Трагедии эго и драма самооценки. 2 часть

- Иван Егорович, меня давно мучает один вопрос: как быть с хорошими людьми? Они, ведь, тоже подвержены этой слабости? До какой степени можно надеяться, что хороший человек не повернется к нам спиной, не рассердится? Если он, вдруг, почувствовал себя ущемленным?
- Я сейчас скажу безобразную вещь: вы не можете полагаться на хорошего человека, если речь зайдет о его самолюбии. Я сейчас говорю про большинство хороших людей. Про тех, кто выше всего этого мы здесь говорить не будем. Это совсем другая тема. А вот своего хорошего близкого надо «подкармливать» своими положительными эмоциями в его адрес. Доверяй, цени, но - контролируй, чтобы он остался с тобой в одном лагере. И все равно - не жди верности. Помните: "не верь, не бойся, не проси"? Не по-евангельски, конечно, но для среднего человека лучший способ прожить среди людей.
- Я не вижу здесь цинизма особого, по нынешним временам, но холодком от этих слов веет изрядно. Хорошо, давайте для ясности приведем примеры ситуаций, когда речь идет о низкой самооценке!
- Давайте, заодно упомянем и проблемы, касающиеся этих ситуаций! Итак:
 * Когда у вас резко меняется настроение в плохую сторону.
 * Когда вы раздражаетесь там, где не надо раздражаться, не выгодно никому и вам, прежде всего.
 *  Когда вы долго злитесь на человека, который «ущемил ваше самолюбие».
 * Когда вы носитесь со своей гордостью и честью, ищете, к кому бы придраться, что он вас унижает. Легко поддаетесь на провокации, расстраиваетесь, если не ответили хаму. Везде, где видна ваша неустойчивость, зависимость от чужого мнения, высказывания, поведения. И, конечно, здесь возникают вопросы, которые вы могли бы мне задать:
 * Как объяснить, что Вы все понимаете про раздражение в ответ на чью-то провокацию, и все равно реагируете – злитесь и раздражаетесь?
 * Почему один посторонний человек может вывести вас из состояния равновесия двумя-тремя словами, даже одним? Что вас с ним связывает?
 * Почему ваш близкий человек, который вас любит, своим замечанием вызывает в вас раздражение, вплоть до ненависти? Это, ведь, вообще сложно объяснить!
- Слушаю вас и понимаю, почему люди уходили в монастырь, становились отшельниками. Даже, наверное, суицид можно отчасти этим оправдать. Ну, по крайней мере, депрессию – точно!
- Если только отчасти. Про суицид и депрессию – отдельно. Мы еще не закончили самую сложную тему – эго и механизмы его защиты. Как видите – сплошная сложность и неожиданность. Но самое коварное во всей этой истории – желание выглядеть хорошо в своих глазах. Когда в чужих – это понятно, это просто. Человек совершает хорошие поступки, чтобы заработать авторитет. А вот, когда он торопится помочь там, где его не просили, когда стесняется отказать в просьбе, даже если его интересы будут ущемлены, тогда эта история уже не смешная. Значит, человек сильно зависит от чужого мнения, значит, настолько не уверен в себе, что любой ценой надо улучшить мнение о себе самом. И значит – есть повод так плохо к себе относиться и родители здесь играют, скорее всего, главную скрипку. Отсюда и источник постоянного внутреннего, скрытого возбуждения.
- Какова роль этого возбуждения в бурных реакциях на конфликтные ситуации, всегда ли человек с «низкой самооценкой» перевозбужден?
- Возбужденность бывает скрытая от постороннего взгляда, часто люди умеют ее прикрывать противоположным поведением. Конечно, от опытного психолога никакое возбуждение не утаить, но сами себя люди умудряются часто обманывать. Возбужденный человек уже носит в себе нереализованную энергию, она его «будоражит» изнутри, от нее дискомфортно, гормоны  - это немного отрава, их надо поскорее сжечь, как топливо, а если не сжег – они тебя изнутри разъедают. И именно гормоны дают это частичное забытие сознания и отсюда – слабый контроль над собой. Поэтому, любой психический дискомфорт может использоваться как повод сжечь или дожечь эти гормоны. Через конфликтные действия. То есть, про такого человека можем сказать, что он находится в готовности к конфликту.
- Значит, если он находится в дискомфорте по поводу своей «самооценки», то он готов к конфликту, или, даже, настроен на него?
- Разумеется, ему нужен только «пуск», нажать кнопку.
- Как устроена эта «кнопка»?
