Гвоздь для плаща и шпаги

Это уже третий обзор новинок книжной серии «Всемирная история в романах» московского издательства «Вече». Наверняка любители исторического жанра  вспомнят два предыдущих обзора «Постранствуем по эпохам»  http://www.proza.ru/2015/11/03/507 и «Темная сторона власти» http://www.proza.ru/2015/12/01/2015 .
В них я рассказал о первых книгах знаменитого цикла Дмитрия Балашова «Государи Московские» - «Младший сын» и «Великий стол».  Вот и этот обзор, по уже сложившейся традиции, начну с третьей книги «Государей» - «Бремя власти».
В романе Дмитрий Балашов рассказывает об одной из славных страниц нашей истории – княжении собирателя русских земель Ивана Калиты.
В отечественной историографии трактовка деятельности Ивана Калиты неоднозначна.
Н. М. Карамзин писал: «Несмотря на коварство, употребленное Иваном к погибели опасного совместника, московитяне славили его благость... единогласно дали ему имя Собирателя Земли Русской и Государя-отца... Освободил великое княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строго казнил татей и был вообще правосуден...».
В. О. Ключевский считал что: «Восемнадцать лет его правления были эпохой первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями».
Историк Л.В.Черепнин был менее комплиментарен: «Князь жестоко подавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства Орды над Русью... Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других князей, не брезгуя для этого татарской мощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества».
Дмитрий Балашов, создавая свой эпический цикл, раскрывает характер московского князя Ивана Калиты в контексте того непростого времени, когда судьбы русских княжеств зависели от настроений Орды и интриг Литвы.
Роман Вадима Каргалова «Русский щит» переносит нас на сто лет назад от времени правления Калиты. Нашествие Батыя на Русь  - трагическая страница отечественной истории.
«Россия – обширный труп после нашествия Батыя», писал Карамзин. Историк считал, что Россия из-за монголов на несколько веков отстала от Европы: «Было время, когда она… не уступала в силе и в гражданском образовании первейшим европейским державам… Внутренний государственный порядок изменился: все, что имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось, исчезало. Князья, смиренно пресмыкаясь к Орде, возвращались оттуда грозными властелинами…», В то же время Карамзин видел в ордынском иге и некий позитив. Монголы способствовали прекращению междоусобных войн князей. Москва, по мнению Карамзина, обязана своим величием ханам.
По Карамзину получается, что ордынское иго было ниспослано нам свыше, как некий Божий промысел.
Не было бы греха братоубийства среди русских князей, не было бы и наказания.
Вадим Каргалов в своем романе готов поспорить с первым русским историком. Все было далеко не так однозначно. Да,  Русь раздирали междоусобицы. Да, князь шел на князя. И позднее, - подличали князья вымаливая в Сарае ханский ярлык на Великое княжение. Но Россия никогда, ни в какие времена не была трупом. Скорее Фениксом, всякий раз восстававшим  из пепла ордынских пожарищ.
«Русский щит» в ряде сюжетных линий пересекается с первыми книгами цикла «Государи Московские». Но так и должно быть.
Главное же сходство этих разных книг в том, что историю в них делают не столько князья, сколько русский народ, простые ратники, живым щитом вставшие на пути туменов Батыя в Европу.
Романы Дмитрия Балашова из цикла «Государи Московские» и «Русский щит» Вадима Каргалова уже стали современной классикой в исторической беллетристике, выдержав более чем за тридцать лет несколько переизданий. Однако интерес к ним не иссякает и сегодня.
А вот абсолютной классикой жанра по праву можно считать бессмертный роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак». Этой книгой зачитывались не только современники Джованьоли, среди которых  был легендарный Джузеппе Гарибальди, но и несколько поколений в XX-ом и уже в XXI веке.
Исторический роман Джованьоли из жизни Древнего Рима, а к этой тематике писатель обращался неоднократно, неожиданно стал мировым брендом – литературным, политическим, коммерческим, выйдя широко за пределы Италии. В чем секрет «Спартака»?
О восстании рабов и его вожде, мятежном гладиаторе написаны десятки книг. Это и исторические исследования, и исторические романы. Однако роман Джованьоли вне конкуренции. Его читали, читают и будут читать многие поколения после нас.
«Вы,  изваяли Спартака, этого Христа – искупителя рабов, резцом Микеланджело, - писал Гарибальди автору. – Я как раб, получивший свободу, благодарю вас за это, а также за то глубокое волнение, которое я испытал, читая ваше произведение».
Возможно предводитель краснорубашечников слегка преувеличил в своем восторженном отзыве на книгу Джованьоли. Восстание Спартака отстоит почти на столетие до жизни, смерти и воскрешении Спасителя.
Да и был ли Иисус Христос  мятежником подобно Спартаку?  К жизни Христа обращались не только четыре знаменитых апостола-евангелиста - Матвей, Марк, Лука и Иоанн, но многочисленные апокрифисты.
И, конечно, образ Христа стал магистральным в мировой литературе.
Иван Наживин, бывший толстовец, бывший осваговец (ОСВАГ (ОСВедомительное АГентство) — информационно(осведомительно)-пропагандистский орган Добровольческой армии, а в дальнейшем — Вооруженных Сил Юга России во время Гражданской войны, наделённый монополией на предоставление информации о действиях официальных структур Белого Юга и распространение информации для прессы на территориях, подконтрольных его власти), и далее эмигрантский писатель,  к библейским сюжетам в своем творчестве  вдали от родины обращался неоднократно. Роман «Евангелие от Фомы» - еще одна апокрифическая версия жизни и смерти Иешуа, в которой Иван Наживин весьма своеобразно рассказывает о последних годах Спасителя, достаточно вольно трактуя канонические Евангелия.
