Школьная история Сорочинской ярмарки

             Глава 13. Два монолога.

   Уроки литературы Николай Перещенков не любил. Скучно сидеть и слушать правильную речь  Тамары Николаевны, которая предпочитала  свои монологи диалогу с учениками.
 Такому, например:
  -Как вы думаете, ребята, почему Раскольников убил старуху-процентщицу?
  -Она заедала бедных людей.
  -Это неправильно и по сути,и по содержанию. Что она - людоедка, по-твоему?(смех в классе).
  -Ну, Раскольников хотел ограбить старуху, разбогатеть и помочь матери и сестре.
  -А ты, Перещенков, как думаешь?
  -Да он просто больной на всю голову. Псих, короче!
 И тут Тамара Николаевна разразилась монологом, продолжавшимся до конца урока. Класс успокоенно внимал ей или делал вид, что внимает. Можно было не вникать в монотонно стрекотавшую речь учительницы, потому что речь эта нисколько  не трогала чувства
 слушателей и не заставляла думать. Как резиновая жвачка, в которой кончился фруктовый вкус. Казалось, произнося заученные слова о Раскольникове, учительница
 и не рассчитывает на то, что её недоумки-ученики что-либо поймут и запомнят.Она просто выполняет  свои обязанности - излагает новый материал. А уж знать или не знать его - это проблема учащихся.

  Колька смотрел на неё и думал :
  -Почему её ребята так не любят? Молодая, красивая, стильно одевается, не повышает голос, вообще редко выходит их себя. Только чувствуешь, что ты ей до лампочки и никогда не будешь таким умным, как она.

  Особенно Колька не любил, когда Тамара Николаевна читала стихи. Отчётливо произносила слова, правильно расставляла акценты, повышала и понижала голос - словом, читала ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Слушать было неловко: что-то притворное, фальшивое в патетике, с которой она произносила стихи, а потом вдруг будничным тоном  бросала:
 "Сергеев, не вертись!"

 Постепенно мысли Николая перекочевали в другую область. Ему вспомнилась последняя репетиция  "Сорочинской". Он, кум Цыбуля,рассказывает гостям историю "красной свитки". Гости сидят за столом и пьют из глиняных кружек "пенную" Монолог Цыбули длится минут пять."Как лекция Тамары Николаевны, - подумал Колька. - И так же скучно будет всем: и зрителям, и артистам на сцене".  Он вспомнил, как обсуждали всем миром, нельзя ли сократить монолог. Оказалось, нельзя выбросить ни единого слова, не нарушив смысла и логики текста.

   Потом предлагали "оживить" эту сцену движениями и жестами слушателей- гостей кума.Получалась такая бестолковщина, что отказались и от этого. Значит, всё зависело от  ораторского мастерства  кума-Кольки. Уж он и орал, и переходил на полушёпот, и руками махал, даже вскакивал на стул. Но было всё фальшиво, глупо.

  После репетиции они с Еленой(так за глаза все звали своего режиссёра) сочиняли ремарки к его монологу.Разбили текст на смысловые фрагменты, озаглавили их, записали заголовки на листке. Потом Елена предложила ответить на вопросы(их она тоже написала на бумажке).
 1.Почему и зачем кум Цыбуля рассказывает историю "красной свитки"?
 2.Часто ли ему приходилось выступать перед публикой? Нравятся ли ему эти "выступления"? Как меняется его внутреннее состояние на протяжении рассказа о чёртовой свитке?
 3.Как проявляется в монологе характер кума Цыбули?

  В  заключение Елена предложила Николаю написать на полях роли, что чувствует герой в каждом фрагменте монолога. Елена посоветовала:
  -Представь, как растёт воодушевление рассказчика в зависимости от увлечённости слушателей его истории...

 И вот сейчас, на уроке литературы, под звуки голоса учительницы Перещенков, сидя смирнёхонько, глядит на говорящую и не слышит ни слова. Он мысленно видит лист бумаги с заголовками фрагментов монолога кума Цыбули и сочиняет ремарки к ним. Колька берёт ручку и пишет... Вдруг он слышит свою фамилию и,вздрогнув, поднимает голову.Тамара Николаевна заканчивала фразу:"Один Перещенков догадался записать лекцию!"

  На дом было задано проанализировать монолог-исповедь Раскольникова перед Соней
 Мармеладовой. Колька поразился такому совпадению: монолог Цыбули  и монолог Раскольникова.
 Обычно, "анализируя" по заданию учительницы какой-то текст, Колька открывал учебник или книжку "Русская литература в кратком изложении", выбирал подходящие отрывки,"сдирал" их, более или менее удачно "склеивал" и сдавал на проверку.
 Сейчас ему в голову пришла сумасшедшая мысль:"А что если воспользоваться вопросами, которые дала ему Елена, заменить имя Цыбули на Раскольникова? Ответить на них, как получится, и сдать Тамаре Николаевне на проверку. "Двойку" она не поставит, а привычная "тройка" обеспечена - ведь работу-то он сделает!"

  Эта мысль показалась ему настолько остроумной, что Колька сел за письменный стол
 сразу, как пришёл из школы. Он стал действовать по методу Елены.
 Решил сначала выделить смысловые фрагменты текста и озаглавить их. К своему удивлению,за него автор уже разграничил фрагменты,перемежая их репликами Сони и
 ремарками. Так что было очень легко следить  и за развитием мысли Раскольникова,
и за чувствами, которые он испытывал. Причём ремарки были такими точными и яркими,
  что Николаю показалось, будто он ощущает состояние Раскольникова и может даже сыграть эту роль.

 Он встал перед зеркалом и начал вслух читать монолог Раскольникова, стараясь выразить его чувства. Получилось так смешно, что Коля, расхохотавшись, бросил книжку на диван, сделал серьёзную мину и полюбовался в зеркале на себя умного.
 Потом он снова сел за стол. Оказалось,это очень интересно - вчитываться в роль
героя и "расшифровывать" его мысли и чувства.

 В результате своего "исследования" он понял, что Раскольников пытается и никак не может объяснить,почему и зачем он убил старую женщину. Этого нельзя оправдать ничем: ни тем, что она "вошь", вредная для всех; ни тем,что "узаконенные" преступники чужую кровь льют, как шампанское, и ничуть не страдают  муками совести.
  -Вот придурок! Надо же додуматься до такого: проверить,"тварь ли он дрожащая" или "право имеет", как властелин, пролить "кровь по совести". Ну, шизик, точно шизик!

 Николай изложил свои мысли о Раскольникове в совершенно раскованном стиле. Правда,
"придурка" и "шизика" он опустил. Потом закрыл тетрадь, ещё раз полюбовался на своё
умное отражение, показал ему язык и, удовлетворённый, решил  на этом сегодня умственные труды закончить.

         Продолжение следует.   
 


Рецензии
Явно пишет учительница литературы))) Спасибо! У меня так и читали)

Анастасия Дешукова   28.03.2016 21:34     Заявить о нарушении