Сдал Сопромат, можешь жениться

Для студентов Строительного факультета специальности ВиК, первым назиданием от Максименко Владимира Ивановича были слова: "Сдал сопромат, можешь жениться". Это утверждение по его мнению, в полной мере должно было показать всё ещё юнцам, хоть и студентам второго курса, что Сопромат - это одна из ключевых дисциплин, преодоление которой открывает дверь во взрослую жизнь. Надо честно признаться, Владимир Иванович был прав, и для многих из нас Сопромат был серьёзным препятствием. Кто то не мог постичь в силу недостаточного абстрактного мышления, кто то как мой друг грузин Заза Бецукели, в силу того, что не смотря на наличие у него диплома техникума, знание русского языка, он приобрёл при прохождении службы в Советской армии и на первом курсе института.
  С Зазой мы познакомились в горах Кавказа, в лагере НПИ "Кешкет", где в одном из ущелий Карачаево-Черкесии, выше аула Хасаут-Греческий проходила геодезическая практика. Заза как и любой грузин, был студентом темпераментным, но я в общей массе студентов грузинской национальности, его выделил для себя, и на вопрос почему мы с ним подружились, я отвечаю: "Заза Ильич Бецукели не правильный грузин". И такое моё утверждение, многим было понятно, на фоне зачастую не обоснованного прожигания родительских денег во время студенческой жизни его соплеменников, постоянных дебошей. Заза в отличии от большинства, ценил ту возможность, которую ему дали родители, и не смотря на 52 бегунка, которые он сохранил, ему удалось закончить НПИ, и в отличии от меня Он всю жизнь работает на одном предприятии, и занимается любимым делом по профессии.
  Родители Зазы жили в Телави. Мама его не имела высшего образования, и  работали на нескольких работах, что бы он и его брат смогли выучиться ремеслу или профессии. И видимо возможности семьи позволили только старшему сыну получить высшее образование, и Заза это ценил. Отец же у Зазы, работал геодезистом, и естественно Заза в вопросах геодезии среди студентов первого курса имел явный авторитет, и Заза этим собирался воспользоваться в полной мере во время прохождения геодезической практики, имею в виду прежде всего оказание безвозмездной помощи студенткам.  Почему безвозмездной? Дело в том, что о неправильности Зазы знал не только я. И студентки пользовались, тем что Заза не смотря на весь темперамент, оставался порядочным молодым человеком. Позже Я неоднократно, наблюдал, как студентки как под копирку использовали один и тот же приём. Они просили Зазу помочь сделать задание. Когда работаешь с форматом А-2 или А-1, руки чертёжника согнуты в локтях и локти разведены в стороны. Студентка садилось рядом и прижималась грудью к предплечья нашего чертёжника. Заза как заворожённый работал не отрываясь, над заданием студентки.
  Я уже рассказывал, как лёжа на нарах призывного пункта в Батайске, я приободрил своих друзей призывников, перспективой нашего триумфального появления после службы в новых учебных группах студентов, в которых после очередного призыва не будет парней, и мы окажемся в окружении не только гор Кавказа но прекрасных вчерашних первокурсниц.
  Пока мои сослуживцы, ехали Из Новочеркасска в Кешкет,я приехал туда заранее, так как Я родился в Черкесске, и для меня эти горы практически были домом родным.  Я встретился с комендантом, выбрал лучший по расположению домик в лагере, получил всё необходимое, об устроился и ожидал прибытия студентов и прежде всего парней с кем я служил и с кем мы коротали время, в ожидании покупателей из частей.
  В своих прогнозах я немного ошибся, я не учёл тех парней, кто отслужив в рядах СА, поступили на первый курс, и не собирались уступать свои позиции каким то "Духам". Заза был из их числа.
  Встретив друзей, я оценив ситуацию после приезда Студентов в лагерь, понял что не всё я предусмотрел. На повестку дня для меня лично стал вопрос интеграции в новую для меня группу, в которой надо сказать было достаточно парней, кому грозил призыв на следующий год, и возглавлял их  староста группы Бецукели Заза Ильич.
  На первом же занятии, мне подвернулся удобный момент заявить о себе. На вопрос преподавателя: "Кто может выполнить поверки нивелира?", Последовала ожидаемая реакция студентов, кто старался спрятаться во втором ряду за спинами впереди стоящих, кто-то опустив взгляд, надеялся что пронесёт, кто-то но не Заза. Заза просто держал паузу, что бы в критический момент вызваться, тем самым ещё раз подчеркнуть, что он не зря выбран старостой группы. И всё бы так и произошло, но не смотря на два года службы, в моей голове остались эти нехитрые действия которые нужно было сделать с нивелиром , для его поверки. И я не выдерживая паузы, сразу согласился, чем привлёк внимание студенток, и испортил триумф Зазе.
  Мне повезло, что Заза не только не затаил на меня обиды, но и как геодезист оценил уровень моей подготовки. впрочем это сделал и преподаватель, а главное когда группу начали разбивать на тройки для прохождения практики, не я просился к кому-то в тройку, а у меня была возможность выбрать себе двух студенток.