- Если совсем упрощенно, то кроме биохимической составляющей есть еще и социально-психологическая. Проще говоря – воспитание. Приучен человек конфликтовать, или нет. Если приучен, тем более – с детства, тогда постарается использовать эту возможность, если приучен к бесконфликтному поведению, тогда, несмотря на возбужденность, постарается не поднимать шум, замять, пускай, даже, не очень элегантно.
- А если замнёт, тогда куда денется эта химия, все эти жуткие гормоны?
- Это немного другая история. Химия начнет отравлять ваш организм, немного разъедать органы. Как себя вернуть из состояния возбуждения в состояние покоя, относительного, конечно? Надо побегать по подъезду вверх-вниз, можно просто походить, пройти этажей десять-пятнадцать в сумме, дышать глубоко носом. Немного сгорит, после этого лучше выйти из дома и пройтись большим шагом, быстрее, чем обычно, минут десять-двадцать. Химия найдет себе применение в мышечном обмене веществ и, в основном, утилизирутеся. И обязательно глубокое дыхание носом, как можно глубже и медленнее.
- То есть, это уже конкретная рекомендация от практического психолога о том, как снимать раздражение?
- Да, примерно так. Но, гораздо важнее научиться не «снимать», а не «надевать» это раздражение.
- Действительно, это звучит интереснее! И как?
- Обуздать этого страшного зверя – «самооценку», обязательно в кавычках! Давайте немного повторим, зайдем чуть по-другому.  Что же это за зверь? Как это выглядит для психолога?
   Вопрос самооценки становится особенно ощутимым тогда, когда мы сами начинает сталкиваться с этим неуправляемым явлением. Хорошо, если это происходит в тренинге и вас деликатно сопровождает в этом сильно дискомфортном состоянии опытный коллега. Особенно она актуальна при так называемом снижении. Выражение «низкая самооценка» никак не выражает сути, но иллюстрирует ее неплохо. Как вы помните, это состояние сильного переживания из-за ощущения снижения своей ценности. Она почти не осознается, но человек, который нам о ней напомнил, становится нам крайне неприятным. По крайней мере, так видит ее психолог.
- Кстати, хочу сразу спросить: а что, только другой человек может о ней напомнить?
- Нет, мы сами иногда можем это осознать, сделав какую-нибудь глупость или низость. Но, тут наш мозг постарается нам все это дело быстренько угомонить, подсунув всякие смягчающие мысли.
- Именно мозг, не психика?
- Пусть пока будет «психика». Точно пока не известно. Вообще, надо сразу оговорить: нет никакой гарантии, что вам станет все ясно и понятно в том, что касается эго и самооценки. Но, расширить ваши представления в этом направлении можно.
- Почему человек себя низко оценивает, если это приносит такой дискомфорт и, даже, страдания?
- Вот вы сейчас и открыли бездонность всей темы! Дело в том, что термин «самооценка» однозначен только на первый взгляд, бытовой, если не вникать. А как на самом деле происходит с нами то, что называют самооценкой – не очень понятно. Но, для пояснения я попытаюсь такую метафору использовать, причем, только для так называемой «низкой самооценки», которая и вызывает излишние переживания.
Чтобы что-то здесь понять, я назову это ПЕРЕЖИВАНИЕМ СВОЕЙ НИЧТОЖНОСТИ, либо никчемности, может, даже, недостаточной значимости. Это самое очевидное и самое разрушительное явление в «самооценочной истории». Затем идут переживание своей ненужности, далее – переживание своей «плохости», уже менее сильное и менее разрушительное. Так ближе к жизни, хотя, может и звучит не очень убедительно.
- Да, уж, совсем не очень! Но, это мнение о себе было приобретено, а не появилось с рождения?
- Да это не совсем мнение. Просто – переживание. Скажем точнее – не результат умствования.
- Но, человек почему-то думает, что он «ничтожен?» Или, как-то узнал, что он такой?
- Дело не в том, что он думает, здесь многие вещи не осознаются. Он на самом деле такой. У него есть повод так переживать. Он часто вообще ничего не думает и уж точно не осознаёт.
- Он реально ничтожен? Но откуда это берется, с рождения?
- Да, может быть и с рождения, в самом брутальном варианте. Чем ближе к рождению, тем более базовые свойства человека закладываются. Есть исследования, но мы сейчас их не будем рассматривать. Мы говорим с позиций практика, того, кто имеет дело с людьми на практике. Нам ясно, что все это из семьи, от родителей. Помните расхожую фразу «ребенок точно знает, что он не желанный»? Как это знание становится достоянием ребенка, ведь, он это пока не в состоянии осознать? Что  он не желанен для матери, прежде всего?
- Действительно, это похоже, даже, на мистику, мы привыкли думать, что дети мало что понимают в младенчестве, да и в первые годы жизни тоже?
