Письма Юхневича Юрия Абрамовича

               

  Письмо от Юры Юхневича под новый 2000 год.
 Дорогие Ведяевы!  С новым Вас годом,новым столетием и тысячилетием! 
 Как бы не складывалась наша жизнь,а такое событие выпадает на долю далеко не каждого поколения. С чем Вас и поздравляю! Ну и себя тоже. По молодости этот исторический рубеж казался вообще не достижимым. Ан ,вот тебе! Одним словом ,если реальная жизнь не богата на радости,то их надо хотя бы придумывать. Вот так и живём с верой в светлое будущее,которое,будем надеяться, без нашего скромного труда не состоится. Как бы кому не хотелось,а из истории нас уже не выбросишь. Вот и Вы в моей жизни значите невероятно много. Сознание того,что Вы есть,всегда греет душу. А посему,живите долго и счастливо,будьте здоровы. Пусть будет в доме тепло,когда на улице морозец,а в душе радость несмотря... Надеюсь на встречу в новом году.Поздравляювсех кто помнит.Ваш Юхневич. Минск.

Как и большинство он не очень щедр на письма.По телефону мы с ним разговаривали много -много раз,но оба понимали,что телефон не позволяет сказать всё,что хочется.По этому мы оба рады письмам,хотя и редким. Юра доцент,работает в институте проблем безопасности в Минске. Мне не хватает общения с ним. Мне когда-то очень понравился фильм "Досвидания мальчики"-о ребятах из Евпатории перед войной и в войну. И когда я встретил Юру Юхневича в 1969 году ,я сразу перенёс свои симпатии с мальчиков из кинофильма на Юру Юхневича,который родился  в Евпатории в 1939году.
      Юра, как и я, рос без отца,которого расстреляли гитлеровцы после захвата Евпатории и это тоже сближало нас.Он симпатичный ,думающий о стране,её проблемах,доверчивый,самокритичный ,самобытный и умный человек.Жизнь его сложилась не легко,в том числе и по-тому,что пол-жизни он кому-то доказывал,что он караим,а не еврей.Как сказал поэт:"дураков не убавишь в России,а на умных тоску наведёшь" Мне кажется,что вопрос отношения к евреям в нашей стране не получил до сих пор ещё должного понимания.Хотя все мы знаем,что спасительную атомную бомбу  мы получили благодаря им-евреям.Конечно,организовали их наши разведчики,но рисковали -то в основном  ОНИ. А караим Григулевич И.Р.был выдающимся разведчиком в СССР. Я предпринимал усилия,как мог- морально помочь Юре и его семье,но  дорогу своей жизни прокладывал он сам.Он закончил Уральский политехнический институт в г Свердловске. Учились мы с ним какое-то время одновременно,но не пересекались. Я учился в Университетет им.Горького. Сейцас эти учебные заведения объединены  в Уральский федеральный университет им.первого Президента РФ Б.Н. Ельцына.По натуре Юра одинокий , душевный человек и  товарищ редкой надёжности. Юра достойно и преданно служил нашей Родине,получил звание полковника. Сейчас он на пенсии ,но продолжает служить.

 .О Юре я писал в книге "Служба и служение" и   повторяться не буду.
У меня сохранилось несколько писем Юрия Абрамовича.Здесь я привожу два из них.Одно из писем я привёл выше.Второе привожу ниже.
    Письмо от моего друга Юрия Абрамовича Юхневича,полученное мной в 2012году

 Несколько страниц Юрию Абрамовичу я посвятил в книге "Служба и служение". Он не просто человек хороший,он пртиворечивый многообразный и глубоко мыслящий скромный человек.Это- личность. И я с большой радостью делаю попытку "расшифровать" его философию в данном письме,чтобы ещё проявить какие-то не увиденные ранее стороны моего близкого человека.
               
