Тонкая нить

     Моя бабушка по материнской линии (по отцовской была убита голодом на Украине в начале 1930-х годов задолго до моего рождения) была рукодельницей – шила, штопала, вязала. А я – любознательный глазастый человечек 4-5 лет от роду – ей с охотой помогал. Причём помощь заключалась не только в обязательном вдевании ниток в иголки, но и в самостоятельном ручном шитье. Я сшивал лоскутки, которые потом прострачивались на дореволюционной машинке с полустёртой надписью «Зингер». Из этих лоскутков в эпоху повального дефицита шились похожие на картинки из калейдоскопа наволочки и пододеяльники.
     Я вдевал в блестящие иголки красивые нитки для себя и бабушки. И шил, шил, шил. Во-первых, я понимал пользу своего труда. А, во-вторых, это было не только увлекательно, но и очень интересно. Красивые тонкие разноцветные нитки сами ложились – стежок за стежком – по краям сшиваемых лоскутков, нежно лились сквозь пальцы и создавали настроение праздника.
     А потом праздник внезапно кончился.
     Нитки вдруг стали с трудом проходить в игольные ушки, перестали ласкать, рвались и запутывались, цепляясь за всё что ни попадя, рвали лоскутки и кожу пальцев. Вот только тут до меня наконец дошла мамина мудрость о том, что только ленивый шьёт длинными нитками. Пришлось шить короткими, чуть не ежеминутно вставляя новые нитки себе и бабушке. Это рвало весь ритм труда, сбивало темп, лишало работу радости, превращая праздник в каторжные будни. Родители «доставали» шёлковые нитки, но с ними радость тоже не вернулась. Они хотя и хорошо скользили, но распадались на отдельные волокна, плохо входили в ушко иголок, лохматились, «не держали» узелок, сильно сорили.
     Но выхода не было – шил, по возможности выручая нашу где-то прозябавшую лёгкую промышленность.
     Лишь много лет спустя мне удалось разгадать причину перехода светлого трудового настроения в каторжную ночь. В одной из своих детских книг, которую я предполагал уже в 70-е годы подарить племяннику, нашёл яркую цветную этикетку, положенную туда в качестве закладки. Переведя написанное, я узнал, что волшебные нитки были привезены в СССР из Англии. По Ленд-лизу они к нам попали или с другой гуманитарной помощью, которую наши умело выпрашивали по всему миру, выставляя СССР казанской сиротой, – выяснить не смог. Но вот их замену отечественным ширпотребом своими пальцами оценил так, что помню до сих пор.
     Может, развязываемые нами бойни опять заставят кого-то из забытого у нас милосердия оказывать нам помощь? Ведь не для того всё это затевается, чтобы оставить нас без штанов?
     Да нет, конечно, не для того.
     Всё исключительно ради помощи.
     Славно, когда все нам помогают. Хотя бы шить.

Г. Л. ГЕНЦЛЕР
член Союза журналистов РФ

Ночь на 7 февраля 2016 года


Рецензии