Очаг культуры

                (Посвящается Году кино)

      В конце 50-х и в начале 60-х годов прошлого века окраина города, где я жил, начала   
массово, стихийно – самостийно, заселяться людьми, прибывающими из сел и деревень.   
Это были, в основном, бывшие колхозники-крестьяне, получившие впервые паспорта, вместо выдаваемых ранее сельсоветами удостоверений личности в виде справок на листках бумаги. Прибывающие строили домики-засыпушки, как правило, беспорядочно относительно друг друга. Стены их были из досок с наружней и внутренней сторон, а в промежутках между ними засыпались либо древесные опилки, либо шлак от сгоревшего каменного угля. Городская власть понуждала сносить эти халупы и выделяла рядом гражданам (при наличии ходатайств с места работы и городской прописки) земельные участки в 6 соток для индивидуального жилищного строительства - ИЖС, формируя этим рабочий поселок.             
      Да, кстати, те засыпушки, хозяева-застройщики которых по какой-либо причине не могли
предоставить ходатайства на получение участков под ИЖС, нещадно сносили откуда-то при- 
ползающие бульдозеры, но лишенные крова не унывали и строили новые домики, на склонах крутых 
оврагов, на которые боялась заезжать гусеничная техника. Просто живучий, какой-то, народ!
Извините за «лирическое» отступление, не имеющее никакого отношения к заголовку данного
рассказа.
      На окраине нашего рабочего поселка - спутника города, упирающегося в одну из деревень из числа окружающих город, на пустыре между деревней и поселком, для «окультуривания» населения, был возведен летний дощатый кинотеатр размером, примерно 10 на 30 метров, который все жители, почти сразу, назвали-окрестили «киносараем». Этот кинотеатр имел по периметру выполненные из досок стены высотой в 3 метра, внутри параллельно установлен- 
ные деревянные скамьи, на врытых в землю столбиках, и находящиеся под крышами: будка
киномеханика с одной стороны и матерчатый киноэкран – с другой. Зрительный зал был под открытым, звездным небом.         
      Фильмы показывали в кинотеатре почти ежедневно, едва темнело на улице. Демон-
страция кинофильмов прекращалась только в сильные ливневые дожди. Стены киносарая,   
сделанные из сколоченных внахлест бросовых досок лиственных пород: березы, осины, про-
мокая от дождей, в последующем при высыхании, коробились, да так, что в них образо-
вывались щели, через которые детишки, находившиеся снаружи, чуть расширив отверстия 
перочинным ножичком, бесплатно смотрели кино. Я сам однажды находился среди обле пивших с внешней стороны кинотеатр зрителей!               
      Произошел, правда, еще один случай досрочного прерывания демонстрации фильма, когда дождя не было и вовсе. Это не из числа тех случаев, когда внезапно прекращалась подача электроэнергии от городской сети. В этих случаях, после недолгого перерыва, запускался выкатываемый из кинобудки на расстояние в 30-40 метров громко тарахтящий электрогенератор и фильм продолжался. А совершенно другой.   
      Киносарай  располагался у забора задней части огорода деревенской усадьбы, вдоль которой росли высокие старые вязы. Мальчишки школьного возраста взбирались на верхушки этих деревьев, чтобы бесплатно смотреть кино сверху, через стены киносарая.  Однажды в середине демонстрации одного из фильмов раздался ужасный хруст сломавшейся ветки и 
через секунду громкие стоны и крики детей. Фильм прервался, стало не до кино. Как выясни-
лось, ветка дерева не выдержала тяжести детишек, сломалась и все сидящие на ней оказались
на земле. Многие получили травмы. После этого подпилили вязы, а стволы дальних деревьев,
чтобы  не лезли по ним, обмазали густо дегтем и солидолом.    
      Недалеко от киносарая, на опушке лесного массива-дубравы с зарослями орешника, распо-
ложился цыганский табор, живший не в кибитках, а в брезентовых палатках, что интересно, даже  холодной зимой. Им разрешили обосноваться на этом месте в связи с зачисткой их 
прежнего места обитания на берегу Волги, места, которое входило в зону затопления строя-
щейся очередной ГЭС.       
      В то время по всей стране показывали индийские   фильмы с бесконечными песнями и танцами. В самом конце демонстрации очередного индийского фильма мы, сидящие внутри
киносарая, услышали, как за дощатыми стенами, снаружи, началось  громкое, под  звуки 
гитар, исполнение цыганской песни. По окончании фильма все мы, вышедшие зрители,   
увидели невдалеке, ближе к опушке леса, пылающий костер с танцующими рядом цыган- 
ками, тени которых падали на освещаемый костром лес, а также сидящих и стоящих вокруг 
цыган, исполняющих песни. Среди последних находились два гитариста со звонко звучащими инстументами. Это было, как продолжение фильма, его вторая часть, и почти все кинозрители переместились в сторону цыган. Что заставило, побудило их, так  неожиданно начать
выступление? По всей видимости, индийские мелодии из кинофильма разбудили засевшие 
в глубинах их общие гены предков. Видя наплыв зрителей, цыгане воодушевлялись все более 
и  более, стали призывать к исполнению лучшие свои артистические силы. Представление закончилось  за полночь.   
      После почина – начала выступления цыган, вечерами у кинотеатра, со стороны противопо-
ложной месту их выступления, у ряда скамеек, расположенных вдоль дорожки, ведущей
к кинотеатру, стала собираться и выступать молодежь из числа жителей поселка. Таким обра-
зом, появилась еще новая культурная площадка, где зазвучали: гармонь, баян и балалайка.
Когда солнце еще не зашло под горизонт, пели песни, звучавшие по радио, типа «Ой, ты рожь». По мере того, как темнело, переходили на частушки, а когда становилось совсем темно и не стало видно лиц, исполняли  «соленые» частушки. Репертуар был очень разнообразным, так как жителями поселка являлась молодежь, приехавшая из разных местностей страны. Причем не только пели, но и танцевали, а все это напоминало сельскую завалинку, где также знакомились друг с другом. 
      Таким образом, киносарай стал, по своей сути, ничем иным, как очагом культуры, вокруг 
которого запело и заплясало. Как сейчас помню, у въезда в рабочий поселок того времени, на высоких опорах был закреплен вдохновляющий лозунг  «Наша цель – коммунизм!» Может быть, об этом лозунге я упомянул не к месту, но так было!  И никаких, как сейчас, рекламных
щитов, кроме, разве что: «Летайте самолетами Аэрофлота! – по всей видимости, был широкий
выбор, «Храните деньги в сберегательной кассе!» , «Брось кубышку – заведи сберкнижку!»-
усматривалась забота о материальном благосостоянии трудящихся.

