Бревно для печки или дачница

   Я не могу уехать к бабушке с детьми из города на лето, потому что муж сам хочет видеть как растут наши дети, и мы решили снять дачу. Мы считали, что Подмосковье и ближние  к нему области отличное место по красоте и климату для детей и взрослых.
Сравнительно быстро мы нашли деревню  на границе Владимирской и Московской областей среди лесного массива, где обильно растут ягоды и грибы. Там можно за посильную для нас плату снять целый дом на сезон. От станции метро Щёлковское до деревни на автобусе три часа. До Щёлковской от дома  два часа. По московским меркам – это сказочно удобный вариант. Приезжать на дачу каждый день муж,  разумеется, не сможет, но в пятницу после работы через каких-то пять часов он уже будет с нами на даче. Переночует с удобствами в загородном доме и последуют полтора дня наслаждения общением с семьёй. Потом налегке без груза в дорогу и через какие-то пять часов он окажется в своей городской квартире. Разве это не сказка?
Мы с мужем никогда не снимали  дачи и не знали, как это делается.  Но мы понимали,  если  нам придётся долго  жить среди незнакомых людей, то необходимо получше узнать соседей и им тоже немного понравиться. На всякий случай мы купили бутылку коньяка для хозяина и коробку шоколадных конфет для хозяйки. С этим отправились искать дачу с приятными владельцами. Дом, какой приглянулся  нам, раньше служил школой. Он стоял в отдалении от деревни на самом краю леса. Школу давно закрыли, но старый директор с учительницей попрежнему жили при школе. Мы с некоторой  долей волнения переступили порог их небольшой комнаты. Бывший директор, интеллигентного вида худой старик провёл нас в сдаваемое помещение. Оказалось, что это большая комната с печкой, где раньше проводились  занятия с детьми, а рядом с ней отделённая коридором другая комната, типа большого чулана  – помещение раздевалки. Вход в эти помещения с улицы был отдельный. Мы, не думая и не понимая хорошо это для нас или так себе, сразу согласились на все условия.
Знакомство наше прошло тоже нестандартно.  Мы вручили подарки, а хозяин пригласил нас отобедать, как родных людей.  На стол поставили местные деликатесы: ржаной хлеб, горячую отварную картошку, солёные огурцы, квашеную капусту и самогон первач. 
-А красненьким мы будем запивать самогон, - сообщила хозяйка, имея ввиду коньяк.
Пить спиртное не хотелось, но отказаться мы не могли, не обидив радушных хозяев. Сели за стол и гудели до вечера, как следует. И хозяева, и мы за это время успели исповедоваться друг перед другом и остались всем довольны. Договорились, что приедем, как только будет теплее,  и найдётся транспорт для перевозки одежды, мебели и посуды.
До этого момента мы не имели опыта аренды дачи.  Обычно мы отправляли дочку жить к бабушке в деревню с весны до осени за шестьсот километров. А сами работали  и только выходные дни проводили на свежем воздухе где-нибудь  в пригородах Москвы. Подмосковье интересное место для  путешествия.
Живописные леса с грибами и ягодами, сохранившиеся старые дворянские усадьбы, где жили и трудились известные личности, бывшие монастыри, памятники.
Путешествовать серьёзно мы не могли. У нас было только два выходных дня в неделю, вполне достаточно для приятной прогулки. Выезд  за город на насколько часов –  само по себе авантюрное мероприятие. Люди, опытные в таких развлечениях - заядлые туристы. Они имели большой круг знакомых, разделяющих их увлечение. На общественных началах организовывался выезд желающих на природу.  Мы с мужем на первых порах прибивались к этим группам. Инициаторы продумывали маршруты  одно – двухдневного  путешествия, сообщали программу очередного похода, время сбора  и пункт отправления. Ездили чаще всего на электричках.
 Первый день группа туристов тратила на посещение исторического места, на дорогу к  привалу и благоустройство на месте. Ставились принесённые на собственных плечах палатки. На примусах или на газовых плитках, которые тоже  приносили в рюкзаках, а то на небольших кострах участники мероприятия самим себе готовили  примитивную пищу, которая им на свежем воздухе казалась вкуснее ресторанных или домашних деликатесов.  Обычно  это что-то с тушонкой типа каши из каких-нибудь круп или макарон. Пили чай с сухариками. Сытые туристы на поляне или у воды из собранного в округе валежника  сооружали  большой костёр  и, устроившись вокруг огня, наслаждались покоем, рассказами, пением хором или сольно любимых песен под гитары почти до рассвета. Затем короткий глубокий сон, после него разминка типа ознакомление с местностью, куда нас занесло. Опять на скорую руку приготовление еды. Лёгкий завтрак, после которого  часа четыре уходило на трату  бурлящей энергии в весёлых играх на реке или озере и в стихийных  соревнованиях  в футбол или волейбол. В полдень общий сбор, и быстрым шагом обратно через достопримечательные места к трудовым будням. В заключение общения, пение в электричке и трогательное расставание сроднившихся друзей до следующего похода. Говорят, на севере день идёт за два. В туристических  походах  два насыщенных дня  по эффекту равноценны неделе прекрасного отдыха.