«Бывают странные сближенья…», записал  Пушкин.
И мы повторим вслед за поэтом, что вот ведь как странно: где-то в эмиграции Иван Наживин воскрешает известную библейскую историю в «Евангелии от Фомы», выводя на страницы романа Понтия Пилата, первосвященника Каиафу, Иуду Кериота в компании с Саломеей и Иродом. И в это же время в Москве Михаил Булгаков стоя незримо за спиной прокуратора Иудеи воскрешает знаменитый диалог Иешуа и Пилата.
Роман «Мастер и Маргарита» пришел к нам только в 1967 году после публикации усеченного цензурой текста в журнале «Москва». Книга Наживина «Евангелие от Фомы», опубликованная в эмиграции в 1933 году, была издана уже в постсоветской России, но до сих пор она не очень известна,  в отличие от булгаковского романа, ставшего  «библией» отечественной околоартистической тусовки.
Бывают же вот такие престранные сближенья…
«Карфаген должен быть разрушен»  - еще одна книга из истории Древнего Рима, которую тоже можно смело отнести к классике исторического жанра. Свой первый исторический роман «За столбами Мелькарта» Александр Немировский издал в 1959 году, роман «Карфаген должен быть разрушен» - почти сорок лет спустя.
Ученый, поэт, писатель, Александр Немировский прожил длинную и интересную жизнь. Один из его биографов писал: «Творческий путь А.И.Немировского – поэта-фронтовика, ученого-антиковеда, автора романов «За столбами Мелькарта», «Слоны Ганнибала», «Карфаген должен быть разрушен», «Пурпур и яд», «Пифагор» – всегда находился между... Между Эвтерпой и Клио, между Кремлем и Лубянкой, между Воронежом и Москвой, между истфаком МГУ и Литинститутом, между войной и миром, между поэзией и историей, между жизнью и смертью. Но это совсем не значит, что человек разбрасывался. Скорее наоборот – он расширял территории своего культурного пространства для того, чтобы напрямую взаимодействовать с ним, синтезировать уже накопленные знания, всем своим опытом доказывая, что можно быть цельной и реализованной личностью, занимаясь очень разными вещами: наукой и литературой, историей древнего мира и современной поэзией».
«Между вузами, между музами
Расточал я души своей жар
И метался я между лузами
Словно кием гонимый шар».
Немировский часть своих книг посвятил истории Пунических войн, когда ребром стоял вопрос: кто останется владыкой Средиземноморья – Карфаген или Рим? Сначала фортуна была на стороне Ганнибала, но потом - «Карфаген должен быть разрушен!». Сегодня эта крылатая латинская фраза Катона-старшего стала квинтэссенцией внешней политики американских президентов, которые одержимы манией разрушения всех карфагенов, если только они не вписываются в Pax Americana.
Впрочем, президентам президентово, а писателям  писателево. Американка Кейт Куинн не обладает академическими знаниями Александра Немировского, зато блестяще владеет техникой построения динамичного сюжета, который ближе к практикуемому  мастерами детективного жанра «саспенсу», чем к реконструкции далеких эпох, свойственных классическому историческому роману.
Три романа писательницы посвящены мелодраматическим историям из жизни Императорского Рима. Наверняка, кто-то из читателей уже прочел историко-авантюрные романы «Хозяйка Рима», «Дочери Рима», «Императрица семи холмов».  Дожидается перевода на русский язык четвертая книга этой древнеримской саги – «Матрона Вечного города». 
Кейт Куинн помимо женских судеб в античную эпоху проявляет пристальный интерес к итальянскому Возрождению, конкретно к эпохе Борджиа, с семейством которых прочно ассоциируется  череда знаменитых преступлений. В арсенале этой семейки яд и кинжал были самыми заурядными орудиями убийств. Представляемый в этом обзоре роман «Змей и жемчужина» - первая книга дилогии о женщинах эпохи Возрождения, втянутых в водоворот интриг и злодейств криминального круга Борджиа.
Этот роман займет достойное место в шеренге историко-авантюрной литературы, где история – это гвоздь, на который можно повесить плащ и шпагу.
А к классиком историко-аванюрного поджанра можно смело причислить итальянца Эмилио Сальгари, который за двадцать лет написал лишь немногим меньше чем прославленный трудоголик Александр Дюма.  Приключения героев Сальгари кругосветны, хотя сам автор не совершал заморских путешествий. Грезил ими, но мореходная его карьера не задалась. Впрочем, таких «путешественников вокруг письменного стола» мы знаем немало. Жюль Верн, Буссенар, Майн Рид…
Сальгари писал многотомными циклами. В то время такие сериалы были непререкаемым условием для романа-фельетона, продолжения которого читатель с нетерпением жаждал, дожидаясь очередного газетного или журнального выпуска.
Пиратская тема – одна из доминирующих в творчестве Сальгари, хотя он создал немало приключенческих романов, действие которых происходит в самых экзотических частях света.
Роман «Последние флибустьеры», (в русском переводе он публикуется впервые), завершает цикл из пяти романов «Чёрный корсар». В отличие от знаменитой трилогии о капитане Бладе пиратские циклы Эмилио  Сальгари раздвигают горизонты Карибского бассейна.
А вот каким образом герои его романа, покинув пиратскую вотчину Тортугу, оказались на просторах Тихого океана вы узнаете  из «Последних флибустьеров»!


Рецензии