- Дело в том, что он Это не осознает, он вообще мало чего осознает. Тем более сам факт нежелательности. Он Чувствует слабую связь, вернее – он ощущает дефицит сил, потому, что связь с мамой слабая. А мать  - основной поставщик сил для ребенка в начальном периоде его жизни. Ему, просто, практически нечем жить, когда она надолго отлучается! Мать ушла и тоненький ручеек, который он получает в присутствие матери, вдруг, исчезает, нет сил, энергии – возникает острое переживание, или – фрустрация, как говорят психологи. Можно для ясности его назвать энергетический голод.
   Вообще, на языке так называемой  «биоэнергетики» объяснить это явление получается проще и доступнее, чем на языке академической психологии. Но, это отдельная тема.
- Вы хотите сказать, что экстрасенсы эту тему объясняют понятнее?
- Отчасти так, но нюансы и детали мы описываем точнее. Беда в том, что психологи не оперируют понятием «энергия», «сила», а, ведь, эти понятия весьма важны в культуре. Кстати, по-моему, на древнелитовском Сила переводится как Душа.
- А все-таки, во что выливается в жизни низкая самооценка, этот дефицит энергии? Ведь, мы так можем говорить?
- Вернемся к подлости, откуда она берется? Подлый – значит низкий, в переводе на научный язык – управляемый инстинктами, а не человеческими, социальными императивами («повелениями»).  Но, дело не только в инстинктах, хотя животные так же мстят слабым, особенно в стае, где сильна авторитарная власть вожака. Ущербный часто хочет мстить всем вокруг за свою ущербность. Зато, кстати, других ущербных он привечает, они, ведь, одного поля ягоды - подобное притягивается. Поэтому ущербный – самый лучший помогальник, сочувствующий, сопереживатель. Они и поймут друг друга быстрее. Они плохо чувствуют себя среди самодостаточных людей, у которых нет постоянной тревоги по поводу того, что кто-то вскроет их ничтожность, напомнит о ней. Поэтому они для ничтожеств враги, все дело здесь в сравнении. А ущербный постоянно сравнивает, он озабочен тем, как бы проявить себя, сделать карьеру, выпендриться чем угодно, показать свою исключительность. А еще и потому что на равных быть с другими ничтожествами не вкусно. Думаю, что наша общественная жизнь, внутриполитическая, иногда и внешнеполитическая – яркий иллюстратор убожества действующих лиц. Правда, это субъективное мнение, для кого-то оно покажется спорным.
- Странно, мне думалось, что это от недостатка профессионализма?
- Это уже потом, следствие. А сначала – убожество. Убогий не может стать профессионалом, он «погибает» от тоски из-за своей неполноценности, недостаточности. Ему не хватает интеллекта, который перенапряжен вместе со всем его существом. Когда такая брутальная тоска, её хочется быстрее заглушить, поэффективнее, тут не до профессии. Выбирают, естественно, самый простой способ – приобретение, возвышение и «самоутверждение» за счет других. Естественно, возвышение и самоутверждение только формальное, реальные достоинства убогого весьма призрачны. Он может поторопиться с карьерой в ущерб мастерству, пониманию своей профессии. Часто они не понимают, что их к людям нельзя подпускать на пушечный выстрел, а их назначают руководителями такие же убогие. Поэтому они ревнивы к людям способным, умным, творческим, самодостаточным, стараются всегда от них избавиться, чтобы не ощущать этого чудовищного сравнения не в свою пользу. Даже в ущерб интересам дела. Они существуют в мощной по напряженности перманентной драме.
- И что, нам жалеть их?
- Где граница мы-они? Кто наберется смелости признать, что он неполноценен? Кто докажет, что он самодостаточен? Это можно проверить только на деле. И Кто это проверит? Если человек неполноценный, то в любом его выводе будет видна его неполноценность. Даже, если он воспитан, как социофил, пускай, даже, в жертвенном отношении к обществу, другим людям.
- То есть, порядок и разумность нам не светит? Судя по тому беспорядку, который организован в стране, и о котором все говорят, в основном убогие как раз правят страной?
- Да, приоритет благородства (от понятия «благой род») в управлении был давно разрушен и окончательно добит в 1917 году. Восставший Хам - это как раз история про то, как популяция неполноценных, управляемая извне, помогла захватить власть другой популяции - отморозков. Отморозок – тоже часто неполноценный, но, здесь бывают дополнения и исключения. А управлять легче всего именно неполноценными, надо, только, точно вычислить их слабое место и через него направленно «промывать» им мозг. Для большинства таких слабое место буквально нарисовано у них на лбу. Их видно издалека по походке, по осанке, по позе, по разговору, по специфике эмоциональности.