Любители независимости, свободы передвижений делали тоже самое только меньшим составом и часто без ночёвок, то-есть совершали однодневные вылазки на природу, прихватив с собой термосы  с чаем и бутерброды. Мы с мужем любили вдвоём совершать походы в лес за грибами. Это всегда был экспромт,  и всегда маршрут менялся на ходу.

В многомиллионном городе любителей острых ощущений так много, что в выходные дни городской транспорт с первых рейсов нагружен, как в час пик. Грибник  ранним утром прибывает в переполненном городском транспорте на какой-нибудь из вокзалов. (В Москве их семь. Все они расположены недалеко от садового кольца.) Потом он загружается  в электричку, чтобы прибыть  на запланированную станцию, от которой он долго идёт пешком через населённый пункт к грибному месту, потому что электрички не делают остановки в чистом поле или  в лесу. Приходится  от станции  отмерить пешком не менее пяти километров, при этом еда, вода и немного одежды на случай плохой погоды в огромном рюкзаке.  Непонятно, откуда берётся немыслимая эйфория, безотчётная радость. Заметьте, что путь к цели занимает от трёх до четырёх часов времени с учётом ожиданий транспорта. Вожделенная замечательная прогулка по лесу за грибами или ягодами продлиться  от четырёх  до пяти часов.  При возвращении домой появляется реальная опасность  не выбраться  до темноты из леса.  На возвращение тратиться столько же времени иногда больше. И это считалось отдыхом  на природе. Если учесть все временные затраты, то  прогулку  можно считать героическим поступком. Может быть от этого такая мощная эйфория.
Последующей недели обычно не хватало, чтобы рассказать о воскресном приключении своим завидующим сослуживцам. Конечно, любой скептик мог описать препятствия, какие турист преодолевает за один поход, в двухтомнике средних размеров, и радости похода потерялись бы,  как маленькие камешки,  в горах слов о страданиях.
А москвич в восторге от трудностей в течение  выходного дня. И всю рабочую неделю он ждёт этих приключений. Кто теперь из избалованных комфортом и интернетом людей поймёт этих романтиков? Кому придёт в голову испытать себя на прочность? Кому захочется гоняться за грибами  по пересечённой местности, на которой находятся леса и поля. Кто решится  бежать до леса трусцой или прыгать, как птица, махая руками будто крыльями, или петь во всю глотку от непередаваемой радости жизни, идя по безлюдной лесной  дороге.
Иногда народ ездил на дальние расстояния на велосипедах, до тридцати километров в одну сторону, причём  изредка случалось, что часть дороги можно было проехать в электричке с  обычным велосипедом.
Это было золотое время. В распоряжении москвичей бесплатные, описанные выше, все  радости воскресного отдыха, потому что  леса, поля, дороги, озёра и реки были общие. Часто с собой люди брали детей любого возраста.
Сейчас едут в лес на машинах. Гуляют рядом с дорогой, на которой оставляют свой транспорт. Но это не та радость, нет ощущения своей силы и выносливости, которые даёт поход свободному туристу. С машиной появляется большая зависимость от конкретного места, что явно портит настроение, лишает свободы передвижения.
Мы с мужем, отправив детей на деревню к бабушке и дедушке, делали за летний сезон шесть, максимум десять выходов с группой или отдельно к историческим местам или за грибами, ягодами. При этом после каждого похода нам казалось, что мы побывали в длительном отпуске,  с наслаждением отдохнули и с новыми силами спешили погрузиться в любимую работу. Великое дело смена интенсивной деятельности.

Это лето мы впервые собирались провести всей семьёй вместе на даче,  так как  у нас  появился второй ребёнок. Я  взяла положенный мне отпуск на всё лето за свой счёт, сумела  уговорить чудесную молодую девушку Люсю помочь мне с детьми в качестве няни.
Всё складывалось на редкость удачно. Но выбирать дачу и жить на ней надо уметь. Надо предугодать трудности.  Мы рядовые горожане, избалованные городским комфортом, понятия не имели, как могут попортить жизнь неизвестные нам осложнения.