                06.02.2016г.                Ильин М.И.


Рецензии
Где это было?

Марзия Габдулганиева   02.04.2016 08:12     Заявить о нарушении
Автор молчит, а я расскажу. Я узнал город Чебоксары. Во время стройки тракторного завода и одновременно ниже Чебоксар, начали строительство ГЭС, а там в створе плотины была чувашская деревня Цыган Касы. Сейчас ее ее месте электроподстанция ГЭС. А рядом с деревней (мне рассказывали ее жители) была обширная площадка на высоком берегу, где почти постоянно стояли шатры кочующих по Волге цыган. Что интересно - с давних времен чувашские деревни не стояли близко к реке. Разбойные волжские ушкуйники еще с давних времен грабили их. А потому чувашские поселения строились подальше - в лесах. Но Цыган-Касы была на очень высоком обрыве. Даже к лодкам своим на берегу они спускались по длинным лестницам. А когда деревню ликвидировали в строящемся Новочебоксарске в Иваново (район на краю города на самом берегу) их всей деревней заселили в пятиэтажный трех подъездный дом. Оттуда и мой знакомец, и он мне все это рассказывал. А на месте бывшей деревни под проводами высоковольтки они сажают огороды на месте родительских домов. В.О.

Владимир Островитянин   26.12.2016 14:32   Заявить о нарушении