Рецензия 10-2

В 2005 году была опубликована работа Edward У. Younkins, профессора бухгалтерии и делового администрирования на кафедре бизнеса и технологий в Wheeling иезуитского университета «Aristotle and Economics» (Le Qubcois Libre Promoting individual liberty, free markets and voluntary cooperation since 1998. # 158 – September 15, 2005)
В этой статье Edward W. Younkins рассматривает: взаимосвязь человеческой деятельности и политической экономии, теорию ценности, проблемы соизмеримости в процессах обмена, виды обмена с позиции трудов Аристотеля и предлагает считать его создателем экономического анализа.
Известно, что Аристотель выдвинул основные идеи человеческой деятельности, политической экономии и рыночной экономии
• Аристотель провел философский анализ человеческой деятельности и , целей и средств.
• Аристотель определил место экономики в обществе.
• Он считал, что средства и орудия производства ценны тем, что их конечные продукты оказываются полезными для людей, удовлетворяют их потребности.
• Чем выше полезность, тем выше стоимость средств производства.
Аристотель выводит аксиомы: необходимость человеческих действий, стремление к выполнению заказов, распределение ограниченных средств, реальность человеческого неравенства и разнообразия.
Философский анализ Аристотелем целей и средств
• Edward W. Younkins в разделе «человеческая деятельность и политэкономия» проводит философский анализ человеческих целей и средств. Аксиомы человеческой деятельности – создание полезных продуктов, средства и орудия производства, распределение ограниченных средств, реальность неравенства и разнообразия. Метауровень труда человека – создание конечных продуктов все более полезных и качественных, что увеличивает ценность их.
• В конечном итоге, целью человеческой деятельности оказывается получение максимального богатства, которое включает экономическое измерение и психические аспекты человеческой личности.
• Аристотель считает, что «хорошая жизнь человека» есть нравственная добродетельная жизнь, которая позволяет человеческим существам достичь счастья.
В 2016 году исполняется 2400 лет со дня рождения Аристотеля. Поэтому сегодня особый интерес вызывают исследования его жизни и научных достижений. Повсеместно планируется проведение торжественных заседаний, посвященных Юбиляру, в том числе, в Москве.
Тематика Московской международной конференции по Аристотелю (2016, 17–19 октября 2016 г., ИФ РАН) «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности» предполагает доказательство того факта, что Аристотель оказывается родоначальником теории капитализма и торговли. Это действительно так. Но вопросы экономики не должны рассматриваться в отрыве от других сторон наследия Аристотеля. В целом, можно отметить появление стремления некоторых ученых «присвоить» право на интерпретацию научных достижений Аристотеля. Такое явление Розов Николай Сергеевич окрестил «дисциплинарным империализмом». (Н.С.Розов. Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке).
• Розов Н.С. предложил проект стратегии развития интегральных наук.
• Тема Московской конференции явно претендует на рассмотрение дисциплинарного империализма – экспансии в области соседних дисциплин.
• Эта конференция есть отражение того факта, что экономика ,как наука, и конкретно, именно «европейская рациональность» есть пример «экономического империализма» в истории познания.
• На наш взгляд, этой же болезнью страдает и рецензируемая статья Edward W. Younkins.
О системе экономических моделей
• В экономической политике, Аристотель обсуждает обмен, бартер, розничную торговлю, ростовщичество.
• Аристотель пытается создать полную классификацию видов взаимодействий в экономике. Но из предыдущего видно, что , кроме обменов типа «товар/товар», двойственных обменов типа «товар/деньги» или типа «труд/товар», тройственных обменов типа «деньги/труд/товар»,  существуют еще модели обменов, в которых участвуют четыре, пять и даже шесть переменных.
• Отмеченные варианты экономических обменов порождают сложный конгломерат систем разной спенени сложности, разнообразие которых еще более возрастает из-за влияния социальных факторов.
Критерии обменов, цели экономических операций, экономическая политика и другие факторы также усложняют дело.
Проблемы обменов Аристотель рассматривает в «Этике» и «Политике». Суть подхода Аристотеля к теории обмена состоит в утверждении, что каждая сторона в обмене стремится максимизировать свое богатство.
Аристотель различал науку и практическую спекулятивную науку
• Аристотель подошел почти вплотную к пониманию существования в Природе алгоритма оптимизации. Однако, он не стал продвигаться в нужном направлении по двум причинам.
• Первая, это принципиальная позиция Аристотеля не обращаться к «идеям». А алгоритм – это «идея» поиска экстремума функции цели методом случайного поиска. Он пришел к выводу, что «человеческая природа имеет двойной материальный и  духовный характер». Аристотель даже четко представлял себе, что для достижения экстремума цели требуются «внутренние психические акты и выбор». Поиск экстремума функции цели есть фундаментальное свойство природы.
• Вторая причина: для создания теории квантовой механики человечеству потребовалось более 2000 лет. А именно квантовая механика принципиально не могла быть создана методом индукции. При этом, Аристотель владел уже методом дедукции.
