А должен ли быть смысл?

«А должен ли быть смысл?»
Эх, как же давно я ничего не писал, наверное, прошло уже месяца четыре, а может и больше. Но вот теперь, наконец, настал тот день, когда какая-то таинственная искра зажглась внутри, предав мне энергию на эту работу. Я преступлю уже скоро к делу, но для начала позволю себе забрать немного вашего драгоценного времени для лирического отступления. Честно говоря, будет трудно судить, кто же полностью является автором статьи, ведь некоторые мысли, как и тему, я отыскал в одной, недавно прочитанной книге N. Ни малейшего представления, что из этого получится, может вам покажется это интересным, и вы прислушаетесь, может, наоборот, попытаетесь сделать все, чтобы оградиться от этих мыслей, или, возможно, останетесь абсолютно равнодушным и, после прочитанного, устало зевнете и пойдете делать что-нибудь другое, немного подумав о бесполезности вами потраченного времени. Я, как автор рассматриваю мое творение, как то, что может привлечь ваше внимание, или даже будет стимулировать вас ознакомиться с темой более детально и глубоко. Отступление закончено, приятного чтения!
Вы когда-либо слышали от других людей при знакомстве с предметами искусства, различными работами такую фразу: «Какой в этом смысл?». Я слышал, да и порой сам себя ловил на этом.  Кажется, смысл стал чем-то вроде мерила всего, теперь все именно определяется им. Это исходит от самого обыденного и простого, как, например, летящей сороки до самых вечных и трудных вопросов по типу: «Есть ли смысл жизни?» Появился некоторый слой людей, назовем их «смыслисты», который живет этим принципом, они ищут практическое применение вещам и действиям, только логику и смысл, а в произведениях тот самый подтекст, послание, который, конечно, должен оставить автор, а иначе какой смысл. При этом они полностью отрицают то, что можно просто так, спонтанно, без всякой на то причины и мотивов создать что-то. Представьте себе, приходим мы в галерею, проходя по залу, находим картину и видим, что нарисовано море, скалистый берег, а на камнях сидят чайки, нам она приятна, навивает определенное настроение. Конечно, мы не собираемся ходить с линейкой и треугольником, ища скрытые символы, оставленные автором, собрав которые, мы узнаем тайну бытия и мироздания, но примерно таким занимаются те самые люди, о которых говорилось выше. Я не согласен с ними, не потому что  против глубокого копания, просто они не хотят остановиться и порадоваться от этой картины, вот так взять, осмотреть со всех сторон и улыбнуться, но если написаны какие-либо странные геометрические фигуры, сразу: «Что-то в этом есть». Море и берег можно нарисовать по-разному, иногда так, что ты никогда не поймешь, что это, или так, что хочешь просунуть руку внутрь картины, но, увы, твердая стена. В моем представлении, верное мнение заключается в том, чтобы судить обо всем на основе качества. Да-да именного из-за качества в этой картине появляется тот эффект - желание просунуть руку внутрь неё, в твоей голове пробуждаются воспоминания, связанные с нарисованным объектом, некая связь, от которой ты изумляешься красотой работы. В ней смысл и есть качество, только из-за него она сейчас в галерее. Но вот хоть убейте, этой связи у меня не будет с работой Казимира Малевича «Черный квадрат». Проблема не в нем, он такой же творец, как и все, вложил в свое произведение что-то, а может, что стало бы весьма комично, просто ничего, и даже не в его картине. Дело в том, чтобы понять красоту, качество объектов некоторого вида нужно себя внутренне огранить до этого, не потому что без этого ты вообще ничего не поймешь, но полностью «до кончиков пальцев» прочувствуешь его. Здесь тоже не все так просто, ведь твое гранение может не утончить тебя, а обрезать, что вызовет не только неспособность наслаждаться другой красотой, но и также создавать её в своих работах. К примеру, о неспособности, в Европе появилось абстрактное искусство (абстракционизм), при этом там была потеряна техника реалистического письма, поэтому, монарху, например, в Монако нужен портрет во весь рост, и он обращается к художникам из России, где такая техника сохранилась. Не так сложно добиться огранения, ведь все, что вокруг нас может изменить человека, но главное не в количестве граней, а качестве каждой.
 Говоря о «смыслистах», я имел в виду две категории, не считая тех, кто вывешивает картины, чтобы показать, какие они умные и хорошо разбираются в искусстве. Первая категория, те люди, которые всюду хотят видеть послание, для которых картины типа пейзажи, натюрморты, портреты уходят на задний план, на передний же выходят картины по типу «Кислотная трапеция» и прочее. Вторая группа-люди, которые не видят смысла работы, как процесса. Я никогда не назову их глупыми, они также подходят со здравой позиции. Проблема у них одна – потеряли способность, которая хорошо развита у маленьких детей. Вы же, в чем я полностью уверен, замечали, что дети рисуют на бумаге, просто потому что захотели это нарисовать, без оплаты, без всего. Тут то и есть две вещи, которые в упор не хотят видеть обе категории людей, а именно: «Спонтанность и никакой мотивации».  Творцу важно не упустить эти черты в своем творчестве насколько это возможно, в противном случае смысл убьет качество, стимул станет целью, творческий дух уйдет.