Нам сдали прекрасную  комнату с отдельным входом. В комнате была большая печь для обогрева помещения дровами. Что ещё надо простому советскому человеку? Апрель. Стояла необычно тёплая погода. Мы наняли грузовик и привезли кровати с необходимыми вещами. Для кухни приобрели небольшую туристическую газовую плитку с газовыми балончиками. Остальное  собирались   приобретать на месте. До колодца всего 100 метров от дома. Проблем с водой никаких. Другие удобства на улице рядом с домом. Можно сказать, мы устроились. В лес вели приятные грунтовые  дорожки, по которым  мы разгуливали с колясочкой, любуясь пейзажем, греясь на солнышке. Людей в лесу и вблизи нашей дачи почти не бывало. Дикие цветочки, как положено, своевременно цвели у дороги. Тишина до боли в ушах, воздух чистейший. До шоссе и до остановки автобуса не более километра. Вскоре на поваленных стволах в лесу и на земле появились  смешные грибы: строчки и сморчки.
С продуктами всё было нормально. Никаких очередей. В магазине продавался хлеб, у жителей деревни  покупали  вкуснейшую картошку, квашеную капусту, парное молоко, свежайший творог. Хозяйка научила  нас жарить сморчки. Мы не могли нарадоваться беззаботной жизни.  Все дела вокруг младенца. Наша кроха спокойная, жизнерадостная. Поспали, поели, погуляли и делай всё, что надо. Хочешь книжки читай, хочешь телевизор у хозяев смотри. По телевизору можно посмотреть только одну программу, а нам и этого много.
Прошёл месяц, лес покрылся листьями. По кромке леса зацвела черёмуха и внезапно похолодало так, что в доме хоть шубу одевай. Туалет ведь на улице, до колодца целых сто метров. Пелёнки и ползунки не сохнут ни под крышей, ни на ветру. Мы бы уехали, но такси здесь не бывает, и  до автобуса километр.
Хорошая мысль, что не нужна была нам  дача, пришла с опозданием. Ну почему так быстро стало холодно в нашей комнате. Комнатная масляная  батарея не выключалась. Мы не могли согреться ни горящей электроплиткой, ни постоянно кипящим на плитке  чайником. Зашла хозяйка навестить и объявила, что будет ещё хуже, и нам надо топить печь.
-Вот спасибо! Утешила! Отчего раньше нас не предупредили?– с раздражением думала я. Но обижаться не на кого, кроме как на самих себя.  Мы  это не предусмотрели.
-А чем вы её топите? – на всякий случай спросила я.
-Мы её топим редко. Но она топится дровами. Печка очень хорошо греет, стенки у неё толстые.  Один раз протопите и на сутки хватает тепла.
Мы с Люсей пришли в ужас. Ни она, ни я никогда не топили печки и решили всё-таки уехать домой, а хозяйка сказала, что рейсовый автобус отменили на три дня. Потом  пошёл занудливый дождь, стало ещё холоднее. В комнате не только холодно, но и как-то сыро. Старшая дочка простудилась, засопела, младшая всё время плачет, переодеваем её в холоде.  Ползунки сушим утюгом.  В отчаянии я подумала, что если все люди топят, то и я  как-нибудь тоже разожгу огонь в печке. Решилась и пошла к хозяйке за дровами.
-У нас  дров нет. В этом году крышу перекрывали, решили съэкономить на дровах.  Не ждали такого холода. Нанимать надо людей  из леспромхоза. Мы  осенью нанимаем их. У них бензопила и колун есть. Но они работают только осенью.
-А как нам сейчас быть?
-Не знаю. Муж всё может решить, но он в отъезде, а автобус не ходит.
-В деревне купить дрова можно?
-Мы никогда не покупали. А как вы их довезёте сюда? Только муж может помочь. У него знакомые и в пожарной части, и леспромхозе.
Я пришла в свою комнату, со слезами всё рассказала помощнице, надеясь  на сочувствие.
-Ой, глядите сюда! Нет выхода!  Живём в лесу и умираем от холода! Дайте мне  топор, я пойду в лес и нарублю сучки! - решительно заявила Люся.
И я опомнилась. Разве нас кто-то запугает?  Папа говорил, что из всякого положения нужно  и должно искать выход. И он обязательно найдётся. Во мне проснулась отвага.
-Ну уж нет! Я здесь взрослая, мне надо самой идти, - твёрдо заявила я и пошла к хозяйке за инструментом.
-У нас под навесом один единственный топор, но вроде бы он сломан. Муж перед самым отъездом говорил, что собирается купить другой. Я ничего не знаю, - слезливо сказала  старушка и от проблемы устранилась.
