были находится в это время на работе. Смерти генсеков повлияли на переименование городов. Рыбинск в Андроповск. И казалось не будет всему этому конца.
    В 1990 году партийные функционеры выдвигают на пост генсека М.С.Горбачева. Который ,не оправдав ожидания старой партийной гвардии, не стал марионеткой . Он стал проводить свою политику. Его вклад в дело разоружения не оценим-вернее оценили Нобелевской премией мира. Его открытость, простота покорила сердца простого народа. Подул ветер надежды.
    Отправилась с дочкой в поликлинику.В автобусе мое внимание привлек разговор двух старушек,которые обсуждали жизнь страны. Приход к власти Горбачева они рассматривали,как предсказание из библии(что-то не припомнилось мне такого из читанного) Даже старые люди встрепенулись...
   В очередной раз ,навещая родственников в Тутаев, я посещала храм.Я не могу объяснить почему , но меня тянуло туда. И на этот раз, одна из старушек посоветовала мне поговорить с батюшкой о крещении дочери.
   Мы сидели с батюшкой на лавочке возле храма, разговаривали. Дочка играла рядом. Не далеко художник с мольбертом рисовал храм. Подъезжали "Икарусы" с туристами. Мы долго беседовали, подходил неоднократно служка, напоминая батюшке о том, что его ждут, что надо вести литургию. Я высказывала свои сомнения в вере, о грехах, говорила о том, что не смотря на это хочу, чтобы дочь имела покровительство Божье. Батюшка не убеждал меня , он только сказал при расставании, что придет человек и даст непоколебимую веру в Бога...
   
    Так шло время ,а моя дочь оставалась не крещенной. В стране стали открываться ,восстанавливаться храмы. Рьяные атеисты принялись усердно молится,отбивать поклоны Богу! Во времена правления коммунистов находились такие люди,которые не боясь потерять свой партийный билет крестили своих детей, пусть и тайно. А все тайное, как известно становится явным. На них доносили , их лишали парт.билета. Они лишались не только парт.билета , но и теряли должности , работу, ставился крест на карьеру. Но такие люди больше вызывают у меня уважения, чем те которые побежали в церковь намного позднее, когда уже по телевидению стали транслировать праздничные церковные службы. Их вера была не поддельной. Я еще больше утвердилась в своем желании окрестить ребенка, но не крестится самой.
   И вот мы опять в Тутаеве. Опять обязательное посещение храма. И уже больше молодёжи, детей в храме. Я уже, из уважения к традициям, к чувствам верующих, не хожу в храм с непокрытой головой. К батюшке подходят улыбающиеся дети, целуют ему руку и как с хорошим другом разговаривают с ним. Открылась воскресная школа. Я опять разговариваю с батюшкой и он дает свое согласие на крещение ребенка у не крещенной матери.
   Утром назначенного дня мы собираемся в храм. И тут моя кроха серьезно спрашивает у меня надо ли будет ей подходить к батюшке и целовать ему руку? Узнав, что да она отказывается идти в храм. Мне не остается ни чего, как отменить обряд крещения. Не тащить же мне ребёнка на аркане к купели. Да и ее отказ подходить к батюшке не гордыня, а скорее из области детских страхов.

   В журнале "Веселые картинки "печатают историю сотворение мира в пересказе для детей. "Работница" публикует конкурс на религиозные темы.Призом для 100 первых отправивших ответы "Детская библия". Отправляю ответы , но в 100 не попадаю, получаю "Новый завет". Детскую библию, покупаем позднее в книжном магазине.    
    Антиалкогольная компания привела к уничтожению редких, элитных сортов винограда, к массовому самогоноварению и как следствие к введению талонов на сахар, водку. В очередях за водкой по талонам давили людей на смерть. Дальше больше -талоны на мясо, крупы , колбасы и многие другие продукты питания , а потом и промтовары.
    Распад СССР, развал экономики. Масса безработных. В день , когда официально объявили об распаде союза, сидела за вязальной машинкой( у окна), чтобы на масло заработать))), а дочка играла с детьми на куче песка. Наблюдая за детьми ,( у Инги, Маши папы-молдоване у маленькой Иринки-азербайджанец, у многих детей украинские корни, есть и чуваши, татары, цыгане, мордовец, евреи на поселке) размышляла о распаде СССР. Делят территорию, в бывших союзных республиках к русским отношение резко меняется.
    А хоть кто-то может поручится за чистоту своей крови? Хоть кто-то может быть уверен в том , что в их родословной нет других кровей?
    Появляются многочисленные секты, Американские миссионеры. У нас в школе предоставляют возможность вести проповеди , какой-то миссии. Дети охотно ходят на эти сборища. Молитвенные песни под гитару , завладевают нашими детьми. После того , как школа отказала в предоставлении помещения для этих сборищ они нашли квартиру. Я решила сходить посмотреть , куда заманивают наших детей. На эти сборища ходили и некоторые взрослые.
   Прослушав их "тренинг"осталась побеседовать с людьми, которые занимались этим. Из разговора с ними поняла, что они не имеют ни какого отношения к православной церкви. Дома был разговор с дочкой. Мне удалось убедить её не ходить больше туда. Потом и её одноклассницы прекратили посещать эти сборища. А там и сами миссионеры пропали. Была ещё семейная пара из Америки. На их собрания пристрастилась ходить моя мама. Она стала читать Новый завет,Библию. 18.04.97г решила крестить дочь и сама окрестилась в Новодвинске .


















            


Рецензии