  Надо сказать, что я не единственный был представитель семейной династии среди студентов. Ещё на первом курсе, со мной учились Александр Ракульцев (сын директора Сочинского водоканала) и Мощицкая (дочь главного инженера Сочинского водаканала). Среди студентов группы в которую я вернулся после службы в СА, были свои продолжатели семейных традиций обучения в НПИ. Среди них была Инна Серпокрылова (дочь профессора ВиК Ростовского Архитектурно-Строительного института) и Наталья Столярчук (дочка студента, сокурсника и человека делившего одну комнату в общежитии с Владимиром Ивановичем Максименко).
  Владимир Иванович, был преподавателем от бога. Не смотря на сложность предмета, нам всегда было интересно. При всём уважении к его возрасту и учёному званию, он для студентов оставался желаемым собеседником. Масса историй, жизненных ситуаций сопровождали его лекции. Наиболее запомнившееся история про двух друзей студентов, которые получили распределение в одну организацию. Возможно, он эту историю рассказал нам с Зазой, возможно он её рассказывал каждой группе, так как в те времена в каждой группе были компании друзей, в которых был славянин и кавказец.
Так вот, говорит он нам: "Получили два друга распределение. Приехали, обустроились, на новой работе. И в силу предприимчивости кавказец стал быстро набирать обороты, его приметило начальство, и в определённый момент начальник СМУ, даёт кавказцу поручение забетонировать балкон на своей даче. Выписал материалы, выделил людей и отвёз на объект. Дошло дело до армирования консоли балкона, тут-то и кавказец вспомнил, что была такая наука Сопромат, ну и всё. Как вязать арматуру не знает. Позвал он своего друга, тот не объясняя очевидного, завязал арматуру в верхней части плиты на конце и усилил плиту в низу только в начале. Рабочие залили бетон,  а кавказца сомнения гложут, сам не знает, а переспрашивать не захотел. И вот он принимает решение подстраховаться и опёр консольный балкон на установленные им колоны. Через 28 дней пришло время снимать опалубку, и балкон вместе с опалубкой падает вниз. Поэтому вы ребята дружите, но знать должен каждый из Вас".
  В начале первой лекции Владимир Иванович объявил: "Я поставлю автоматом экзамен тому студенту, который предоставит мне конспект моих лекций в идеальном состоянии".
Владимир Иванович, к этому времени решил переиздать свои лекции, и в отсутствии тогда ПК, он прибегнул к нехитрому способу написания черновика рукописи.
  Ко мне подходит Заза и говорит: "Для меня это единственный шанс сдать сопромат". Понимая, в чём может быть трудность для него в написании конспекта, я мгновенно просчитал перспективы такой ситуации, и предложил ему: "Согласен, но есть одно условие". Так мы с ним договорились, он на лекциях тратит время на чертежи, а я на написание текста, ну а про посещения лекций я уже писал, я не мог себе позволить их прогуливать по морально-этическим соображениям. Выдвинутым условием было, написание чистовика конспекта в амбарной тетради с началом каждой новой темы с нового листа.
  Шло время, и так или иначе среди студентов поползли слухи, что Заза не просто пишет супер конспект, но что Комоцкий  достал кольца на фотоаппарат, и делает шпоры для сдачи экзамена. Так или иначе, дошло дело до того, что Заза известный ловелас, успокаивал своих подружек: "Не переживайте, сдадите вы экзамен, и я вас возьму замуж".
  Настал день экзамена, я на кануне погладил костюм и в нижний внутренний кармашек для часов, положил в аккурат по размеру напечатанные шпоры по сопромату.
У Владимира Ивановича, было правило в аудиторию для сдачи экзамена запускать всю группу сразу. Не знаю, как Заза смотрел в глаза своим девчатам, когда ему, как и было обещано, Максименко поставил автомат, а Комоцкий со своими шпорами не пришёл. Да, именно, я проспал экзамен, и когда  прибежал к Главному уже прошёл час и по идее первые студенты должны были начинать отвечать. Я заглянул в аудиторию, честно признался, что проспал и попросил разрешение приступить к экзамену. Владимир Иванович, улыбнулся как будто бы снисходительно, а может по тому, что знал что то, и предложил мне взять билет. Я вытянул из оставшихся на столе билетов свой, сообщил его номер и собрался присесть в аудитории для подготовке к ответу. Но не тут то было. В спину я услышал тихий голос Максименко: "Куда собрался, присаживайся пора отвечать, будешь первым". Так я без подготовки, в расчёте на шпоры мной же приготовленные, сдал Владимиру Ивановичу сопромат на "4", и получив вторую из трёх моих четвёрок в зачётку, был выставлен из аудитории со своими шпорами.
  Стечение обстоятельств, или утечка информации о нашей с Зазой затее со шпорами, но Владимир Иванович ещё раз всем показал, что действительно если ты сдашь сопромат, то можешь жениться.


Рецензии