Что делать? Идти в деревню и у кого-то просить топор, я не додумалась. Под навесом  я нашла то, что было топором. Действительно, у  него неровно обломано лезвие. Самая острая часть,  может быть, в три миллиметра толщиной. Не знаю, издевалась или шутила надо мной судьба?  Но ломать ветки лучше таким топором, как молотком, чем руками. Уже два дня шёл дождь, вокруг школы лес, как тайга. Я подхватила топор,  вошла в лес и сразу промокла насквозь. Много упавших деревьев, только все мокрые, очень толстые и длинные. Сломать нечего.  Сучки есть, но тоже толстые и мокрые. Они не ломаются,  и тупым топором не отрубаются. Вышла к интересному месту в лесу, где земля мхом покрыта, как на болоте. Стоят  деревья без листьев. Ходила, ходила  я по этому лесу и нашла ствол сухого дерева примерно четыре метра высотой и сантиметров тридцать в диаметре. Сухой  ствол стоял вертикально,  кое-где кора отвалилась. Идеальное топливо, но как взять его? Надо бы спилить, но нечем. Топором помахала дерево звенит, но не рубится. Обхожу дерево вокруг и слышу что-то хрустит, я нарочно потопталась около ствола. Хрустит что-то под ногами. Попыталась покачать  ствол,  ни с места. Я уперлась спиной, что-то хруснуло.  Я с другой стороны уперлась и опять что-то хруснуло, а ствол качнулся. Я вцепилась в него и давай качать, отчаяние придало силы, я крепко, как маму родимую,  обняла ствол и дернула вверх, а он вылез и оказался легонький. Я его на плечо и хотела идти, глянула вперед из под руки и вижу прямо передо мной стоит мужик с белым лицом и  выпученными глазами. Я смутилась, а он говорит:
-Если так дело пойдет, вы нам весь лес повыдергиваете.
Я еще больше засмущалась и ответила как нельзя глупее:
-Да я немножко возьму, только печку истопить, а то холодно.
Поправила ствол на плече и пошла к дому. А мужик остался, я оглянулась, а он смотрит мне вслед. Я ещё подумала, что наверно глупость сморозила. У печки  топка была не менее полутора метров глубиной и огромная как русская печь. Бревно у меня есть, но его распилить нечем. Пошла к хозяйке, она сидит плачет и опять за свое:
-Нет у нас ничего: ни пилы, ни топора.  Я говорила мужу, что надо свой инструмент завести. А он не хотел. Всё равно людей нанимаем. Говорят, автобус пустили, а хозяин про нас забыл. Вымерзнем, как мамонты.
Итак, сухое бревно у нас есть, а топить нечем. Хуже уже ничего не может быть. От безысходности и бессилия я просто озверела. Всё стало нипочём. Я начала действовать без оглядки на последствия. Еще раз вышла в лес, наломала кучу тонких живых мокрых еловых веток, приволокла их домой сложила  в самый дальний конец топки, положила на них конец бревна, а другой его конец  положила  на табуретку.  Напихала газеты в топку, высыпала пять  таблеток сухого спирта в дальний конец топки на газеты, ствол выходящий из печки мокрой тряпкой обмотала, чтоб не загорелся, и у топки  поставила ведро и тазик с водой.  Посидела, подумала, что ещё сделать, чтоб не было пожара, и не придумала. Подожгла газеты. Газеты хорошо загорелись и загорелся спирт. Подсохли и робко загорелись еловые ветки в печи, сильно задымило. Я на полный ход открыла заслонки, дым ушёл и через какое-то время загорелся ствол  в самом дальнем конце топки. Горит бревно в печи с шумом. Я успокоилась, поставила ведро с водой на плиту. Сидим с няней тихонько,  царствуем. А бревно  на выходе из топки  время от времении поливаем  водой на всякий случай. Когда прогорало бревно с дальнего конца, я его тихонько продвигала в топку. Вода согрелась, я постирала пелёнки, няня  их повесила около печки.   Приходит хозяйка и говорит:
-Муж приехал.  Сейчас он с кем-нибудь договорится. Не переживайте, теперь мы не пропадём. Людей в лесу полно, наверное учение какое-то. Рядом с нами за лесом  пожарная часть располагается, или  может опять из тюрьмы  кто-то сбежал.
Я совсем забыла, что во Владимире тюрьма. Мы с Люськой страшно испугались, позакрывали  все двери, завесили окна пеленками, сидели не дыша. Мы-то ладно. За детей страшно. В доме под рукой тяжелее  кастрюли ничего нет. Через полчасика опять явилась хозяйка:
- Почему у вас тепло. Ты топишь?
-Топлю.
