Концерт

Наверно у каждого в жизни случаются   разные переживания,  стрессы. Никто от них  не застрахован.  А  подсознание  до поры  до  времени  прячет их в потаенные  места.  И вот сегодня,  так случилось,  что один  случай,    напомнил  мне,  об  одном концерте  в далеком  1985 году. А было это так....



  1985год  - год сорокалетия  Победы. Был  теплый  май. Черемуха  уже  отцвела,  а сирень только  набирала  свои соцветия. Стоял пьянящий  аромат  прелых прошлогодних  листьев,  нагретых  солнцем,  свежей  зелени  и увядающей черемухи.

В этот день я   встала  рано.  Гладко причесала  свои волосы,  собрала  их в пучок  и внимательно посмотрела на  себя  в зеркало. Там я увидела  молодую  женщину,  мне не знакомую,  но очень похожую  на  меня.   Женщина надела  гимнастерку,  застегнулась по всем правилам  воротник  с белым подворотничком, затянула  на тонкой талии ремень  со звездочкой.  Потом  крутанулась на каблучках  перед зеркалом, разглядывая  себя,  и лихо  подмигнула, сама  себе. Затем, немного постояв перед  зеркалом,  внимательно посмотрев самой  себе в глаза,  ища  то  выражение,  которое необходимо для того,  чтобы   надеть  пилотку военного образца.   Выражение найдено,  и пилотка  слегка  набок  надета.  Женщина  преобразилась  и стала похожа  на  регулировщицу  сороковых.

     Этим утром долго стояла у  зеркала. Я критически  рассматривала  свое изображение в зеркале.  Мне хотелось,  представить и угадать,   в себе  сегодняшней,  в пилотке  и гимнастерке, облик  тех  молоденьких  девчонок - регулировщиц   тех  далеких  сороковых. Мне предстояло вести праздничный  концерт  в нашем заводском  парке,  куда придут  ветераны  и работники  нашего  большого  современного завода.  В то время  я работала  на  Димитровградхиммаше  и параллельно  занималась  в художественной  самодеятельности  завода,  пела в хоре  и вела  наши выездные концерты. Мне это нравилось.  Это  был особый праздничный концерт.  На  него были приглашены в наш  импровизированный концертный зал, в красивом заводском парке,  ветераны  Великой Отечественной  Войны  города  и завода,  а также представитель  администрации города,  1  секретарь   и  председатели совета ветеранов  города, а так же руководители многих организаций  и заводов города.

   Я очень волновалась,  понимая какая ответственность  выступать перед  такими гостями. Я  подготовила  все тексты  и программу, прочла перед зеркалом,  ища нужное  выражение лица. 

-  Мама,  мама,  а тебя в армию  забрали? Да? - выбежала из  спальни моя  маленькая  дочка  Яна, ей было в ту пору 3,5 года,  маленькая с большущими глазами и светлыми взлохмаченными  волосами,  она казалась  ангелочком. 

-  Нет,  дочка,  что ты.  Сегодня  концерт,  праздничный  концерт  в нашем парке.  Я его буду  вести. Я  сейчас уйду, а Вы с бабушкой  и дядей Сережей  придёте позже в парк  и  увидите,  как я  это буду  делать.   Я,  как  регулировщица,  буду командовать артистами.  Поняла?
   
-  Да, это, как наша тетя Света,  она всегда говорит всем спать!  Глазки закрыли  и спать.  А если они не закрываются?  -  спросила  меня  дочка.

-  Да,  ты  права  -  сказала я  и пригладила ее кудряшки.

-  Смотри,  слушайся  бабушку  и не убегай,  в парке будет много народу,  потеряешься -  напутствовала  я  Яну, так зовут мою дочку,  -   я приготовила  тебе  красивое  платье и белые  бантики,  бабушка  тебя  причешет,  оденетесь  и придете  ко  мне.  Я Вас буду  ждать.

Обняла на прощанье  свою  дочку  и вышла из квартиры.