Вот, я на пару шагов приближаюсь к ядру всей работы. По моему мнению, весь наш мир, как бы мы того не хотели, состоит из качества. Задача каждого из нас не утратить вкус к нему, который  может быть выражен чем угодно. Но из всего, что ты делал и складывается жизнь. А что если попытаться абстрагироваться от смысла и попробовать сделать что-то только ради достижения красоты, убрать все из головы, кроме качества. Чтобы вы понимали - это не проповедь, просто другой взгляд, которого и автор не во всем придерживается. Ведь бывает такое, что ты вышел из равновесия, попал в яму, ищешь выхода и как вариант пробуешь то, о чем я скажу. Все идет по другому, если выполнять работу в категории качества и ставить после вопроса о том, что ты сделал за сегодня, ещё один: «Как я это сделал?». Например, в школе, часто можно услышать ответ от ученика, когда он не смог пересказать параграф фразу: «Ну, я же читал». Но вот, это вроде бы имеет смысл, читаешь – самосовершенствуешься, а подумай, как ты читал. Был ли ты уверен, что понимаешь, что написано, логические цепи, ход мыслей, пытался ли ты отвечать на вопросы после прочитанного текста, узнал ли значение непонятных слов. Весь смысл чтения состоит в качестве получения информации. Чтение без качества ни чтение, оно в принципе теряет смысл. Поэтому, читатель, запомни: «Читай книгу с умом, а без ума даже не притрагивайся». Жить качеством - не глупая, а даже довольно полезная вещь для твоего сознания и в целом организма. Попробуй в разговоре со старенькой мамой не говорить на отвяжись, а спокойно выслушать её, сделав приятное ей, при написании сочинения, постарайся не сделать тяп-ляп, а потратить хоть четыре часа, но доведи работу до того состояния, что ты спокоен за неё. Проживая каждое событие качественно, твоя жизнь улучшится, повысится настроение, и тебе не нужно будет рыться в себе (искать смысл), ты просто идешь к какой-то неизведанной цели, захваченный всем процессом жизни от начала до её конца. Но это не просто мое с книгой N мнение, например, у французов существует такое понятие как «Art de vivre», что означает - искусство жить. Только вдумайтесь, казалось бы, вся наша жизнь настолько несправедлива и жестока, а тут целое искусство. Благодаря нему, ты уже не проживаешь, а живешь!
Конечно, я не могу не затронуть тему качества в работе людей.  Если подумать, то любая работа может быть искусством, но это зависит от того, какую цель преследуешь. Ваши дела можно выполнять с разной целью. Если вы ставите целью работы деньги, у вас может сложиться один вывод: «Зачем стараться что-то сделать лучше, если заплатят одинаково». Все довольно логично и здраво, но твоя работа не является искусством. Цель любого искусства - это добиться качества, и не важно, что делает человек, играет в хоккей, пишет картину или управляет большой компанией.  Деньги - вещь видимая, ограниченная в своей уплате, но достижение красоты бескрайно.  Для мастера это становится целой игрой, где он, чтобы добиться совершенства может горы свернуть.  Почему спросите вы, не вся работа искусство и что плохого в заработке денег? Я с легкостью отвечу, что деньги становятся самоцелью для мастера, вся работа направлена на деньги, но уходит полностью душа, выходит, что творение не имеет связи с творцом, умирает качество, потому что думаешь только смыслом. Работа человека становится похожа на работу завода, который бездушно изготавливает на конвейере десятки и сотни тысяч товаров, в которых остался смысл и возможно все сделано, как надо, по стандарту, без брака, но все равно чувствуется внутри, что чего-то не хватает. Ни в коем случае нельзя думать, что деньги - зло, от которого нужно избавиться. Нет, заработок денег нужен, да и к тому же это в мире тоже можно назвать искусством. Существует проблема в непонимании качества из-за того, что человек недостаточно огранен, об этом я уже говорил, но по той же причине люди не понимают искусство других, такое можно наглядно увидеть в понятиях «технарь» и «гуманитарий». Начинается непонимание уже с того, что забывают вообще о естественных науках, занятиями музыкой, рисованием и прочем, но ближе к делу, обе группы относятся к друг другу пренебрижительно, каждый уверен, что именно его дело полезное и нужное. Все кроется в том, что люди по причине малой ознакомленности с мастерством другого человека делают довольно глупые и расходящиеся с реальностью выводы. Здесь опять сталкивается смысл с качеством, так как люди судят по применению. Механик полезнее поэта, но это неправильный подход. Они оба отвечают за разное, у каждого есть свои