Пуночки

Светла весна наша заполярная, но весьма сдержанна и скромна. Зальет снежные сопки долгожданным солнечным светом, а тепла еще ждать – пождать. День постепенно нарастает, но большие снега начнут таять еще не скоро.
То морозец ударит всерьез, то пурга расправит белые крылья. Когда оно прийдет это тепло? Когда, наконец, разбудит северную природу?
За долгую полярную ночь так успеешь соскучиться по свежей зелени травы, щебету птиц и запаху цветов, что восторгаешься перед любым проявлением весны. И вот в одно прекрасное апрельское утро просыпаешься от задорного чириканья под окном.
 - Чьюрк! Чьюрк! Чьюирк!
Пуночки! Прилетели! Какие расстояния пришлось им преодолеть, чтобы вернуться в наши студеные края? И вот уже перелетают с крыши на крышу, прыгают по обочинам дорог, внимательно высматривают на снегу что-нибудь съедобное.
Но земля надежно укрыта твердой коркой ледяного наста. Разве разобьешь ее меленьким клювом и слабыми коготками?
Лишь щетина прошлогодних злаков желтеет кое-где, да и они промерзли за зиму, растеряли на ветру свои семена. Голодно. Трудно прокормиться пернатым, которые прилетают на Север первыми. Вот и летят стайки чернокрылых «разведчиков» поближе к жилью человека. Первые дни они пугливы и осторожны, готовы упорхнуть от любого шороха. Пока-то привыкнут!
Выходя на улицу невольно начинаешь прислушиваться и присматриваться. Где они? Вот на потемневшем снегу знак их присутствия – строчки следов – крестиков. Как они  идут? В цепочку или в две параллельные линии? Либо скачет пичужка на обеих ногах, либо переставляет  их по очереди? Интересно все же!
А весна задает свой ритм. Люди становятся активнее, разговорчивее, повсюду носятся снегоходы, лают собаки, смеются дети. И уже, как бы между прочим, говоря о работе, о погоде и делах насущных, человек замечает. «Пуночки прилетели!»
 Утром просыпаешься пораньше и не забываешь о горсти пшена, которую непременно нужно бросить за окно. Вот вам!
Ерунда какая, мелочь повседневной жизни, но этот нехитрый ритуал повторяется каждую весну.
Дочка радуется, увидев так близко суетливых пуночек, прилетевших под окно за привычным угощеньем.
 - Тихо! Не спугни!
Белоснежные комочки с глазами – бусинками, юркие, вёрткие и боевые. Ни на секунду не прекращают склевывать предложенный им корм.
Среди самцов начинают появляться самочки. В их оперении есть серая нотка. Кто поскромнее – тот поодаль, самые бравые вступают в потасовку с сородичами за крошку зерна. Как ни странно, но и у птиц есть свой темперамент, весьма заметный в характере поведения.
 - Как ты думаешь, кто сильнее, человек или птица?
 - Думаю человек. Хотя…
Мы сидим в теплой комнате у светлого окна с пестрой геранью, а они там, на улице… Переживают наши полярные ветродуи, с невероятным трудом отыскивают спасительную кроху пропитания, что дает им силы жить. Удивительно! Легчайшие перышки накладываясь друг на друга образуют плотный покров, позволяющий сохранять тепло в тридцатиградусные морозы.
 - Так кто же сильнее и выносливее? Человек или птица?
 - Не знаю… Им труднее, но ведь это их привычная, пусть и суровая, среда обитания.
Орнитолог, наверное, скажет: « Небольшая птица, массой 30 граммов с белым оперением, имеющим черный контраст на спине, хвосте и крыльях. Типичный представитель из семейства овсянковых. Распространена на участках каменистой тундры, иногда встречается в селениях человека…».
И только великий романтик произнесёт несколько иначе: «Скромный северный воробышек, маленькая вестница пробуждения природы». Откуда ей знать, что эта непостижимая тонкая материя земного бытия объединяет нас на волне весенней радости. И совсем неважно кто сильнее. Да, только человек способен представить, предсказать, предвосхитить обозримое будущее, благодаря незначительным признакам окружающей среды. Но признаком этим, пресловутым фактором, может явиться именно она, перелетная птичка, которая своим чириканьем возвещает об очередном весеннем перевороте.


Рецензии