Альберт Эйнштейн писал в своих трудах:
• «Когда мы говорим, что понимаем какую-либо группу явлений природы, то это означает, что мы построили конструктивную теорию, охватывающую эту группу явлений.»
• «Помимо этого важнейшего класса теорий, существуют другие теории, которые мы будем называть фундаментальными. В них используется не синтетический, а аналитический метод. Исходным пунктом и основой этих теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость. Термодинамика, например, исходит из эмпирического факта, что вечный двигатель невозможен, и отсюда пытается вывести аналитическим путем необходимые условия, которые удовлетворяются во всех случаях.»
• «К достоинствам конструктивных теорий относится их законченность, гибкость и ясность; достоинством фундаментальных теорий является их логическое совершенство, надежность исходных положений. Теория относительности принадлежит к классу фундаментальных теорий». (Эйнштейн А. Полн.Собр.Соч. М., 1965 , т.1, с.677-678.)
Онтологические свойства экономических измерений реальности
• Аристотель нашел первые причины бытия, которые он выразил вполне физическими понятиями и действиями. Это: цель, материя, форма, действующая причина, страдание,  и так далее. Все эти первые причины он внимательно рассмотрел в своих «Категориях».
• Со временем, наука определила «цель» как выполнение законов природы и общества; «материя» получила размерность массы, «форма» стала размерным пространством, а «действующей причиной»  оказалось время. С учетом произошедших изменений нам удалось привести в соответствие категории Аристотеля и физические /математические переменные.
Научное объяснение сознания необходимо искать именно в новой физике:
• Поиск причин и оснований бытия идет от Платона и Аристотеля. Точней, эта проблема существовала всегда. Однако, наука древности еще не была в состоянии дать системную модель бытия.
 За последние двадцать лет известный ученый-астрофизик Роджер Пенроз, не менее известные английские ученые Абнер Шимони, Нэнси Картрайт и Стивен Хокинг исследовали парадоксы квантовой механики /физики/ и выявили их связь с вопросами астрофизики, теории познания и художественного восприятия /культуры/.
• Роджер Пенроуз, отвечая на вопросы своих коллег, говорит о родовой сущности сознания. «Мне бы хотелось вновь вернуться к основному вопросу Нэнси Картрайт: почему я так уверен, что научное объяснение сознания необходимо искать именно в новой физике? Очень краткий ответ, согласующийся и с возражениями Абнера Шимони, заключается в том, что в современной научной картине мира /основанной на физике и включающей в себя биологию и химию/ я не вижу другой дисциплины, в рамках которой можно найти объяснение феномена сознания. Более того, я не вижу, каким образом можно «вычленить» биологию из научной картины мира, не изменяя основ физики. Будем ли мы по-прежнему считать наш мир «физически обоснованным», если вдруг выяснится, что где-то на фундаментальном уровне он содержит элементы протоментальности? Этот вопрос относится скорее к терминологии, однако, мысль о такой возможности дает мне, по крайней мере, в данный момент ощущение счастья.» /177 стр. из книги Хокинг С. И др. Большое, малое и человеческий разум / пер. С англ. А.Хагояна под ред. Ю.Данилова/ СПб.: Амфора ТИД Амфора, 2012. – 191 с./
 Центральное понятие квантовой механики – энтропия и законы ее изменения. Наше исследование свойств энтропии привело в выяснению соотношения между категориями Аристотеля и физическими переменными.
О системе социальных переменных
• Энтропия – сложная структурная функция, содержание которой раскрывается применением эквивалентных преобразований размерностей (Кузнецов 1975). Эквивалентным преобразованием размерной части функции энтропии мы получили такой вид размерности функции энтропии:
 [время *(масса)2 *энергия *площадь канала* период* (1/массовый расход)* (1/скорость)2 *(1/объем)] (2 означает возведение в квадрат!)
• Каждая из пяти переменных представлена фактически дважды: как скорость изменения переменной и как сама переменная. Мы полагаем, что изменение времени соответствует /мы используем названия 10 категорий Аристотеля/ “состоянию”, а время есть “положение”. Дальше, изменение массы есть “обладание”, а масса – “качество”. То же самое относится ко второй массе. Изменение энергии это есть “действие”, а энергия – “отношение”. Изменение инфраструктуры – “претерпевание”, а сама инфраструктура – “пространство”. Категория “количество” не субстанционально в человеческом обществе и относится к изменению энтропии, то есть к оценке ценности блага, то есть к информации.
Использование математического аппарата для анализа задач обмена (и распределения благ) дает основание для классификации многих экономических ситуаций. В ситуациях обмена почти всегда присутствуют неэкономическик факторы, которые оказывают свое влияние на результаты «экономических» обменов. Статья Edward W. Younkins «Aristotle and Economics» не анализирует подобные ситуации, хотя ряд из них рассматривается в трудах самого Аристотеля, конечно, на качественном уровне. В то же время, как первое исследование такого рода, статья Edward W. Younkins «Aristotle and Economics», без сомнения, привлечет внимание специалистов и тех, кого интересует история философии экономики.
02/07/2016


Рецензии