День  стоял  теплый солнечный.  Мне было приятно  идти по улице  в гимнастерке  и пилотке.  Прохожие со  мной  здоровались  и, улыбаясь, поздравляли с праздником. Я  шла по  нашему  заводскому  району,  многие  меня  знали,  и мне было  очень приятно  видеть улыбки на лицах заводчан.

-  Приходите  в парк  к 10.00  на концерт. Будет интересно.  Есть приглашенные артисты  с филармонии  -  приглашала  я  их.


Время  прошло быстро. Пока встречали ветеранов  и гостей,  пока выступали отцы города,  все шло  гладко,  но друг ко  мне подошел  директор нашего заводского Дома культуры  и тихо  сказал:

-  Все,  кранты.  Пропали, Оля.  Автобус заглох  с артистами на полпути,  что делать?  Сейчас устроим перерыв, а потом  как на фронте.  Вперед маленькими перебежками.  За нами завод, отступать не куда.  Я  с баяном, ну а ты  сыпь стихами.  Больше никого не будет, и  наших  не успею  собрать.  Выстоим, как думаешь?

- Выстоим, Семеныч,  а если не  выстоим,  директор  сам закопает,  а у  меня  дети - грустно пошутила я,  ища  в толпе  своих.

Кончился перерыв.  Все  сели на  свои места,  успокоились.  И тут я поняла,  что значит  выстоять  на фронте. В  импровизированном зале  парка сидели и стояли  несколько тысяч  человек и все  смотрели,  как я потихоньку готовлю  микрофон  и  поднимаюсь  с ним на  сцену.  Как устанавливаю  его  и ставлю  стул для  Семеныча.  Что  сказать и как  объяснить людям,  пришедшим на праздник,  что артистов нет. Мы  же  с Семенычем не  могли  допустить  испортить праздник,  такой праздник, как 40лет ПОБЕДЫ. Я  спустилась  со  сцены к Семенычу за кулисы и сказала, что больше тянуть нельзя,  необходимо начинать  концерт.

- Ну,  вперед,  только вперед,  Олечка!  Читай  все,  что помнишь,  а я буду  играть,  как на фронтовом концерте. Мы же еще и в форме, отступать стыдно. За Родину,  за  наш завод,  вперед!!!!!!!!

-  Вперед,  Семеныч! Пошли - сказала я,  и мы пошли на сцену.

 Пока мы  выходили,  пока Семеныч  усаживался,  на принесенный мною  стул,  в зале стояла гробовая  тишина. Ветераны  смотрели на нас и молчали.  О чем они думали, я не знаю,  но  мне показалось,  что они вспоминали,  те  небольшие фронтовые  концерты.

 - Дорогие  ветераны,  гости и заводчане,  разрешите  начать наш маленький импровизированный  концерт,  в память о тех  далеких  сороковых  и тех артистах,  которые  так помогали Вам ковать Победу - почти выкрикнула в отчаянье я.

Зал молчал... Примерно прошла минута,  и вдруг  все встали  и начали хлопать...
Я  стояла в растерянности,  не могла понять почему,  они стоят и хлопают.  Либо они разгадали  нашу тактику,  либо в память о тех  далеких  фронтовых  концертных  бригадах. Семеныч  тоже воевал, сидел  и вытирал  украдкой  глаза,  и всем видом показывал,  давай,  начинай. И я  начала... 

- Разрешите нам,  напомнить Вам о тех далеких годах.... Я  прочту  отрывки  стихи военных  лет,  а начну  с Василия  Теркина....

- А гармонь  зовет куда-то, 
Далеко , легко  ведет...
Нет,  какой Вы все  ребята 
удивительный народ... - начала  я.

Семеныч  заиграл  мотивы  фронтовых  песен.  Все притихли.  Кто -то  сморкался и вытирал  глаза,  кто - то в такт  музыки  кивал головами и подпевал потихоньку.

А я  читала  дальше:

Нет,  ребята,  я не гордый,
Не загадывая вдаль,
Я  скажу,  зачем мне орден, 
Я согласен на  медаль...

