Пути добра

Диалоги с самим собою / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2015. –178 с.

Скачать файлы pdf и FB2:
http://russolit.ru/books/download/item/2919/
pdf
https://yadi.sk/i/aFbGPeMDkmdT4
FB2
https://yadi.sk/d/iMlfogvTm8zAN
------------------------------------

Верующий. Простые люди добры в самом обыкновенном и самом необходимом для других людей плане - житейском. У них простые добро и зло, понятные всем.
Специальное изучение зла и добра в бесчисленных примерах истории, знакомство с теориями, философией почти всегда дает победу уму над сердцем. Добро начинают делать рационально и преднамеренно, отчего действия получаются зачастую искусственными, даже и лживыми, что приводит к результатам, иногда полностью противоположным задуманному.
Образованный человек, желая совершить добро человеку обыкновенному, часто сталкивается с разным пониманием добра у себя самого и потенциального субъекта приложения своих, благородных, как ему представляется, целей. Это противоречие, с пользой для всех, разрешимо только одним путем: совместным установлением и внесением в жизнь исключительно только общих для обоих субъектов сторон понятия добра.
Если богатый строит больницу для бедных, это понятно каждому, как и любое почти милосердие, щедрость или другое конкретное, непосредственное добро. А, скажем, противоборство идеологий, жертвы во имя будущего, использование атомного оружия "во имя блага людей", и тому подобное неоднозначное прочее, простому человеку все это не очень понятно.

Атеист. Понятно всем - в свою меру.

В. Конечно. Но, когда берут сложную, малопонятную идею на веру, уверовают слепо в чужую, может, на самом деле глубоко чуждую, в любом случае, не выстраданную, не выношенную лично самим человеком идею, приносит ли такая вера кому-либо пользу, реальное добро самому этому человеку, другим людям, развитие миру? Здравый смысл подсказывает, и практика говорит нам, что малопонятное редко бывает полезно кому-либо и чему-либо. Чаще всего такое "добро" - зло для всех, и зло совершенно конкретное.
Вера в возможность "чуда добра" мешает работать, обеспечивать себя и семью, быть самостоятельным в жизни, развиваться самому, совершенствовать мир. Замещая свободное волеизъявление личности, реализуемое на реально доступном конкретному индивиду уровне, оглядкой на "всемогущего" Бога, вождя, "Учителя"; на водительство единственно праведной церкви, руководство единственной справедливой, непогрешимой, не побеждаемой партии; на "диктатуру пролетариата", "построение коммунизма"; на ожидание чего-то вообще никому неизвестного, однако, непременно долженствующего состояться в самом ближайшем будущем - апокалипсиса, "страшного суда", "царства Божьего", такая вера дезорганизует, отбирает все силы, отнимает у человека его самого, убивая в нем лучшее - искренность и естественность. Особенность еще в том, что все "чудеса" эти - мифические, в отличии от больницы, сразу приносящей конкретную пользу.

А. Да, мало синицы в руках, хочется журавля... Это, действительно, обычное дело...

В. Было бы не так страшно еще, если бы не доходило до крови, резни, грабежа и разрухи - и все, конечно, ради "добра". А до этого доходит всенепременно!

А. Потому что во всем человеку надо дойти до последнего, чтобы до конца "убедиться" в правоте или неправоте своей.

В. И доходят! Пока неочевидное многим добро не обращается очевидным и наглядным, весьма наглядным для всех злом абсолютным.
А несущий такое "добро", получает ли он удовлетворение?
Надо быть фанатиком, самовлюбленным слепцом, человеком невысокой интеллектуальной организации, чтобы не видеть или же, видя, игнорировать разрушительные результаты собственных действий.
Когда такое "добро" затрагивает одного человека или группу людей, оно выбивает их из сферы реально полезной деятельности для себя, а значит, и общества. Соответственно, снижаются темпы развития мира. И, чем больший круг людей вовлечен в подобное мнимое, иллюзорное и вредоносное "делание добра", тем медленнее темпы развития; возможен застой, и даже регресс.

А. Итак, резюме?

В. Желающему творить добро я скажу.
- Добро не может быть агрессивным. Добро можно предлагать, но не нужно навязывать.
- Желающий совершить действие, которое он считает добром для других, должен соразмерить это действие с уровнем понимания всех.
- Не принимайте не вполне понятную вам идею добра на веру. Делайте для себя, но не вредите другим, и будет это - добро.
- Совершенное зло есть зло всем.

