Мамины вышивки

Для конкурса "Добрые вещи века"
http://www.proza.ru/2016/02/05/993


Каждый человек должен оставить память о себе своим близким. Что-то такое, что будет напоминать о нём, давая почувствовать, что он всё ещё рядом вот в этом рисунке, в стуле, сделанном своими руками, в вязаном тёплом свитере, который хранит тепло прикосновений любимых рук, в книге написанной потомкам. И тогда он будет продолжать  жить, оставаясь с нами навсегда.

Моя мама не будет старой никогда, потому что ушла очень рано. Ей было сорок три. Это тогда мне казалось, что это уже очень много. А сейчас я уже намного старше её, и понимаю, как молода она была. Сегодня я могу многое понять, объяснить, оправдать, оценить по достоинству.

У меня осталась целая коллекция маминых работ, вышитых своими руками. Рассматривая узоры, поражаюсь тому, что, несмотря на то, что им уже более полувека они не теряют яркость своих красок. Я ещё помню то время, когда эти вышивки украшали дом моей бабушки. Их просто прикрепляли канцелярскими кнопками к бревенчатым стенам. От этого в доме становилось светло и радостно. Маленькой я любила разглядывать их, восхищаясь их необыкновенной красотой.

Я часто беру в руки мамины вышивки. Эти вещи мама вышивала,когда была ещё совсем молодой, и меня не было на свете. Вот этот букет, вышитый крестом на квадратной ткани, украшал стену, здесь есть следы от кнопок. А эти прямоугольные вышивки гладью с ярким цветочным орнаментом служили накидкой на подушки. Есть скатерть с тёмно-вишнёвыми маками и вышивки для украшения кроватей, которые обычно выглядывали из-под покрывала. Смотрю и удивляюсь ее трудолюбию и усидчивости. Сколько же времени надо было проводить девушкам за этим рукоделием!
               
Среди работ есть две, на которые я не могу смотреть без слёз...
Розовое платье из ацетатного шёлка, которое продавалось во всех магазинах, было бы ничем не приметно, если бы на нём не было яркой вышивки, сделанной руками моей мамочки. Я тогда училась в университете, и ей очень хотелось, чтобы дочь была нарядной и красивой студенткой.

Как она нашла для этого время, когда у неё на руках был больной сын и безрукий муж инвалид? Наверное, ночью, после тяжёлой работы каменщицы на стройке, которая и унесла её из жизни, она недосыпала, думая о своей дочке. Я уже не могу примерить это платье, выросла из него. Не могу сказать "спасибо" маме, нет её давно... Но я беру его в руки, подношу к лицу и целую цветы, вышитые мамой. Целую, как если бы я целовала её руки. Не думаю, что я делала это тогда, почти сорок лет тому назад.

Вторая работа, которая мне тоже очень дорога, осталась незавершённой. Эту работу она делала лёжа в постели, потому что была парализована и не могла даже сидеть. Это картинка, вышитая крестом для подушки-думки. Две одинаковые картинки. Видимо, планировалось, сделать две подушечки. На нём женщина с ребёнком, ребёнок тянет ручонки к маме, у которой в руках зеленые ветки. Не вышиты глаза, на ветках, скорее всего, должны были быть цветы, которые не успели расцвести, потому что смерть забрала её раньше.

Сказать, что это самые дорогие моему сердцу вещи - ничего не сказать...
Это всё, что осталось мне от мамы. В них доброта её любящих глаз, в них тепло протянутых к своему ребёнку рук, в них красота её души. В них до сих пор бьётся материнское сердце, которое я чувствую, прикасаясь к маминым вышивкам.


Рецензии
Очень трогательные воспоминания, Альфира! Честь и хвала нашим мамам труженицам, простым женщинам, на которых держались семьи, в полном смысле этого слова. Да еще менталитет мусульманской женщины, - отдельная тема для обсуждения и разговора. Недосказанность, трогательная молчаливость наших матерей так и возвращает иногда к грустным воспоминаниям о них, ведь о многих вещах мы задумываемся только сейчас,когда сами стали взрослыми мамами. Альфира, миниатюра очень понравилась))))Творческих тебе успехов))))

Рушана Лопушанская   09.03.2019 19:12     Заявить о нарушении
Спасибо, милая моя подруга! За понимание, сопереживание, за сердечность! Счастья тебе и твоей семье!

Альфира Зайнутдинова   09.03.2019 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.