Заглянула хозяйка за печку, а там еще с метр ствола из топки торчит.
-А где ты это взяла?
- В лесу выдернула.
Хозяйка бегом из комнаты. Приходит хозяин , прошел, заглянул в топку, крякнул и так вежливо говорит:
-Я купил два топора и пилы, взамен испорченным.  Но вы берите дрова под навесом. Они уже напилены, наколоты, ими топить удобнее.
-Да ничего. Вон какой лес, надергаем еще, - сказала я, имея в виду, что в лесу много сушняка, да и муж в выходные приедет.
Старик ошалело посмотрел на меня и ответил:
-Вы берите, пожалуйста, дрова. Берите, мне приятно вам помочь. А так не надо топить, вдруг... пожар... случится.
-Вы не беспокойтесь. я сама послежу, чтоб ничего плохого не случилось. Всё хорошо, спасибо вам большое, - согласилась я.
Старик потоптался рядом, помолчал и ушёл. Я, довольная жизнью, складывала детское бельишко.
-Чегой-то он? То ни топора, ни пилы не давали, а то берите дрова под навесом, пожалуйста,- передразнила хозяина рассерженная няня.
-Ладно, хватит тебе. Стыдно людям стало. Видят какие мы никудышные, маленькие, худенькие. Детишки у нас крохи, - ответила я.
 Ближе к вечеру, когда  мне надо было выйти, удобства по прежднему были во дворе. Я накинула кофточку и отправилась по своим делам. Слышу за домом оживленный разговор. Незнакомый мужской голос напряженно доказывал:
-Я сам видел. Идет цыпочка. Думаю, куда это она намылилась, к кому. Ну смотрю. А она вокруг пеньков ходит без интереса и подходит к столбищу. Кругом обошла пару раз, потолкала, а столб ни с места. Ну обхватила его, раз дернула и вырвала, потом как щепку на плечо и пошла.
-Да. Я видел. Толстый во всю топку и длинный ствол. Она его целиком в печь заткнула, конец положила на табуретку. Ствол хорошо горит, - ответил спокойный голос хозяина.
-Мы в том месте ни одного дерева не вырвали. А мы вон какие мужики. Я понял сразу, что это не спроста. Чего-то  она  не того. Знает чего-то.  Как бы беды деревне от неё  не было, - опять  зазвучал   незнакомый голос.
- Ты не мути людей, Степан. Выпил лишнее и понесло тебя на чудеса. Ну чего она знает? Совсем молодая. Испуганная  девочка. Детки у неё замёрзли.  Нашла сушняк во мху.  И чего? Расходитесь  по домам, мужики.
Я бегом рванула к туалету, закрылась и не знаю, что делать. Мне  страшно, и смех душит. Вот так   история!   Вернувшись в избу, я всё рассказала  Люсе. Она сначала встала в позу, возмутилась,  потом удивилась,  потом пошла на хозяйскую половину, проверила . Как раз попала на прощание мужиков со стариками.
-Ну,  Лариса, ты отчудила, так отчудила. А мужики-то могли бы с тебя спросить,- сказала девушка и, немного подумав, захохотала.- Скажи кому, ведь не поверят.  Отчудила с бревном, так отчудила!
- Всё таки много дикого среди людей. Я и сама поверила бы в колдовство. Спасибо, хозяин с мозгпми. А то... Ой!
А дрова хозяйские не понадобились. Потеплело  прямо на следующий день. Деревенские на меня чуть-чуть покосились,  да и привыкли.  Обошлось. А я поняла, что надо уметь  снимать дачу.  Больше  мы этого никогда  не делали.

 


Рецензии
Да, радости остаётся мало, когда путь к отдыху на природе тернист. Любопытно читать, какими неопытными выглядят городские люди в деревенских условиях. Находится загородном и не позаботится о пиле или топор заранее - ошибка новичков.
Последняя часть истории с валкой деревьев забавная)

Щукин Андрей   04.05.2018 19:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей. Прошло пятьдесят лет после этой истории. Жизнь так изменилась, что я сама не понимаю КАК мы жили. А ведь были много счастливее, чем теперь. Я общаюсь с молодёжью и слышу о жажде непременно уехать за границу отдыхать. И не вижу счастья взахлёб, не слышу восторженных отзывов. Круто или клёво - вот и всё.
А мы тогда были и наивны, и добродушны, а мне за это не стыдно.
Заграница-заграница... ну и что? Мне не нравится заграница. Там люди другие из породы тех, кто мне никогда не нравился.
Мои рассказы - это летопись минувших дней.
С уважением
Зоя

Зоя Слотина   04.05.2018 21:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.