гении, свои традиции и правила. Отвечая за разные функции, у них будет своя форма восприятия, так если понять качество работы механика нужно быть ознакомленным с его искусством, то же самое и с поэтом, так и со всеми профессиями. В книге N говорится о том, что качество объекта состоит из внутреннего и внешнего качества. Как раз большинство недопониманий возникает из-за внутреннего качества, так если внешнее видно невооруженным глазом в некоторых случаях, то без определенных знаний становится крайне тяжело понять внутреннее. Скажем, представим себе обычную школьную доску, где будет нарисована формула из физики, рядом с доской будут стоять два человека, один из которых физик, а другой, не относящийся к этому предмету. Если первый будет поражаться простотой и элегантностью этой записи, то второй вообще не поймет её, здесь снова потребуется гранение, так как для более объективного суждения надо разбираться и во внутреннем качестве тоже. У каждого искусства есть своя долгая история существования, которой они обязаны качеству.  Есть люди, которые научились тому, чтобы сделать свою работу - искусством. А потом они начали искать свое качество, поэтому у нас сейчас огромное количества жанров музыки, литературы, архитектуры, разные виды науки и так далее. Качество - это и есть двигатель прогресса в нашем мире, к нему стремятся, стремились и будут стремиться люди. Вы посмотрите, вокруг их труды окружают нас, каждый из них шел по необыкновенной, полной испытаний дороге, чтобы, наконец, приблизиться к красоте. Им было мало изведанных троп, они искали свою, до сей поры неизведанную, но длина этого пути целая жизнь. Нет идеальных алгоритмов для работы, так скажем, почему два сочинения, написанные по одному плану, всегда отличаются между собой, таких в мире загадок с миллион. Но планы хорошая вещь, они тренируют тебя, показывают твои стороны в деле. Ты критикуешь их, переделываешь, и у тебя появляется свой план, который опять совершенствуется год от года, пока ты не рождаешь абсолютно новое, чего еще не было.  Но это всего лишь теория, на практике всегда будут факторы, которые будут вам мешать, поэтому надо запасаться большим запасом мужества для этого, с чем бывают проблему у многих. Я думаю признаком завершенности работы, можно считать спокойствие. Если вы полностью спокоен, вас ничто не тревожит, когда ваше состояние находиться в равновесии, посередине между энергичностью и усталостью, чувствуете, что энергия вся ушла и преобразовалась в качество сделанной вами работы, то тогда конец, можете ставить точку. Точно также поступлю и я, чувствую спокойствие, значит конец.
Вот в принципе и все, что я смог рассказать по этой теме. Теперь уже давно пора поднять занавес и вынести на свет книгу N, к которой несколько раз возвращался. Это «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» Роберта Пёрсинга. Если вас заинтересовала тема «Качество», то, безусловно, прочитайте её. Может быть, вы сами знаете книги на подобную тему, поэтому буду сразу признателен вам за вашу рекомендацию. Также можете считать эту работу в некотором роде, как небольшую рекламу книги. Может возникнуть аналогичный вопрос после всего прочитанного: «Какой в этом всем смысл?» Знаете, никакого. Я не мотивирован деньгами и никакой другой наградой, просто моей душе становится спокойно, когда я выношу это на бумагу, стремясь только к одному - к качеству. Конечно, я буду рад, что кто-то обратит внимание на мое скромное творение, но все-таки главное, что спокоен за то, что я сделал. Я могу отправить её на всеобщие обозрение, и надеяться на то, что в этом есть качество, и усилия были потрачены не зря, и сейчас кто-то получил положительные эмоции, которые он передаст другому, а тот третьему, и так и пойдет в бесконечность эта полоса качества. Прощайте, спасибо за внимание!
P.S. Знаете, я упустил небольшую вещь при написании. Лучше всего будет процитировать книгу: «Мир может функционировать без Качества, но жизнь будет так скучна, что хоть не живи. Да и не стоит. Слово стоить - понятие качества. Жизнь просто будет проживаться без ценностей и целей». Да смысл существуют, но ведь нужна форма передачи, с чей помощью человек и воспринимает его, этим и занимается качество. Мастер стремится к качеству, но нужно пространство, через которое будет сообщаться смысл людям. Трудно придумать пример, но смысл-это то, что за гранью нашего сознания, если не будет оболочки в виде качества, мы никогда этого его не поймем. Гнаться за ним бесполезно, но можно попытаться подыскать специальные очки, где станет все понятно.


Рецензии