А. Я с Вами, пожалуй что, соглашусь. Однако, кое-что все же добавлю.
Очень многое зло на земле проистекает из неестественного, нездорового и назойливого желания "облагодетельствовать" другого - даже тогда, когда этот другой вовсе того не хочет. Самая вредоносная черта человеческая - навязчивая "забота о ближнем".
Дайте каждому жить самому! Говорят, большинство, якобы, с этим не справится. Неужели же кто-то думает, что он может сделать для человека более его самого или Бога?! Помогая другим, чаще больше помогают себе; делают то, что нужно дающему, нежели то, что ждет принимающий. "Делание добра" - очень удобная форма защиты собственных, эгоистических интересов. Чем для большего числа людей творится такое "добро", тем от этого больше зла.
Только сам человек может знать, что нужно ему, и лишь сам он способен это найти, достигнуть и получить. Только самому можно себя осчастливить. Чужой дар часто оборачивается не добром, а обидою на всю жизнь; особенно, если дар этот несоразмерен с возможностями принимающего. Чрезмерный "дар" убивает в людях лучшее человеческое, придавливает значением своим на всю жизнь.
Заботиться надо о больных и о старых; и только там, где они не могут позаботиться о себе сами. Не унизительно ли для всех, когда нянчатся с человеком здоровым, думают и делают за него?
Не ухоженным стадом, сытыми рабами, коллективным объектом милосердия для единиц, ставящих себя надо всеми, а свободными, сильными, смелыми, дееспособными людьми, самостоятельно определяющими зло и добро, вот чем должно стать человечество!
Теперь еще раз попробуем оконкретить наши понятия. Зло и добро во Вселенной можно рассматривать как разрушение и развитие, соответственно. Это относится как к материальному, так и к идеальному миру. Насильственное разрушение чего-либо - зло; созидание, строительство, развитие - добро.
Среди субъектов, обладающих волей, сознанием, разрушение есть не зло, но добро лишь в одном случае: при согласии на разрушение всех. При различии мнений в некоторой замкнутой общности, относительно нее и в данный момент времени, зло увеличивается пропорционально отношению количеств "против" и "за".

           несогласные на разрушение
Зло ; --------------------------------------
            согласные на разрушение

При отсутствии "согласных на разрушение" число в знаменателе равняется нулю, и зло, соответственно, будет абсолютным, бесконечным. И, наоборот, если все согласны на разрушение, это не суть зло.
Естественно, не к каждому объекту привлечено внимание всех. Но на все обычные в реальности действия у человечества для народов, групп людей, для каждого человека в отдельности выработаны тысячелетиями и дорабатываются постоянно нормы поведения, стереотипы решений. Этими нормами и оцениваются поступки субъектов. Субъект сам определяет свое поведение, согласуя его с нормами. Пока поведение не выходит за них, оно не привлекает внимания общества, а выходит - общество судит субъекта.

В. Но если не будет новых решений, действий, а значит, норм поведения, застой. Общество почти всегда "против" нового; значит, по-вашему, все же развитие возможно лишь через зло?

А. Вы забыли, что мы говорили о разрушении. Любое разрушение, в том числе, с последующим созиданием нового, без согласия всех, в общем случае, зло. Это так. Но на новое созидание, акт творчества мысли, воображения, духа, чувства - нужно ли спрашивать разрешение?!..
Надо не разрушать существующее, т.е. совершать зло, а создавать новое, развивать и дополнять мир - творить добро. И тогда старое, нежизнеспособное рядом с новым отпадет, умрет само. Никто против не будет. Вот путь развития. Заблуждаются те, кто думают, что своим злом они торопят добро; что, совершая зло, они расчищают место добру. Нет! Вместо естественной смерти организма, системы, идеи они практикуют смерть насильственную, преждевременную - с кровью, грязью и ужасом. Может ли от такой "подмоги" выигрывать сколько-нибудь добро? Станет ли от этого "лучший из миров" еще лучше? Представляется, нет.
Стареющие структуры отмирают естественным путем сами, в то время как рядом и сквозь них прорастает новое. Так происходит в природе.
Законы нормального развития цивилизации органически включают в себя законы развития жизни. Убивая природу, цивилизация обрубает корни свои, жизнь борется сама с собою, потому что жизнь ныне - это природа плюс цивилизация. А не цивилизация минус природа. Зачем с собою бороться? За что? Ради чего?
Разрушение, грязь, мусор, неаккуратность - несвойственны здоровой природе. И в цивилизации они говорят о болезни, неправильном, нездоровом развитии.


Рецензии