 " Юра,привет! Пишу длинно,так как  на короткое " интервью" потребуется много больше времени,которого не только у тебя,но и у меня нет. Постараюсь ответить на твои вопросы.
 В моей жизни,как наверное и у каждого из нас большую роль играли случайности,в которых я далеко не всегда узнавал закономерности,а поэтому слабо,хаотически управлял своей судьбой. Это усиливал ещё и фактор самобичевания,критической оценки себя практически в любой ситуации. Извиняюсь,но я с детства имел не слабое умственное развитие и нередко проявлял это и гордился этим. Просматривая свою жизнь,я понимаю,что самобичевание не только подавляло мою не всегда "уместную" гордость нои уверенность в утверждении жизненных позиций.Сейчас мне кажется,что я предпочёл бы независимую профессию,независимую от властей,коллектива и вообще от прихоти других людей. Хотя в своей повседневной жизни я в большей части теоретизирую, по образованию и душевной тяге я не чистый теоретик,а скорее экспериментатор и хотел бы иметь в качестве результата не только филосовские выкладки,итоги размышлений ,не только духовный(идеальный),но и материальный продукт-типа построить дом,посадить дерево и т.д.,с другой стороны физическая усталость стимулирует,укрепляет дух. Хотя трудно однозначно выразить то,что хочет человек,каково его предназначение.
 Надо было бы больше путешествовать,чтобы набраться впечатлений для глубоких размышлений. Хотелось больше знать и пониматьпроисходящего на Земле,чтобы лучше управлять хотя бы своей жизнью. Но,видимо,хорошо,что никто не знает наверняка,что есть жизнь,иначе бы было ещё хуже отжелающих и "имеющих право" управлять ею. И в этой ситуации неопределённости есть какое-то будущее,таинственное ,случайное и неожиданное,есть надежда на лучшее,на кажущуеся возможность самому строить своё будущее. Хотя все делали вид,что хорошо понимают это наше светлое будущее и даже "знали" как строить,но не построили и не понимали что строим ,куда и строили вместо поперёк строили вдоль.. И вот результат налицо. Хотя я отношусь к жизни в основном по философски,но большая часть прошлого мне не представляется светлым и ясным.
  Естественным состоянием была неопределённость или в науках или в повседневной жизни. Мне кажетс ,что эта неопределённость не позволяла быть легкомысленным,но делала хмурым и мрачным,желающим казаться лучше,умнее чем есть. Видимо,как и все. Я почти не рисковал,не совершал "безумных" поступков.Часто плёлся в хвосте событий. Мало протестовал конкретными делами, на баррикадах замечан не был. Мало делал усилий,чтобы сохранить друзей.Редко увлекался,не жил страстями. Своё поведение подчинял логике,рассудку. Всегда стремился к минимуму риска и из-за этого многое важное упускал. Может быть поэтому и не познал настоящей любви. Не лицемерил,не ходил в холуях. Это не совместимо с моим образом жизни. А она научила меня по большому никому не завидовать, не доверять и рассчитывать только на себя. Хотя по-началу был человеком команды. Любил работать в коллективе. Ради общего дела мог лтдать всё.Иногда даже приносил в жертву интересы близких ради друзей и гордился  этим.Одно из самых значимых событий в моей жизни-это встреча с тобой. Это не комплимент,это гораздо серьёзней. Ты спрашиваешь какое чувство оставил мой Уральский политехнический институт. Я знаю,что ты обожествляешь свою учёбу в Универсмтете. Ты романтик больше чем я.
 Свердловск оставил у меня противоречивое чувство. Вокруг меня было много коренных свердловчан. Их стабильная устроенная жизнь сильно контрастировала с моей и усугубляла негативные ощущения. Чувство одиночества преследовал меня всегда.Учился я хорошо и ни в чём не уступал местным.
Служба в органах много дала,но сейчас по происшествию времени я отношусь к этим годам не однозначно,хотя я и неразделяю поверхостный подход к оценке событий времён соввласти,в том числе и деятельности органов госбезопасности. В основном там всегда служили героические люди и решали они в основном актуальные и сложные задачи. В систему органов госбезопасности я пришёл не для того чтобы стать героем,а скорее удовлетворить чувство любопытства,в надежде найти правду,укрепить своё право жить как все свободно на высшем уровне доверия.Впринципе я справился с этой задачей. Хотя душу от всех сомнений и противоречий не освободил. С ними я и сейчас живу.
 Плохо знал предков,которые составляют основную нравственную опору в жизни. Странно,но у меня всегда было ощущение,что я в гостях,что мне ничего не принадлежит и я всегда и везде вынужден жить по чужим правилам.Мне всегда и везде было неуютно,меня сопровоэдало чувство,что я в "вечной эмиграции".
 О чйм я всегда мечтал-это вернуться в родную деревню! Их у меня было две: крайний севеР и крайний юг. Наверное борьба этих двух пртивоположностей во многом и предопределило содержание моей жизни и такое угловатое ощущение от неё. Кажется всё нормально_образование и дети и внуки,а вот до счастья не дотягивает,всё чего-то не хватает Может в этом и есть жизнь?
Хорошо или плохо,когда человек живёт сегодняшним днём? Наверное-это и не хорошо и не плохо.Но будет лучше если он ещё будет жить и прошлым и мечтать о будущем.. Если ещё его жизнь нужна людям тогда будет понятен и смысл жизни! Я очень "настальгирую" по тем временам,когда мы имели возможность обмениваться мыслями,эмоциями и вообще"проверять жизнь" друг через друга!
А вообще по сампму большому счёту ,мы лети войны и мы несём на себе глубокий отпечаток этого события.И этим всё сказано! а КАК КОНКРЕТНО ПОВЛИЯЛА ВОЙНА  на жизнь каждого из нашего поколения- это можно.
посчитать за частности. Что было-то было.Уже ничего не исправишь.
   Вот так яответил на твои не простые вопросы. Извини,если что и не в попад.
    С уважением Юхневич
                х
  Я благодарю моего друга за глубокое откровенное послание.Оно для меня  такое же близкое как и письма каждого из моих дорогих друзей.


Рецензии