А  баян  звучал  и  заигрывал,  и плакал.  Люди сидели и слушали  меня, завороженные  этой  музыкой и  их  воспоминаниями.  Артистов еще  не было,  но никто уже об этом не вспоминал.  Мы  были едины в своих  воспоминаниях  и причастности к этой ПОБЕДЕ.  Они, ветераны,  прошедшие и выжившие в этой  страшной  войне,  баян  и я,  молоденькая  девчонка,  нацепившая  пилотку, надевшая  гимнастерку,  через стихи, осознавшая  всю  меру  случившегося, значимость подвига павших  и  мудрость  и силу  живущих.

И вдруг  я  увидела,  как стоит моя  мама в конце  зала, прижав руки к груди, в нерешительности, а рядом с ней  мой  сын  и брат, а Яны  нет с ними. Она делает знаки,  чтобы  я спустилась,  что-то случилось,  и тут  до  меня  доходит -  Яна потерялась. А я  не могу  даже  спуститься к ним,  я читаю:

Люди кровь проливают в боях,
Сколько  тысяч  за сутки умрет,
Чуя  запах  добычи  вблизи,
Рыщут волки всю ночь напролет.

Что там волки,  коварней  и злей, 
Стаи лютых,  двуногих  зверей.

Время  тянется  и тянется. Я, как на передовой,  ни шагу  назад... Кто - то скажет:

-  Да,  мне плевать,  главное  мой  ребенок.

Но,  тогда  было другое  время  и другие понятия  чести и ответственности.

Я  не помню, как,  но я  им показала,  что не могу  сойти со  сцены,  чтобы  искали  сами девочку,  что как освобожусь,  прибегу.  Как всем собравшимся  всё  это объяснить,  что я  не могла  всё бросить и бежать  искать дочь...

- Радостный  хлеб  с лебедою, Россия,
Превозмогая,  сиротство  в себе,
И не единого жизнь  замесила  на  Лебеде...

Читаю  я,  и вдруг  вижу,  как  сигналя,  на всех  порах  в  парк  въезжает концертный автобус  филармонии.

Мы оказывается почти час  держали оборону  нашего  парка.

Когда на сцену,  через 5 минут вышел  конферансье,  мы  с Семенычем,  на ватных ногах, от напряжения,  спустились  за кулисы.

-  Ну,  вот и выстояли.  Пожалуй,  на фронте  легче  было. Ну,  давай  дернем  по  фронтовой,  и беги,  ищи  свою  непоседу.

Я села  на стул,  и вдруг ощутила,  что все внутри меня  вибрирует  и пульсирует,  сердце колотится, как после многокилометровой  пробежки.  И,  правда,  как вахту отстояли  и выстояли. 

Много позже  нам  от дирекции завода  дали по путевке  в  наш дом отдыха, но я  на всю  жизнь запомнила  этот  жизненный  урок  и  чувство единения  с залом,  когда  мы едины -  мы  сила,  нам многое по  плечу.

А как же  вы спросите  дочка?  Мы  ее искали весь оставшийся  день, а  когда я в изнеможении села  вечером на лавку  у нашего подъезда,  собираясь  идти в милицию, то вдруг увидела,  как моя  дочка строит куличики  в песочнице.  Все оказалось очень прозаично.  Соседка увидела,  что она вышла  во  двор  одна, позвала ее  к себе,  чтобы угостить пряником,  и задержала ее  у себя,  не думая,  что ее могут потерять, а потом  не  отпустила одну,  сетуя на то,  что мы  безалаберные молодые родители,  оставили без присмотра  такую  маленькую девочку.

Все хорошо,  что хорошо кончается. Берегите себя и своих  близких.


Рецензии
Великолепный, потрясающий рассказ!

Варакушка 5   26.01.2021 18:13     Заявить о нарушении
БЛагодарю, вас!!! Жизнь иногда подносит неожиданны сюрпризы!!!

Ольга Верещагина   26.01.2021 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.