- История жуткая и неприятнейшая. Но, все-таки, мы затеяли этот разговор для ясности и полного понимания. Поэтому вопрос: возникает ощущение, что Вам они не нравятся и вы этого не скрываете. И что такое «благой род»?
- Помилуйте, а кому они могут понравиться? Ты разговариваешь с человеком открыто, рассчитываешь на ответную открытость, честность, а у него долбится в голове о стенки черепа только одна мысль – как с тебя что-нибудь отжать или чем ты ему можешь помочь? Вранье и лицемерие, как его разновидность,  - очень разъедающая суспензия и это миф, что врать можно успешно, особенно близким людям. Эта дрянь оседает и накапливается в отношениях и однажды сносит их в никуда. Но убогий может слышать только свои сиюминутные страхи личностной девальвации.
-А что про благой род?
- Благой – значит правильный, прежде всего с точки зрения пользы для общества. Сначала – общее, потом – личное. Та чернь, которая сейчас прорвалась и дальше рвется к власти, как раз имеет противоположную мотивацию. Конечно, нельзя исключить людей не отмороженных, но согласительством и конформизмом больны наши чиновники изрядно. И путают интересы «государства» (в кавычках) с интересами реальных людей, своих начальников.
- И только ощущение ничтожества у тех, кто пробился к власти, делает нашу жизнь такой противной? Вот, если вдруг, представить, что они чудестным образом в одну ночь станут самодостаточными, гармоничными людьми, то жизнь в стране начнет стремительно походить на человеческую?
- Нет, есть еще одно условие, то, что называют ответственностью. Сюда относится готовность подчинить свои желание общественным надобностям. Это, собственно, и есть взрослость, то, чего «обделенышу» не достичь добровольно, только по принуждению. Собственно да, к ответственности легче всего придти самодостаточному.
 Однако, не все так просто. Есть закон: если в начальной стадии своего развития живое существо было обделено, потом оно становится вампиром. Причем – без кавычек. Кстати, это подтверждено наблюдениями энтомологов за одной мушкой, которая имеет две разновидности - растительноядные и кровососущие. Так вот, кровососущими становятся те, кто в стадии личинки голодал, неважно, по какой причине – плохая погода, неподходящий сезон. Про человека можно сказать то же самое - если он с детства не желанен, не любим, не обласкан, не обихожен - он вырастет депривантом (обделенышем). Варианты только в разновидностях проявления депривации (лишения). Но, на первый взгляд все выглядит сложнее - человек, лишенный силы может быть воспитан социофилом – ценящим общественность. И тогда он мучается между мотивами деприванта и мотивами социофила. Захотелось урвать – урвал. Потом начинает совесть мучить. Отсюда – невроз.
- В чем тогда смысл эго? Зачем это слабое место, это духовное уродство? Если, куда не сунься – везде переживание собственного убожества, ничтожества? И из-за этого тотальная подлость, низость?
- Подлость и низость – это одно и тоже. Подлый – от слова «подол», самая низшая часть одежды, которая всегда была в грязи.
А вообще  - вопрос ваш философский, немного не тот уровень. Мы, ведь, больше психологическую беседу ведем. Но, раз спросили, надо отвечать. Эго, ведь, берется из тела и обслуживает тело. Тело – это форма, в которой обитает душа, дух. Или, как говорят другие учения – еще шесть нематериальных тел – астральное, ментальное и т.д. Мы явлены в мир материи, следовательно, и форма нам дана материальная. Которую и обслуживает эго. Представьте – эго нет совсем. Люди спокойно будут распоряжаться своими телами, как игрушками. Захотел – отправил в полет с десятого этажа, захотелось – прыгнул в топку с расплавленным металлом. Эго и следит за тем, чтобы с телом чего не случилось, чтобы оно было в цене, ничего от него не убывало, а только пребывало. Говоря научным языком - сохранить количество информации в системе. Т.е., человеку, находясь в теле, надо слегка подзабыть ценности духа, чтобы с помощью тела выполнить какую-то работу, неспешно, спокойно, чтобы эти ценности проявились. Иногда наоборот – бурно, наотмашь, когда инстинкт самосохранения перекрывается силой Духа и воли.
- Вы это всерьез? Ведь, все гоняются за удовольствиями, все хотят счастья, а вы про работу?!
- За удовольствие платим страданием, счастья никто не достигает, потому, что многие понимают под ним именно удовольствие. Это детская мотивация жизни, свойственная обделенышам, которые никак не могут повзрослеть. Взрослые понимают, что надо делать дело.
- И много вы их видели, взрослых?
- На этот вопрос позвольте не отвечать. В стратегических целях.


Рецензии